2.4. Четырехцилиндровый бензиновый двигатель
2.4.1. Зубчатый ремень
Натяжение зубчатого ремня в четырехцилиндровых бензиновых двигателях осуществляется
роликом автоматического механизма натяжения, который поддерживает оптимальное
натяжение ремня, в результате чего увеличивается срок службы и плавность хода
зубчатого ремня.
Предупреждение
На двигателях с различными
кодами устанавливаются различные ролики автоматического механизма натяжения
зубчатого ремня.
Снятие
Совмещение установочных меток
Снятие зубчатого ремня производится на двигателе, температура которого должна
быть более 30° С. При необходимости прогрейте двигатель.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Снимите вспомогательный клиновой ремень.
|
2. Вывинтите механизм натяжения поликлинового
вспомогательного приводного ремня. |
3. Снимите верхний кожух зубчатого ремня. |
4. Если зубчатый ремень будет устанавливаться
повторно, используя маркер или краску, отметьте направление вращения
зубчатого ремня. Если смотреть с передней части двигателя, шкивы двигателя
вращаются по часовой стрелке. |
5. Проверните двигатель таким образом, чтобы
поршень первого цилиндра установился в верхней мертвой точке.
Провернуть коленчатый вал двигателя можно следующими способами:
– поднимите переднюю часть автомобиля и закрепите на подставках.
Включите пятую передачу и затяните ручной тормоз. Удерживая одно переднее
колесо от проворачивания, вручную проверните второе переднее колесо.
При этом коленчатый вал двигателя будет проворачиваться;
– установите автомобиль на ровной горизонтальной площадке,
затем включите пятую передачу и вручную передвигайте автомобиль вперед
или назад;
– установите коробку передач в нейтральное положение и
затяните ручной тормоз. Используя гаечный ключ, за болт крепления
шкива коленчатого вала проверните коленчатый вал двигателя.
Предупреждение
Не проворачивайте
коленчатый вал двигателя за болт крепления шкива распределительного
вала, так как в этом случае нагрузка на зубчатый ремень максимальная.
|
6. Проверните коленчатый вал двигателя до тех
пор, пока метка на шкиве распределительного вала не совместится с
указателем ВМТ на крышке головки блока цилиндров (см. рис. Совмещение
установочных меток. Проверьте, что метка на шкиве коленчатого вала
совместилась с указателем на нижнем кожухе зубчатого ремня. При совмещении
меток с указателями поршень первого цилиндра находится в ВМТ в такте
сжатия. |
|
Двигатель ADP
Совмещение установочной метки шкива распределительного вала с указателем
и меток на шкивах коленчатого и промежуточного валов на двигателе ADP при установке
поршня первого цилиндра в ВМТ
На двигателе ADP установлен распределитель зажигания с приводом от промежуточного
вала. Если метка на шкиве распределительного вала совмещена с указателем, то метки
на шкивах коленчатого и промежуточного валов должны совместиться.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
|
1. Удерживая от проворачивания
шкив коленчатого вала, отвинтите четыре болта, крепящие шкив к коленчатому
валу. Снимите шкив коленчатого вала.
|
|
2. Отвинтите винты и снимите
нижний кожух зубчатого ремня. |
|
Двигатели AEB, ADP
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
|
Ослабьте болт крепления натяжного
рлика зубчатого ремня. |
|
Двигатель AHL
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
Ослабьте гайку крепления натяжного ролика зубчатого
ремня. |
|
Двигатель ADR
Натяжной ролик зубчатого ремня на двигателе ADR
|
1 – натяжной ролик,
2 – отверстие в корпусе поршня,
3 – болт
|
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Используя 8-миллиметровый шестигранник,
медленно поверните против часовой стрелки натяжной ролик зубчатого
ремня до совмещения отверстий (2) в поршне и корпусе (см. рис.
Натяжной ролик зубчатого ремня на двигателе ADR). Вставьте в совмещенное
отверстие стальной стержень или хвостовик сверла соответствующего
диаметра.
Предупреждение
В работе элемента
натяжения зубчатого ремня используется принцип гидравлического успокоителя
и его можно сжимать только при температуре, превышающей 30° С. Не
отвинчивайте болт (3), см. рис. Натяжной
ролик зубчатого ремня на двигателе ADR.
|
2. Снимите зубчатый ремень со шкивов двигателя.
