5.1. Общие сведения
На автомобилях устанавливают шестицилиндровые дизельные V–образные двигатели с жидкостным охлаждением. Двигатели располагаются в моторном отсеке продольно.
Цилиндры двигателя отлиты из серого чугуна за одно целое с блоком цилиндров. Головки блока цилиндров изготовлены из легкого сплава и крепятся к блоку цилиндров болтами. В головку блока цилиндров запрессованы стальные направляющие втулки клапанов. К нижней части блока цилиндров двигателя крепится масляный поддон, состоящий из двух секций. В него стекает масло, необходимое для смазки и охлаждения двигателя.
В двигателях используется схема поперечного потока, при которой воздух поступает в цилиндры двигателя с одной стороны, а отработавшие газы удаляются с другой стороны двигателя. Форсунки подают топливо непосредственно в цилиндры двигателя.
На каждую секцию блока цилиндров установлена отдельная головка блока с двумя распределительными валами. Привод распределительных валов впускных клапанов осуществляется одним зубчатым ремнем. Привод распределительных валов выпускных клапанов осуществляется зубчатой передачей от распределительных валов впускных клапанов.
Клапанные зазоры регулируются автоматически при помощи гидравлических толкателей, поэтому ручная регулировка не требуется.
Для подачи масла к трущимся поверхностям двигателя служит масляный насос, приводимый в действие цепью от коленчатого вала. Под давлением масло подается по каналам к подшипникам коленчатого и распределительного валов.
Технические данные
Блок цилиндров
|
|
Внутренний диаметр цилиндра, мм:
|
|
1–й номинальный
|
78,306–78,310
|
2–й номинальный
|
78,310–78,314
|
1–й увеличенный
|
78,346–78,350
|
2–й увеличенный
|
78,350–78,354
|
Поршни
|
|
Диаметр поршня, мм:
|
|
1–й номинальный
|
78,253–78,261
|
2–й номинальный
|
78,259–78,267
|
1–й увеличенный
|
78,293–78,301
|
2–й увеличенный
|
78,299–78,307
|
Поршневые кольца
|
|
Зазор в замках поршневых колец
|
|
номинальный/ предельно допустимый, мм:
|
|
верхнего компрессионного
|
0,20–0,40/ 0,8
|
нижнего компрессионного
|
0,80–1,00/ 1,4
|
маслосъемного
|
0,25–0,50/ 0,8
|
Зазор колец в канавке поршня
|
|
номинальный/ предельно допустимый, мм:
|
|
верхнего компрессионного
|
0,100–0,136/ 0,150
|
нижнего компрессионного
|
0,045–0,085/ 0,110
|
маслосъемного
|
0,025–0,065/ 0,090
|
Головка блока цилиндров
|
|
Отклонение от плоскостности привалочной поверхности головки блока цилиндров, мм
|
0,1
|
Распределительные валы
|
|
Осевой зазор, мм:
|
|
номинальный
|
0,06–0,15
|
предельно допустимый
|
0,3
|
Радиальный зазор, мм:
|
|
номинальный
|
0,035–0,085
|
предельно допустимый
|
0,1
|
Коленчатый вал
|
|
Диаметр коренных шеек, мм:
|
|
номинальный
|
64,958–64,978
|
1–й ремонтный
|
64,708–64,728
|
Диаметр шатунных шеек, мм:
|
|
номинальный
|
57,958–57,978
|
1–й ремонтный
|
57,708–57,728
|
Осевой зазор, мм:
|
|
номинальный
|
0,090–0,251
|
предельно допустимый
|
0,3
|
Радиальный зазор, мм:
|
|
номинальный
|
0,018–0,045
|
предельно допустимый
|
0,1
|
Моменты затяжки* основных резьбовых соединений, Н·м
Пробка слива охлаждающей жидкости
|
10
|
Опора двигателя к нижней раме
|
25
|
Ведущий диск к гидротрансформатору
|
85
|
Опора компенсатора крутящего момента двигателя к раме
|
40
|
Генератор к двигателю:
|
|
М8
|
22
|
М10
|
45
|
Компрессор кондиционера к кронштейну
|
22
|
Насос усилителя рулевого управления к кронштейну
|
22
|
Шкив к насосу усилителя рулевого управления
|
22
|
Приемная выхлопная труба к турбокомпрессору
|
25
|
Гаситель колебаний к шкиву коленчатого вала
|
22
|
Устройство натяжения поликлинового ремня компрессора к кронштейну
|
22
|
Болт крепления ролика натяжения поликлинового ремня компрессора кондиционера
|
22
|
Кронштейн насоса усилителя рулевого управления и масляного теплообменника к двигателю
|
22
|
Кронштейн компрессора кондиционера к кронштейну насоса усилителя рулевого управления и масляного теплообменника
|
22
|
Насос усилителя рулевого управления к кронштейну
|
22
|
Шкив к насосу усилителя рулевого управления
|
22
|
Болт крепления шкива зубчатого ремня к распределительному валу
|
75
|
Болты крепления гасителя колебаний на шкиве топливного насоса
|
22
|
Болты крепления кронштейна вентилятора радиатора с вязкостной муфтой:
|
|
М6
|
10
|
М8
|
22
|
М10
|
45
|
Вакуумный насос к головке блока цилиндров
|
10
|
Болты крепления ведущего шкива топливного насоса к шкиву распределительного вала
|
22
|
Натяжной ролик зубчатого ремня топливного насоса к кронштейну вентилятора радиатора с вязкостной муфтой
|
36
|
Болт крепления маховика
|
60 + довернуть на угол 180°
|
Болты крепления вакуумного насоса
|
10
|
Болты крепления передней секции впускного коллектора
|
10
|
Болты крепления левой секции впускного коллектора
|
10
|
Болты крепления правой секции впускного коллектора
|
10
|
Клапан системы рециркуляции отработавших газов (EGR) к впускному коллектору
|
22
|
Топливные трубки к топливному насосу и форсункам
|
30
|
Болты крепления термозащитного экрана к турбокомпрессору
|
10
|
Болты крепления маслопровода к впускному коллектору
|
22
|
Гайки крепления крышки головки блока цилиндров
|
10
|
Трубки возврата топлива к топливным форсункам
|
5
|
Болт крепления направляющей трубы для указателя (щупа) уровня моторного масла к крышке головки
|
10
|
Болты крепления маслопровода к турбокомпрессору
|
15
|
Болты крепления кронштейна турбокомпрессора к блоку цилиндров
|
22
|
Свечи накали вания
|
18
|
Гайки крепления крышек подшипников распределительных валов
|
15
|
Шпильки к головк е блока цилиндров
|
5
|
Форсунки к головке блока цилиндров
|
10
|
* Для остальных резьбовых соединений моменты затяжки следующие, Н·м:
М6 – 10; М8 – 20; М10 – 45; М12 – 65.