11.3. Тормозная система
Особенности конструкции
Рис. 11.5. Главный тормозной цилиндр и вакуумный усилитель: 1 – главный цилиндр; 2 – бачок главного цилиндра; 3 – вакуумный усилитель; 4 – стопорная скоба; 5 – палец
|
На автомобиле может быть установлен главный тормозной цилиндр 1 (рис. 11.5) с бачком 2 и вакуумный усилитель 3, применяемый на переднеприводных автомобилях ВАЗ.
Рис. 11.6. Устройство вакуумного усилителя тормоза: 1 – корпус вакуумного усилителя; 2 – чашка корпуса усилителя; 3 – шток; 4 – регулировочный болт; 5 – уплотнитель штока; 6 – уплотнительное кольцо фланца главного цилиндра; 7 – возвратная пружина диафрагмы; 8 – шпилька усилителя; 9 – втулка крепления обратного клапана; 10 – обратный клапан; 11 – штуцер крепления шланга; 12 – диафрагма; 13 – крышка корпуса усилителя; 14 – уплотнительный чехол; 15 – поршень; 16 – защитный чехол корпуса клапана; 17 – воздушный фильтр; 18 – толкатель; 19 – возвратная пружина толкателя; 20 – пружина клапана; 21 – клапан; 22 – втулка корпуса клапана; 23 – буфер штока; 24 – корпус клапана; А – вакуумная камера; В – атмосферная камера; С, D – каналы
|
Вакуумный усилитель. Резиновая диафрагма 12 (рис. 11.6) вместе с корпусом 24 клапана делят полость вакуумного усилителя на две камеры: вакуумную А и атмосферную В. Камера А соединена с впускной трубой двигателя через обратный клапан наконечника 11 и шланг.
Корпус 24 клапана пластмассовый. На выходе из крышки он уплотнен гофрированным защитным чехлом 16. В корпусе клапана установлен шток 3 привода главного цилиндра с опорной втулкой, буфер 23 штока, поршень 15 корпуса клапана, клапан 21 в сборе, возвратные пружины 19 и 20 толкателя и клапана, воздушный фильтр 17, толкатель 18.
При нажатии на педаль перемещаются толкатель 18 и поршень 15, а вслед за ними и клапан 21 до упора в седло корпуса клапана. При этом камеры А и В разобщаются. При дальнейшем перемещении поршня его седло отходит от клапана и через образовавшийся зазор камера В соединяется с атмосферой. Воздух, поступивший через фильтр 17, зазор между поршнем и клапаном и канал D, создает давление на диафрагму 12. За счет разности давления в камерах А и В корпус клапана перемещается вместе со штоком 3, который воздействует на поршень главного цилиндра.
При отпущенной педали клапан 21 отходит от седла корпуса и через образовавшийся зазор и канал С камеры А и В сообщаются между собой.
Рис. 11.7. Устройство главного цилиндра тормоза: 1 – корпус главного цилиндра; 2 – уплотнительное кольцо низкого давления; 3 – поршень привода контура левый передний–правый задний тормоз; 4 – рас
порное кольцо; 5 – уплотнительное кольцо высокого давления; 6 – прижимная пружина уплотнительного
кольца; 7 – тарелка пружины; 8 – возвратная пружина поршня; 9 – шайба; 10 – стопорный винт; 11 – поршень привода контура правый передний–левый задний тормоз; 12 – соединительная втулка; 13 – бачок; 14 – датчик аварийного уровня тормозной жидкости; А – зазор
|
Главный цилиндр с последовательным расположением поршней (рис. 11.7). На корпусе главного цилиндра закреплен бачок 13, в пробке заливной горловины которого установлен датчик 14 аварийного уровня тормозной жидкости. Уплотнительные кольца 5 главного цилиндра и аналогичные кольца заднего колесного цилиндра взаимозаменяемы.
Снятие и установка вакуумного усилителя
1. Отсоедините колодку с проводами от датчика 14 (см. рис. 11.7) аварийного уровня тормозной жидкости.
|
2. Отверните гайки крепления главного цилиндра к усилителю, снимите его со шпилек и отведите в сторону, осторожно изгибая трубопроводы, чтобы не повредить их.
|
ПРИМЕЧАНИЕ
При снятии усилителя главный цилиндр гидропривода тормозов не отсоединяйте от гидросистемы, чтобы в нее не попал воздух.
|
3. Отсоедините шланг от обратного клапана усилителя.
|
4. Отсоедините вакуумный усилитель от педали тормоза, сняв стопорную скобу 4 (см. рис. 11.5) и вынув палец 5.
|
5. Отверните гайки крепления вакуумного усилителя к кронштейну педали тормоза и кузову.
|
6. Снимите вакуумный усилитель.
|
7. Устанавливайте вакуумный усилитель в порядке, обратном снятию.
|
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Усилитель тормоза – ответственный узел, непосредственно влияющий на безопасность движения. Ремонт усилителя требует специального монтажного и контрольного оборудования и подразумевает высокую квалификацию исполнителя. Поэтому неисправный усилитель не разбирайте, а заменяйте новым.
|
Снятие и установка главного цилиндра
Главный цилиндр снимают с автомобиля для замены или ремонта. Однако если исполнитель не обладает навыками выполнения разборочно-сборочных работ, переборка главного цилиндра часто не приводит к желаемым результатам, поэтому рекомендуем заменять неисправный цилиндр в сборе.