Предупреждение
Не перегибайте
резко зубчатый ремень, так как в процессе эксплуатации зубчатый
ремень в месте резкого перегиба может разорваться, что приведет
к повреждению двигателя.
После снятия
зубчатого ремня не изменяйте положение шкивов зубчатого ремня.
Если после
снятия зубчатого ремня провернуть коленчатый вал двигателя, произойдет
соударение поршней с клапанами, в результате чего они будут повреждены
и потребуется серьезный ремонт двигателя. Отметьте положение шкива
коленчатого вала, для чего краской нанесите метки на шкиве и блоке
цилиндров двигателя. При необходимости можно проворачивать коленчатый
вал двигателя на 90° по часовой или против часовой стрелки.
Проверьте зубчатый
ремень на износ, расслоение или замасливание. Если на зубчатом ремне
имеются следы масла, перед установкой нового ремня найдите источник
утечки масла и устраните его.
|
|
Осмотр
Предупреждение
Не перекручивайте и не
перегибайте зубчатый ремень.
Исключите попадание на
зубчатый ремень масла, охлаждающей жидкости или топлива.
|
Если произошло выкрашивание зубьев зубчатого
ремня, возможно, заклинены распределитель зажигания, водяной насос, масляный
насос или распределительный вал. |
Предупреждение
Если произошел разрыв зубчатого
ремня на работающем двигателе, возможно, что произошло соударение поршней о
клапана, в результате чего клапана могут быть погнуты. Проверьте зазоры клапанов.
На погнутых клапанах клапанные зазоры будут значительно больше требуемых.
|
Если имеется значительный износ, трещины или
расслоение на наружной поверхности зубчатого ремня, проверьте состояние
беговых дорожек холостых шкивов. |
|
Износ одной стороны ремня указывает на несоосность
шкивов зубчатого ремня. Проверьте направляющую зубчатого ремня и выравнивание
шкивов зубчатого ремня.
|
При наличии любых дефектов на зубчатом ремне его необходимо заменить. Периодическая
замена зубчатого ремня должна производиться через 100 000 км пробега автомобиля.
Установка
Предупреждение
Установку и натяжение зубчатого
ремня производите на холодном двигателе.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Установите зубчатый ремень на шкивы коленчатого
и промежуточного валов.
Предупреждение
При повторной
установке зубчатого ремня установите его таким образом, чтобы стрелка
на ремне, нанесенная перед снятием ремня, совпадала с направлением
вращения шкивов двигателя. Если после установки зубчатый ремень
будет вращаться в противоположную сторону, возможно, возникновение
трещин на ремне и поломка двигателя.
|
2. Установите на место и закрепите болтами
нижний кожух зубчатого ремня.
|
3. Установите ременной шкив коленчатого вала
и закрепите его болтами, затянув их моментом 25 Нм. Имейте в виду,
что шкив устанавливается только в одном положении. |
4. Проверьте, что метки шкивов распределительного
и коленчатого валов совмещены с указателями.
|
5. Наденьте зубчатый ремень на шкив распределительного
вала. |
|
Двигатели AEB, ADP
Элементы натяжения зубчатого ремня на двигателях АЕВ,
ADP
|
А – держатель,
В – гаечный ключ
1 – плечо держателя,
2 – поршень,
3 – гаечный ключ, установленный на винт
|
Контрольные размеры для проверки правильности натяжения
зубчатого ремня на двигателях АЕВ, ADP, ADR
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Используя гаечный ключ (В) или специальный
ключ HAZET 2587 поверните по часовой стрелке держатель (А) натяжного
ролика зубчатого ремня так, чтобы поршень (1) вышел до упора, а поршень
(2) поднялся на 1 мм над корпусом. Удерживая в этом положении натяжной
ролик зубчатого ремня, затяните винт (3) моментом 25 Нм, см. рис.
Элементы натяжения зубчатого ремня на двигателях
АЕВ, ADP. |
2. Проверните коленчатый вал двигателя на 2
полных оборота по часовой стрелке и проверьте, что метки на шкивах
коленчатого и распределительного валов совместились с указателями.
|
3. Проверьте расположение элементов механизма
натяжения зубчатого ремня. Размер А должен совместиться с верхней
кромкой поршня. Размер D должен находиться в пределах 25–29 мм (см.
