Снятие, проверка состояния и установка компонентов масляного насоса
Схема системы смазки двигателяМасляный насос
1 — Маслозаборник
|
5 — Ось ведомой шестерни
|
Редукционный клапан (боковой разрез)
1 — Шарик
|
3 — Шплинт |
Полнопоточный масляный фильтр
Система смазки - общие сведения
Задачей системы смазки является снижение компонента трения между внутренними компонентами двигателя, предохранение их от коррозии, а также отвод от деталей избытка тепла. Схема системы смазки представлена на сопроводительной иллюстрации.
Циркуляция масла в двигателе происходит следующим образом. Масляный насос засасывает масло через маслозаборник из поддона кратера и подает его через специальный канал к полнопоточному масляному фильтру. После фильтрования масло подается в главную масляную магистраль и поступает к коленчатому валу и отверстиям в блоке, в которых вращаются шейки распределительного вала. По каналам, предусмотренным внутри тела коленчатого вала, масло поступает к вкладышам шатунных подшипников.
Из главной масляной магистрали масло подводится также к датчику-выключателю давления масла. Через отверстия в коромыслах масло разбрызгивается на стержни клапанов.
Через отверстия в верхней части нижней головки шатунов масло выпрыскивается на поверхность цилиндров. Подача масла к цепи привода ГРМ осуществляется через отверстия в передней части блока цилиндров.
Маслозаливная горловина, крышки головки цилиндров закрывается пластмассовой пробкой, оборудованной резиновым уплотнительным кольцом.
К штуцеру на боковой стенке горловины подсоединен шланг системы вентиляции картера.
Поддон картера штампуется из стального листа. Между поддоном и блоком цилиндров устанавливается уплотнительная прокладка.
Крепление поддона к блоку осуществляется посредством девятнадцати болтов М6х20, которые следует затягивать с усилием 7 ÷ 9 Нм в строго определенном порядке.
В нижней точке поддона предусмотрена сливная пробка с резьбой М16х1.5. пробка оборудована алюминиевой уплотнительной шайбой размером 16х22.
Масляный насос располагается в нижней части крышки газораспределительной цепи. Привод насоса осуществляется шестерней, закрепленной на валу распределителя зажигания. Насос засасывает масло через оборудованный сетчатым фильтром маслозаборник из поддона кратера.
На иллюстрации представлены компоненты масляного насоса в сборе. Ведомая шестерня посажена на ось, запрессованную в крышку газораспределительной цепи. Через отверстие в крышке продет вал насоса, снизу на котором установлена ведущая шестерня. В верхней части вала предусмотрен паз, предназначенный для введения вала в зацепление с валом привода распределителя зажигания.
Ведомая и ведущая шестерни введены в зацепление друг с другом таким образом, чтобы при вращении осуществлять засасывание масла и нагнетание его в магистраль двигателя. Высота шестерен масляного насоса составляет 20 мм.
Снизу сборка насоса закрыта крышкой, закрепленной четырьмя болтами М6х20, продетыми также сквозь уплотнительную прокладку.
Прокладка, кроме герметизации стыка, выполняет также роль ограничителя осевого люфта шестерен. Если при проведении ремонта обнаружится отсутствие заводской прокладки, ее можно изготовить из бумажного листа максимальной толщиной 0.1 мм.
Если величина зазора между крышкой и торцами шестерен вала лежит в пределах 0.045 ÷ 0.158 мм, прокладку можно не устанавливать вовсе.
Чрезмерному росту давления в двигателе противостоит редукционный клапан, установленный в крышку масляного насоса. Основным рабочим элементом клапана является шарик диаметром 12 мм. Шарик прижимается к своему седлу пружиной. Второй конец пружины упирается в шплинт. При превышении давлением масла значения 4 кГс/см 2 , пружина сжимается и шарик слегка отходит от седла. Избыток масла при этом сливается обратно в поддон картера.
Из насоса масло под напором поступает в полнопоточный масляный фильтр. В корпус фильтра масло поступает через впускные отверстия, предварительно отжав дренажный клапан. Пройдя через бумажный фильтрующий элемент, масло через впускное отверстие фильтра поступает в галереи двигателя.
Дренажный клапан изготавливается из резины или пластмассы и дополнительно препятствует возврату масла в насос. Благодаря такой конструкции фильтра, давление в системе поднимается сразу после запуска двигателя. При установке нового фильтра на его заполнение маслом требуется некоторое время, определяющее задержку выключения соответствующей контрольной лампы на приборном щитке автомобиля.
Предохранительный клапан обеспечивает прохождение масла в обход фильтрующего элемента в случае нарушения проходимости последнего, предотвращая тем самым чрезмерное повышение давления. Клапан срабатывает также при чрезмерном повышении давления при использовании масел с повышенной степенью вязкости, используемых в зимнее время года. По мере прогрева двигателя и снижению вязкости масла, клапан постепенно возвращается в закрытое положение. В целом фильтр сконструирован и изготовлен так, чтобы выдерживать давление до 15 кГс/см 2 .
Внутри корпуса фильтра находится фильтрующий элемент, изготовленный из специальным образом обработанной бумаги. Бумага сложена гармошкой и уложена в виде звезды, благодаря чему в корпусе относительно малого размера удается разместить большую фильтрующую поверхность.
Место стыка корпуса фильтра с посадочной поверхностью на блоке цилиндров герметизируется при помощи резиновой или пластмассовой уплотнительной прокладки, посаженной в специальную канавку в основании фильтра.
Датчик-выключатель давления масла путем включения контрольной лампы информирует водителя о падении давления масла с системе смазки ниже допустимого предела (0.3 ÷ 0.6 кГс/см 2 ).
СНЯТИЕ
Компоненты сборки масляного насосаПроверка состояния
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
|||||||
|
УСТАНОВКА
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
|
|