Монтаж и демонтаж головки блока цилиндров
Болты головки блока цилиндров должны затягиваться с последовательности, обозначенной
цифрами. Слева показан шестицилиндровый двигатель (стрелка показывает направление
движения) и справа – 4-цилиндровый двигатель.
Вам нужны: динамометрический ключ, длинный ключ с внутренним зубчатым венцом
Т55 (для четырехцилиндрового двигателя) или ключ TORX Е14 (для шестицилиндрового
двигателя) и новая прокладка.
Демонтаж
Четырехцилиндровый двигатель
|
- Приведите фронтальную часть автомобиля в сервисное положение
(глава
Детали кузова).
- Демонтируйте вязкостный вентилятор.
- Снимите клиновой и клиново-ребристый ремни, отвинтите устройство
для натяжения ремней.
- Слейте охлаждающую жидкость через резьбовую пробку сливного
отверстия радиатора.
- Снимите разъем на датчике потока свежего воздуха, электромагнитный
клапан угольного фильтра и оконечный каскад мощности системы зажигания
(только 1,8 л двигатель).
- Отвинтите корпус воздушного фильтра в сборе, демонтируйте воздушный
шланг к патрубку дроссельной заслонки.
- Демонтируйте облицовку двигателя и отвинтите крышку головки
блока цилиндров
- Отвинтите патрубок охлаждающей жидкости с датчиком температуры
за головкой блока цилиндров.
- Отвинтите расширительный бачок с охлаждающей жидкостью.
- Отсоедините разъемы на всех клапанах впрыска и на датчике Холла.
- В двигателе с рабочим объемом 1,6 л снимите все разъемы свечей
зажигания и провод высокого напряжения.
- Отвинтите кронштейны впускного коллектора.
- Отвинтите впускной коллектор от головки блока цилиндров и отложите
в сторону.
- Отсоедините разъем провода к лямбда-зонду, обнажите провод.
- Отвинтите выхлопную трубу впереди от колена и отожмите назад.
- Демонтируйте крышку зубчатого ремня и поставьте поршень цилиндра
№ 1 в положение ВМТ момента зажигания, см. в главе выше.
- Ослабьте крепежный болт натяжного ролика.
- Отметьте направление движения зубчатого ремня для последующей
сборки и снимите его.
- Ослабьте болты головки блока цилиндров в обратной последовательности
по схеме затяжки справа вниз.
|
|
Демонтаж
Шестицилиндровый двигатель
|
- Отвинтите облицовку двигателя и крышку клиново-ребристого ремня.
- Демонтируйте клиново-ребристый и зубчатый ремни (см. раздел
Генератор).
- Отвинтите выхлопную трубу от колена.
- Слейте охлаждающую жидкость через резьбовую пробку сливного
отверстия двигателя и радиатора.
- Отвинтите воздушный шланг между датчиком потока свежего воздуха
и впускным коллектором.
- Отсоедините разъем у датчика Холла.
- Отсоедините вентиляцию картера на головке блока цилиндров слева
и справа.
- Снимите вакуумный шланг на патрубке дроссельной заслонки слева.
- Выньте из зажимов крышку шумопоглотителя всасывания и вывинтите
оба болта под крышкой.
- Отожмите шумопоглотитель назад и поднимите вверх.
- Снимите вакуумный трубопровод у шумопоглотителя слева, снимите
шумопоглотитель.
- Отвинтите крышку слева трубопровода клапанов впрыска.
- Выньте из зажимов фиксатор дроссельной заслонки, вывесьте дроссельную
заслонку и отложите ее.
- Отсоедините разъем датчика температуры всасываемого воздуха
и клапана стабилизации холостого хода.
- Отсоедините подающий и возвратный топливные трубопроводы.
- Отвинтите соединение с массой за патрубком дроссельной заслонки.
- Отсоедините вакуумный шланг к блоку управления перед патрубком
дроссельной заслонки.
- Отсоедините разъем у дроссельной заслонки.
- Отвинтите вакуумный шланг к электромагнитному клапану угольного
фильтра. Демонтируйте электромагнитный клапан.
- Отсоедините все разъемы свечей зажигания.
- Отсоедините все электрические разъемы клапанов впрыска.
- Отсоедините разъемы сенсора детонации и обогрева лямбда-зонда.
- Отсоедините разъемы лямбда-зонда и отложите провода.
