10.5. Дополнительная защита шаровых шарниров рулевых тяг
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
Шаровые шарниры способны долго служить лишь в том случае, если в них не попадают вода и грязь. Уплотнение шарниров можно улучшить и тем самым увеличить их долговечность, если на каждый шаровой палец (предварительно вынув его из гнезда) поверх имеющегося заводского резинового уплотнителя 2 надеть шайбу 3, вырезанную из мягкой губчатой резины толщиной 10–15 мм.
Более простой, но эффективный способ защиты шаровых шарниров состоит в том, что их обертывают в 2–3 слоя поливинилхлоридной пленкой. Концы пленки закрепляют изоляционной лентой.
Долговечность шаровых шарнирова рулевой трапеции и подвески во многом зависит от целости резиновых защитных чехлов. Поврежденные чехлы можно успешно заменить обрезками велосипедной камеры длиной 100–120 мм. Внутреннюю часть чехла закрепите кольцами шириной 10 мм из этой же камеры, а наружную на тяге – медной проволокой диаметром около 1 мм.
Чтобы шарниры рулевой трапеции автомобилей служили дольше, из поролона толщиной 40 мм вырежьте кольцо наружным диаметром 65 мм и внутренним – 10 мм. Пропитайте его нигролом и, слегка отжав, заложите в чехол шарнира, смазанного "Литолом 24" при сборке. Наблюдения показывают, что нигрол защищает шарнир от воды лучше, чем "Литол 24", которым положено заполнять чехол. При этом экономится и дефицитная смазка.
Наклейка резиновой заплаты обычно бесполезна, так как во время работы чехла она отваливается. Можно восстановить герметичность нескольких чехлов таким способом. Чистые обезжиренные бензином внутреннюю и внешнюю поверхности чехла смазать клеем "88" и наложить слой тонкой капроновой ткани (кусок женского чулка). Затем – еще два слоя, тоже с клеем.
После высыхания поставить чехлы на машину, где они исправно послужат.
Как сберечь шарниры рулевых тяг? На автомобилях, у которых они смазываются через пресс-масленки с помощью шприца, рекомендуют перед этой операцией поджать пружину шарнира струбциной. Несколько лишних минут на обслуживание автомобиля – зато гарантия, что смазка в шарнире полностью заменена, удалены абразивные частицы, грязь.
На некоторых моделях шарниры рулевых тяг не имеют пресс-масленок для смазки. Поэтому нужно время от времени (через 3–5 тысяч км пробега, в зависимости от условий эксплуатации) делать этим узлам "укол". Возьмите обычный медицинский шприц на 10 см3 и толстую иглу к нему. Разогрейте нигрол или гипоидную смазку, заправьте в шприц и, проколов резиновый грязезащитный колпачок в верхней части шарнира, введите порцию смазки. отверстие в резине сразу затянется, когда вы вытащите иглу.
Шарниры в рулевом приводе некоторых автомобилей не подлежат смазыванию. Заводские специалисты считают, что в эксплуатации дешевле заменить изношенный узел новым. С точки зрения же автолюбителя это не совсем так. Смазать узел один-два раза в год дешевле, чем платить за новую деталь и работу по замене. Поэтому на машине, не снимая деталей, просверлите в центре каждой заглушки отверстие диаметром 5,2 мм. Аккуратно, чтобы стружка не попала внутрь шарниров, нарежте в отверстиях резьбу М6, такую же, как и в корпусах шаровых шарниров на рычагах подвески. Из винтов М6 изготовьте пробки длиной 4–5 мм для отверстий.
После такой переделки каждый раз, обслуживая машину, пополняйте смазку во всех шарнирах, приспособив для этого штауферную масленку 4 с припаянным резьбовым наконечником подходящего диаметра.
Инструкции по эксплуатации многих автомобилей рекомендуют через каждые 100 тысяч километров пробега разбирать и пополнять запас смазки в них. Однако на практике, и особенно при езде по грязным дорогам, необходимость в пополнении или замене смазки возникает гораздо чаще. Чтобы не разбирать при этом шарниры, можно сделать в их резьбовых пробках отверстия, в которых нарезали резьбу М6, и завернуть в них масленки.
После такой доработки смазать шарниры – дело нескольких минут, только для средних шарниров понадобится шприц с изогнутым наконечником. Чтобы в масленки не попадала грязь, по окончании работы надевайте на них резиновые колпачки.