3.1.9. Цепь и звездочки (двигатель М10)
Предупреждение
После установки поршня
1-го цилиндра в ВМТ такта сжатия и снятия цепи вращение коленвала не допускается,
в противном случае возможны серьезные поломки из-за соударения головок клапанов
с днищами поршней.
Снятие
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Установите поршень 1-го цилиндра
в ВМТ такта сжатия (см. подраздел 3.1.4). |
2. Снимите крышку головки цилиндров
(см. подраздел 3.1.5). Убедитесь, что коромысла клапанов 1-го цилиндра свободно
покачиваются. |
3. Снимите верхнюю крышку цепи
привода распредвала (см. подраздел 3.1.8). Убедитесь в совмещении меток на
фланце распредвала с приливом в верхней части головки цилиндров. Кроме
того, отверстие под штифт звездочки распредвала должно находиться
в самой нижней точке. |
4. Отпустите 4 болта крепления звездочки
распредвала, удерживая центральный болт шкива успокоителя, не допуская
проворачивание коленвала. На части автомобилей используются контровочные
шайбы болтов звездочки, которые при сборке можно не устанавливать.
В этом случае перед отворачиванием болтов отогните ушки шайб. |
5. Снимите нижнюю крышку цепи привода
распредвала (см. подраздел 3.1.8). |
6. Выведите цепь из зацепления со
звездочкой распредвала и снимите цепь, звездочку распредвала и коленвала
(см. ниже). При необходимости слегка пристукните по звездочке, чтобы
стронуть с места. |
Проверка состояния |
Звездочка |
7. Проверьте наличие на ведущей
и ведомой звездочках крючковатости зубьев. При обнаружении износа
и повреждений зубьев звездочки замените. |
8. Для снятия ведущей звездочки
с носка коленвала необходимо снять сегментную шпонку и масляный насос
(см. подраздел 3.1.15).
Предупреждение
Звездочка напрессована
на "горячую", поэтому понадобится съемник челюстного типа.
Новую звездочку перед установкой надо нагреть до 80° С. Поэтому,
согласно рекомендации изготовителя, если необходимо заменить звездочку
коленвала, надо снять коленвал (см. подраздел 3.2.16) и сдать в автосервис
для термической напрессовки звездочки.
|
Цепь |
9. Меняйте в комплекте со звездочками,
как правило при каждом капремонте двигателя. Основные признаки износа
цепи – повышенный шум при работе двигателя и образование дорожек на
роликах. |
Натяжитель и успокоитель цепи |
|
10. Проверьте наличие признаков
износа или повреждений на натяжителе и успокоителе цепи (образование
дорожек износа из-за соприкосновения с цепью). При обнаружении дефектов
замените эти детали. Для замены достаньте стопорные разрезные шайбы. |
Предупреждение
Для снятия
натяжителя или успокоителя достаньте эти разрезные шайбы, приняв
меры к тому, чтобы не потерять шайбы, так как возможно спружинивание
шайб при освобождении и попадание их в двигатель.
|
11. Проверьте свободу перемещения
шарика в натяжителе. Если стук при встряхивании отсутствует, то натяжитель
замените. |
12. Продуйте натяжитель с закрытого
торца и со стороны щели. Воздух не должен проходить через плунжер
при продувке с закрытого торца и должен проходить свободно при продувке
со стороны щели. |
|
Установка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Установите натяжитель и успокоитель. |
2. Проверьте совмещение меток постановкой на
место нижней крышки цепи и шкива коленвала. После проверки снимите
эти детали. |
3. Оденьте цепь сначала на звездочку коленвала,
а затем на звездочку распредвала, направив по успокоителю и направляющей
натяжителя. Оденьте звездочку распредвала, проверьте совмещение меток. |
4. Далее сборка выполняется в обратном порядке.
Затяните все крепления с заданным моментом.
|
|