- Отсоедините разъемы датчика давления масла и датчика температуры
масла.
- Снимите разъемы клапанов впрыска слева и справа.
- Отвинтите кронштейн гидравлического шланга у впускного коллектора.
Не отсоединяйте гидравлический шланг.
- Отвинтите впускной коллектор и выньте его.
- Закройте отверстия чистой тряпкой.
- Отвинтите трубку подачи охлаждающей жидкости на головке блока
цилиндров сзади.
- Демонтируйте лямбда-зонд.
- Отвинтите теплозащитный экран выпускного коллектора.
- Отвинтите головку блока цилиндров.
- Демонтируйте заднюю крышку зубчатого ремня.
- Отвинтите шланг расширительного бачка с гидравлической жидкостью
к насосу у головки блока цилиндров.
- Ослабьте болты головки блока цилиндров в обратной последовательности
тому, как показано внизу. Для этого нужно охладить двигатель,
так как горячая головка блока цилиндров может деформироваться
после демонтажа.
- Поднимите головку блока цилиндров. Если она отделяется не сразу,
помогут легкие постукивания синтетическим молотком.
|
|
Проверка демонтированной головки блока цилиндров
Для всех двигателей
|
- Снимите старую прокладку. Уплотнительные поверхности головки
блока цилиндров и блока двигателя должны быть абсолютно чистыми
и свободными от остатков прокладки. Не царапайте острым инструментом
мягкую уплотнительную поверхность головки блока цилиндров. Зазубрины
могут в будущем вызвать повреждение прокладки головки блока цилиндров.
- Проверьте головку блока цилиндров на деформацию (особенно важно
при повреждении прокладки в результате перегрева).
- Положите вдоль длинную металлическую линейку или гарантированно
ровный металлический уголок на очищенную уплотнительную поверхность
головки блока цилиндров.
- Проверьте шаблоном, есть ли в каком-нибудь месте просвет более
чем 0,1 мм. В этом случае головка блока цилиндров должна быть
перед монтажом отшлифована.
- Головка блока цилиндров может дорабатываться только в определенных
пределах. Ее минимальная высота, измеренная от верхней до нижней
уплотнительной поверхности, должна быть в четырехцилиндровом двигателе
139,25 мм и в шестицилиндровом – 132,75 мм.
|
|
Монтаж
Для всех двигателей
|
- Если меняется головка блока цилиндров, то нужно слегка смазать
маслом направляющие гидротолкателей. Это также распространяется
на головки блока цилиндров с уже установленным распредвалом.
- Если нужно, установите запорную крышку на заменяемой головке
шестицилиндрового двигателя.
- Резьба болтов головки блока цилиндров и отверстий на блоке
двигателя должна быть чистой и без повреждений, в ином случае
при затяжке болтов может быть искажен момент затяжки.
- В резьбовых отверстиях на блоке двигателя не должны быть вода
или масло, иначе литой материал может разорваться в области резьбовых
отверстий.
- Немного поверните коленвал в направлении, противоположном вращению,
для того, чтобы ни один поршень не находился в положении ВМТ,
иначе при установке головки блока цилиндров открытый клапан может
столкнуться с поршнем. За этим нужно проследить также при последующем
монтаже зубчатого ремня.
- Прокладку головки блока цилиндров наложите на блок двигателя
таким образом, чтобы номер детали или обозначение «вверх» были
обращены к головке блока цилиндров.
- Установите головку блока цилиндров. Обращайте при этом внимание
на центровочные штифты и пригнанные втулки.
- Вначале завинтите все болты головки блока цилиндров вручную
и затем затяните их в последовательности, показанной ниже:
Двигатель
|
Четырехцилиндровый
|
Шестицилиндровый
|
1-я ступень затяжки
|
40 Нм
|
(нет)
|
2-я ступень затяжки
|
60 Нм
|
60 Нм
|
3- я ступень затяжки
|
Ровно затяните болты жестким ключом на полоборота
дальше (та же последовательность). Это можно сделать также
на три четверти оборота
|
- Таким путем все болты окончательно завинчиваются.
|
Важно: соблюдать
последовательность затяжки при монтаже впускного коллектора
шестицилиндрового двигателя.
|
- Смонтируйте зубчатый ремень.
- Кроме того, в четырехцилиндровом двигателе с рабочим объемом
1,6 л проверьте установку зажигания (глава
Система
зажигания).
|
|