рис. Контрольные размеры для проверки
правильности натяжения зубчатого ремня на двигателях АЕВ, ADP, ADR). В этом
случае натяжение зубчатого ремня правильно отрегулировано.
Если верхняя кромка поршня находится в пределах размера B или С, необходимо
произвести повторную регулировку натяжения зубчатого ремня, а также
проверить состояние зубчатого ремня и натяжного ролика.
Если верхний торец поршня располагается в области В или размер D более
29 мм, необходимо отрегулировать положение натяжного ролика зубчатого
ремня. Если верхний торец поршня располагается в области С, необходимо
повторно отрегулировать положение натяжного ролика зубчатого ремня,
а также проверить состояние зубчатого ремня вместе с натяжным роликом.
При необходимости установите новый зубчатый ремень и натяжной ролик.
|
|
Двигатель ADR
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Используя 8-миллиметровый шестигранный
ключ, поверните натяжной ролик зубчатого ремня против часовой стрелки
и извлеките из отверстия поршня стальной стержень или сверло. Освободите
натяжной ролик и снимите шестигранный ключ. Не вращайте болт (3),
см. рис. Натяжной ролик зубчатого ремня
на двигателе ADR. |
2. Проверните коленчатый вал двигателя на 2
полных оборота по часовой стрелке и проверьте, что метки на шкивах
коленчатого и распределительного валов совместились с указателями.
|
3. Проверьте расположение элементов механизма
натяжения зубчатого ремня. Размер А должен совместиться с верхней
кромкой поршня. Размер D должен находиться в пределах 25–29 мм (см.
рис. Контрольные размеры для проверки
правильности натяжения зубчатого ремня на двигателях АЕВ, ADP, ADR).
В этом случае натяжение зубчатого ремня правильно отрегулировано.
Если верхняя кромка поршня находится в пределах размера B или С, необходимо
произвести повторную регулировку натяжения зубчатого ремня, а также
проверить состояние зубчатого ремня и натяжного ролика.
Если верхний торец поршня располагается в области В или размер D более
29 мм, необходимо отрегулировать положение натяжного ролика зубчатого
ремня. Если верхний торец поршня располагается в области С, необходимо
повторно отрегулировать положение натяжного ролика зубчатого ремня,
а также проверить состояние зубчатого ремня вместе с натяжным роликом.
При необходимости установите новый зубчатый ремень и натяжной ролик.
|
|
Двигатель AHL
Использование гаечного ключа для вращения натяжного
ролика зубчатого ремня на эксцентрике на двигателе AHL
|
1 – установочная метка,
2 – указатель
|
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Двигатель AHL. Используя гаечный ключ или
специальный ключ, HAZET пять раз поверните в обе стороны от упора
до упора натяжной ролик зубчатого ремня на эксцентрике, см. рис. Использование
гаечного ключа для вращения натяжного ролика зубчатого ремня на эксцентрике
на двигателе AHL. |
2. Гаечным ключом поверните натяжной ролик
против часовой стрелки до упора, при этом натяжение зубчатого ремня
будет максимальным.
|
3. Отпустив гаечный ключ, ослабьте натяжение
зубчатого ремня и проверьте, что указатель совместился с установочной
меткой (см. рис. Использование гаечного ключа
для вращения натяжного ролика зубчатого ремня на эксцентрике на двигателе
AHL). В этом положении затяните гайку крепления натяжного ролика
моментом 20 Нм. |
4. За болт крепления шкива коленчатого вала
проверните коленчатый вал двигателя по часовой стрелке на два полных
оборота и проверьте, что все установочные метки совместились с указателями.
Проверьте, что установочная метка механизма натяжения зубчатого ремня
совместилась с указателем. |
|
Все двигатели
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Проверните коленчатый вал двигателя на
два полных оборота по часовой стрелке и проверьте, что все установочные
метки совместились с указателями. В противном случае снимите зубчатый
ремень и произведите его повторную установку.
|
2. Установите верхний кожух зубчатого ремня.
|
3. Затяните элемент натяжения поликлинового
ремня моментом 25 Нм.
|
4. Установите поликлиновой ремень.
|
|
Двигатель ADP
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Используя специальное оборудование Фольксваген,
определите неисправности, записанные в память, и сотрите содержимое
памяти. |
2. Проверьте установку угла опережения зажигания.
|
|