5.6. Коленчатый вал
Проверьте шейки коленчатого вала на шероховатость. Любая заметная шероховатость указывает на необходимость перешлифовки или замены коленчатого вала.
Если коленчатый вал был перешлифован, проверьте отсутствие заусенцев вокруг отверстий для смазки. Обнаруженные заусенцы удалите надфилем или шабером и тщательно прочистите отверстия и каналы от стружки.
Используя микрометр, измерьте диаметр коренных и шатунных шеек коленчатого вала и сравните результаты с техническими данными. Шейки измеряйте в нескольких точках как по диаметру, так и по длине, это позволит выявить овальность и конусность при их наличии.
Проверьте поверхности контакта сальника на каждом конце коленчатого вала на износ и другие повреждения. Если шейка сильно изношена от уплотнения, то, возможно, потребуется замена коленчатого вала.
Износ шатунной шейки характеризуется стуками металлического тона при работе двигателя, особенно под нагрузкой, при малой частоте вращения, и уменьшением давления масла.
Износ коренных шеек коленчатого вала характеризуется сильной вибрацией двигателя и стуком металлического тона, усиливающимся при увеличении частоты вращения двигателя, а также уменьшением давления масла.
Даже если коренной и шатунный подшипники подлежат замене при капитальном ремонте двигателя, их необходимо тщательно осмотреть: по их дефектам можно судить о техническом состоянии двигателя.
Подшипник может выйти из строя из–за недостатка смазки, попадания загрязнения, инородных частиц, перегрузки двигателя или коррозии. Причину, вызвавшую выход подшипника из строя, надо устранить прежде, чем двигатель будут собирать повторно.
Для осмотра подшипников снимите и разложите их в таком же порядке, в каком они были установлены на двигателе. Это позволит определить соответствующую шейку коленчатого вала и облегчит поиск неисправностей.
Инородные частицы могут попадать в двигатель различными путями. Металлические частицы появляются в моторном масле в результате нормального износа двигателя. Мелкие частицы вместе с маслом могут попасть в подшипники и легко внедриться в их мягкий материал. Более крупные частицы могут царапать подшипник или шейку коленчатого вала. Чтобы предотвратить выход из строя подшипника по этой причине, надо тщательно очистить все внутренние поверхности двигателя и содержать их в чистоте при сборке двигателя. Рекомендуется также соблюдать требуемую периодичность замены масла и фильтра.
Недостаточная смазка шеек коленчатого вала может быть вызвана многими причинами: высокой температурой масла, перегрузкой двигателя, утечкой масла и пр.
Манера вождения автомобиля также оказывает влияние на долговечность подшипников. При полностью открытой дроссельной заслонке на невысокой частоте вращения коленчатого вала двигателя повышается нагрузка на подшипники и происходит выдавливание масляной пленки из зоны контакта. Высокие нагрузки приводят к появлению трещин в рабочей части подшипника, что в свою очередь может вызвать отрыв антифрикционного слоя от стальной основы.
Движение на короткие расстояния приводит к коррозии подшипников в результате того, что двигатель не выходит на стабилизированную рабочую температуру, при которой удаляются водяные пары и коррозионные газы. Конденсируясь в моторном масле, они образуют кислоту и осадок. Кислота вместе с моторным маслом попадает к подшипникам и вызывает коррозию.
Неправильный подбор подшипников при сборке двигателя также становится причиной выхода из строя подшипников. В подшипниках, установленных с предварительным натягом, остается зазор, недостаточный для обеспечения нормальной смазки.
При установке коленчатого вала необходимо учитывать следующее.
Рис. 3.3–47. Коленчатый вал: 1 – центрирующая втулка; 2 – звездочка цепи; 3 – коленчатый вал; 4 – установочный штифт; 5 – стойка; 6 – болт, 22 Н·м; 7 – болты крепления крышек подшипников; 8 – крышка подшипника; 9 – болт, 22 Н·м; 10 – стойка; 11 – упорное полукольцо; 12 –вкладыш коренного подшипника; 13 – штифт; 14 – упорное полукольцо; 15 – вкладыш коренного подшипника; 16 – болты
|
Упорные полукольца 11 и 14 (рис. 3.3–47) устанавливаются только на четвертом коренном подшипнике и используются для регулировки осевого зазора коленчатого вала.
Смазочные канавки упорных полуколец должны быть направлены наружу.
Вкладыш 12 без смазочной канавки устанавливается со стороны крышки подшипника.
Коренной подшипник №1 находится со стороны ременного шкива, а подшипник №4 – со стороны маховика (рис. 3.3–48).
При установке необходимо использовать новые болты крепления крышек подшипников.
Болты крепления крышек коренных подшипников затягивайте в последовательности, показанной на рисунке 3.3–49, в пять этапов:
1–й – затяните болты 1–8 моментом 60 Н·м;
2–й – доверните болты 1–8 на угол 90°;
3–й – затяните болты 9–16 моментом 60 Н·м;
4–й – доверните болты 9–16 на угол 90°;
5–й – затяните болты А моментом 28 Н·м
Измерение осевого и радиального зазоров коленчатого вала
Рис. 3.3–50. Установка кронштейна с индикатором часового типа для измерения осевого зазора коленчатого вала
|
Установите на блоке цилиндров двигателя кронштейн с индикатором часового типа таким образом, чтобы измерительный наконечник индикатора упирался в противовес коленчатого вала (рис. 3.3–50).
Передвиньте коленчатый вал вдоль оси в одну сторону до упора и установите стрелку индикатора часового типа на 0. Переместите коленчатый вал вдоль оси в другую сторону до упора и зафиксируйте значение, показанное индикатором. Номинальное значение осевого зазора коленчатого вала 0,090–0,251 мм, предельно допустимое значение – 0,30 мм.
Для измерения радиального зазора в подшипниках коленчатого вала необходимо использовать калиброванный пластиковый стержень Plastigage.
Отвинтите болты и снимите крышку коренного подшипника и коренной вкладыш. Очистите вкладыш, крышку и шейку коленчатого вала.
Отрежьте кусочек пластикового калиброванного стержня, длина которого равна ширине подшипника, и уложите его вдоль оси коленчатого вала на шейку коренного подшипника.
Установите крышку подшипника с вкладышем и закрепите ее болтами, затянув их моментом 30 Н·м. При этом коленчатый вал не проворачивайте.
Отвинтите болты и снова снимите крышку коренного подшипника. Сравните ширину деформированного пластикового стержня с измерительной шкалой, нанесенной на упаковке пластикового стержня. По шкале определите радиальный зазор. Номинальное значение радиального зазора коленчатого вала 0,018–0,045 мм, предельно допустимое значение – 0,10 мм.