1. Откачайте резиновой грушей жидкость из бачка.
|
2. Отсоедините трубопроводы от главного цилиндра.
|
ПРИМЕЧАНИЕ
Заглушите отверстия у трубопроводов и у главного цилиндра, чтобы не допустить утечку жидкости и попадание в них пыли и грязи.
|
3. Отсоедините колодку с проводами от клемм датчика аварийного уровня тормозной жидкости.
|
4. Отверните две гайки крепления цилиндра к вакуумному усилителю и аккуратно снимите цилиндр в сборе с бачком со шпилек.
|
5. Отверните пробку заливной горловины и слейте из бачка и из цилиндра остатки тормозной жидкости.
|
ПРИМЕЧАНИЕ
Если вы сняли бачок с главного цилиндра, осмотрите резиновые втулки крепления бачка. Надорванные, потрескавшиеся или потерявшие эластичность втулки замените.
|
6. Установите главный цилиндр, заверните гайки его крепления и залейте тормозную жидкость в бачок. Подставьте под главный цилиндр емкость или положите тряпку для сбора тормозной жидкости.
|
7. Закройте пальцами отверстия под тормозные трубки в главном цилиндре. Помощник должен медленно нажимать на педаль тормоза до тех пор, пока из передних отверстий цилиндра не потечет тормозная жидкость.
|
8. В этот момент подсоедините трубки к передним отверстиям цилиндра и заверните гайки их крепления. При этом помощник должен удерживать педаль в нажатом состоянии. Аналогичным образом подсоедините трубки к задним отверстиям цилиндра. Установите все снятые детали в обратном порядке. Нажмите на педаль тормоза и, если она «мягкая», прокачайте тормозную систему (см. разд. 8 «Тормозная система», «Прокачка гидропривода тормозной системы»).
|
Разборка и сборка главного цилиндра
1. Снимите главный цилиндр с автомобиля (см. «Снятие и установка главного цилиндра»).
|
2. Используя деревянную лопатку в качестве рычага, снимите бачок 13 (см. рис. 11.7) с цилиндра.
|
3. Извлеките из корпуса главного цилиндра соединительные втулки 12.
|
Рис. 11.8. Детали главного цилиндра: 1 – корпус цилиндра; 2 – уплотнительное кольцо низкого давления; 3 – поршень привода контура левый передний–правый задний тормоз; 4 – распорное кольцо; 5 – уплотнительное кольцо высокого давления; 6 – прижимная пружина уплотнительного кольца; 7 – тарелка пружины; 8 – возвратная пружина поршня; 9 – шайба; 10 – стопорный винт; 11 – поршень привода контура правый передний–левый задний тормоз; 12 – уплотнительная прокладка
|
4. Выверните два стопорных винта 10 (рис. 11.8)
|
5. Усилием руки извлеките из корпуса поршни первой и второй камер с манжетами, шайбами и пружинами. При этом поршень 11 второй камеры может не выйти свободно. Для извлечения его с оставшимися деталями ударами торцом корпуса со стороны первой камеры о чистую доску продвиньте его через первую камеру. Для извлечения поршня можно использовать также сжатый воздух, который нужно подвести к выходному отверстию второй камеры, закрыв при этом отверстие под бачок.
|
6. Внимательно осмотрите и убедитесь в совершенной чистоте зеркала цилиндра и рабочей поверхности поршней, в отсутствии ржавчины, рисок и других неровностей. В противоположном случае замените детали новыми.
|
7. Замените порванные, разбухшие или потерявшие эластичность манжеты. Рекомендуется при каждой разборке главного цилиндра заменять манжеты новыми независимо от их состояния.
|
8. Проверьте упругость пружин поршней, длина которых должна быть под нагрузкой 38,26–46,1 Н (3,9–4,7 кгс) – 41 мм, под нагрузкой 81,81–99,47 Н ( 8,34–10,14 кгс) – 21 мм, в свободном состоянии – 59,7 мм. Замените потерявшие упругость пружины.
|
9. Прокладки 12 (см. рис. 11.8) под стопорными винтами рекомендуется заменять новыми.
|
10. Перед сборкой промойте все детали чистой тормозной жидкостью. Не допускайте попадания на детали минеральных масел, бензина или дизельного топлива, так как даже остаточные следы этих жидкостей могут привести к разрушению резиновых манжет.
|
11. Собирайте цилиндр в порядке, обратном разборке. При этом все детали смажьте тормозной жидкостью.
|