Система смазки
В двигателе необходимо смазывать целый ряд подшипников и пар трения. Моторное
масло необходимо перекачать туда под давлением – это обязанность масляного насоса.
Он отсасывает масло из масляного поддона посредством впускной трубки и выдавливает
его в масляный фильтр главной масляной магистрали.
Если фильтр не был вовремя заменен и бумага фильтра забита грязью, то открывается
предохранительный клапан в обход масляного фильтра – снабжение маслом обеспечено.
От фильтра смазывающее вещество попадает через отверстия в блоке цилиндров к
местам смазки коленчатого вала, промежуточного вала (только 4-цилиндровый двигатель)
и головки блока цилиндров с распределительным валом. Через отверстия масло стекает
назад в масляный поддон, откуда масляный насос может снова забирать его для
следующего цикла.
Масляный насос
Масляный насос 5-цилиндрового двигателя. 1 – внутренний ротор; 2 – внешний ротор; 3 – предохранительный клапан. |
В режиме полной нагрузки через двигатель в минуту проходят 30 л масла:
- В 4-цилиндровом двигателе уже упомянутый промежуточный вал является приводным элементом для вала распределителя зажигания, который передает вращение на масляный насос.
- В 5- и 6-цилиндровом двигателе масляный насос расположен по направлению
движения спереди непосредственно на коленчатом валу.
Способ действия масляных насосов в разных двигателях Audi также различается. - 4-цилиндровый двигатель снабжен шестеренным масляным насосом. Две входящие друг в друга шестерни одинакового размера просто перекачивают масло от стороны впуска к стороне нагнетания.
- 5- и 6-цилиндровые двигатели смазываются роторным масляным насосом системы Eaton. Здесь внешняя шестерня расположена внутри внутренней шестерни (это оба ротора). Благодаря специальной форме и несоосному расположению внутреннего ротора при совместном вращении обоих шестерен образуются новые и новые впадины, в которых господствует пониженное давление. Благодаря вращающимся шестерням масло перекачивается к выходной стороне насоса и оттуда в смазочные каналы.
Температура масла
Для надежной работы двигателя очень важна температура масла. Эта информация,
однако, доступна водителю Audi только посредством встроенных дополнительных
приборов. С целью сравнения интересной является температура моторного масла
на фланце масляного фильтра или в масляном насосе; там масло холоднее всего.
На поршневых кольцах, наоборот, могут господствовать температуры до 300°С.
Если у вас автомобиль оснащен масляным термометром: Audi называет температуру
в 145°С в масляном поддоне как максимально допустимую. При условии, что применяется
высококачественное, соответствующее требованиям моторное масло.
Однако и слишком низкая температура масла вредна для двигателя. В этом случае
масло еще не достигло своей полной смазывающей способности. Поэтому вы после
холодного запуска по возможности не должны разгонять двигатель свыше 3500 об/мин
до тех пор, пока температура масла не поднимется примерно до 60°С. Считается,
что моторному маслу по сравнению с охлаждающей жидкостью требуется примерно
вдвое больше времени, прежде чем оно достигнет своей рабочей температуры.
Давление масла
Если в вашем автомобиле встроен масляный манометр, то вы можете сами проконтролировать давление масла в пределах точности измерительных приборов. Условия проверки: сезонное масло класса SAE 20 W/20, 80°C температура масла, двигатель вращается с 2000 об/мин. Вы должны получить следующие показатели:
Двигатель
|
Давление масла при 2000 об/мин
|
Давление масла максимальное (увеличивать частоту вращения) |
4-цилиндровый
|
мин. 2,0 бар
|
(нет данных)
|
5-цилиндровый
|
мин. 2,0 бар
|
макс. 5,3 – 6,3 бар
|
6-цилиндровый
|
макс. 4,5 – 6 бар
|
(нет данных) |
Однако за давлением масла в автомобиле Audi ведется прекрасное наблюдение и без приборов. Об этом заботятся два выключателя с гидроприводом. Более подробно об этой системе контроля вы узнаете в главе Приборы и вспомогательные устройства.