Поиск

Audi

Сервисное обслуживание и эксплуатация
Предлагаем Вашему вниманию адресно-телефонный справочник автопредприятий предоставляющих товары и услуги автомобилям Audi:
 

5.3 Коробка передач

5.3. Коробка передач

Особенности конструкции

5.3 Коробка передач Audi
Рис. 5.3. Коробка передач: 1 – первичный вал; 2 – муфта выключения сцепления; 3 – передняя крышка с направляющей втулкой; 4 – сальник первичного вала; 5 – картер сцепления; 6 – сапун; 7 – картер коробки передач; 8 – шестерня постоянного зацепления первичного вала; 9 – игольчатый подшипник вторичного вала; 10 – лоток для сбора и стока масла; 11 – синхронизатор III и IV передач; 12 – шестерня III передачи; 13 – шестерня II передачи; 14 – вторичный вал; 15 – синхронизатор I и II передач; 16 – шестерня I передачи; 17 – втулка шестерни I передачи; 18 – промежуточный подшипник вторичного вала; 19 – стопорная пластина промежуточного подшипника; 20 – шестерня заднего хода; 21 – гайка крепления механизма выбора передач; 22 – синхронизатор V передачи; 23 – механизм выбора передач; 24 – шестерня V передачи; 25 – кронштейн крепления опорной пластины; 26 – маслоотражательная шайба; 27 – фланец эластичной муфты карданной передачи; 28 – гайка; 29 – уплотнитель центрирующего кольца; 30 – центрирующее кольцо; 31 – сальник вторичного вала; 32 – задний подшипник вторичного вала; 33 – распорная втулка; 34 – болт блока шестерен; 35 – подшипник блока шестерен; 36 – задняя крышка коробки передач; 37 – блок шестерен V передачи и заднего хода; 38 – задний подшипник промежуточного вала; 39 – шестерня I передачи промежуточного вала; 40 – пробка сливного отверстия; 41 – шестерня II передачи промежуточного вала; 42 – шестерня III передачи промежуточного вала; 43 – нижняя крышка коробки передач; 44 – промежуточный вал; 45 – шестерня постоянного зацепления промежуточного вала; 46 – передний подшипник промежуточного вала; 47 – зажимная шайба подшипника промежуточного вала; 48 – болт зажимной шайбы; 49 – задний подшипник первичного вала


На автомобиль устанавливают пятиступенчатую коробку передач, имеющую трехвальную схему. Устройство коробки передач показано на рис. 5.3.

5.3 Коробка передач Audi
Рис. 5.4. Привод управления механизмом переключения передач: 1 – гайка крепления опорной пластины; 2 – тяга привода управления коробкой передач; 3 – прокладка крышки люка; 4 – крышка люка рычага переключения передач; 5 – рукоятка рычага переключения передач; 6 – рычаг переключения пе
редач; 7 – чехол рычага переключения передач; 8 – уплотнительный чехол; 9 – винт крепления крышки
люка; 10 – задняя опора; 11 – корпус рычага переключения передач; 12 – нижний корпус рычага переключения передач; 13 – гайки крепления задней опоры; 14 – шайба задней опоры; 15 – гайка; 16 – кольцо распорное; 17 – стопорное кольцо; 18 – корпус шаровой опоры; 19 – пружина рычага переключения передач; 20 – ползун шаровой опоры; 21 – гайки крепления корпуса шаровой опоры; 22 – защитный чехол; 23 – наконечник тяги; 24 – пластина опорная; 25 – коробка передач


Привод управления механизмом переключения передач состоит из рычага 6 (рис. 5.4) переключения передач, шаровой опоры, тяги 2, наконечника тяги 23.

Замена масла в коробке передач
Согласно сервисной книжке масло в коробке нужно заменять через 45 тыс. км пробега.

        ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
Сливать масло рекомендуется в течение 15 мин после поездки, пока оно не остыло и сравнительно жидкое.

Вам потребуются: ключ «на 17», шестигранник «на 12», емкость для слива масла.
1. Подставьте емкость под отверстие для слива масла из картера коробки передач.
5.3 Коробка передач Audi
5.3 Коробка передач Audi
2. Для облегчения слива выверните маслозаливную пробку.
3. Выверните сливную пробку и слейте масло.
4. Очистите сливную пробку от загрязнений и металлических частиц и заверните ее на место.
5. При сильно загрязненном слитом масле или наличии механических примесей в нем промойте коробку передач:
- залейте в картер 0,9 л промывочного масла и установите пробку маслозаливного отверстия на место;
- вывесите одно или оба задних колеса, включите I передачу и пустите двигатель на 2-3 мин;
- слейте промывочное масло;
- протрите пробку маслосливного отверстия и установите ее на место.
5.3 Коробка передач Audi
6. Заправьте с помощью шприца (или показанного на фото приспособления) картер коробки передач свежим маслом. Заливайте масло до уровня маслоналивного отверстия (1,6 л).
7. Установите пробку маслоналивного отверстия на место.

Замена сальника вторичного вала
Постоянное снижение уровня масла в картере коробки передач может быть вызвано потерей герметичности уплотнения вторичного вала коробки передач.
Вам потребуются: ключ «на 30», отвертка, оправка, молоток.
1. Для замены сальника вторичного вала снимите промежуточный вал трансмиссии (см. «Снятие и установка промежуточного вала»).
5.3 Коробка передач Audi
5.3 Коробка передач Audi
2. Снимите уплотнитель центрирующего кольца.
3. Отверните гайку крепления фланца эластичной муфты.

5.3 Коробка передач Audi
ПРИМЕЧАНИЕ
Обратите внимание на центрирующее кольцо. По мере отворачивания гайки вы спрессуете кольцо.

4. Снимите центрирующее кольцо.
5.3 Коробка передач Audi
5.3 Коробка передач Audi
5. Снимите стопорную шайбу.
6. Снимите фланец.
5.3 Коробка передач Audi
5.3 Коробка передач Audi
7. Поддевая отверткой, извлеките сальник из задней крышки коробки передач.
8. Нанесите герметик на новый сальник.
5.3 Коробка передач Audi
9. Запрессуйте сальник в заднюю крышку через подходящую оправку.

        ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
При отсутствии подходящей оправки можно использовать для запрессовки старый сальник.

10. Установите все снятые детали и промежуточный вал в порядке, обратном снятию.
11. Проверьте уровень масла в коробке передач и при необходимости долейте (см. «Замена масла в коробке передач»).

Снятие и установка коробки передач
Основные неисправности, для устранения которых необходимо снять коробку передач с автомобиля:
- повышенный (по сравнению с привычным) шум;
- затрудненное переключение передач;
- самопроизвольное выключение или нечеткое включение передач;
- утечка масла через уплотнения и прокладки.
Кроме того, коробку передач необходимо снимать для замены сцепления, переднего подшипника первичного вала коробки передач, маховика и заднего сальника коленчатого вала двигателя.

        ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
Работа по снятию и установке коробки передач весьма трудоемка, поэтому предварительно обязательно убедитесь, что ее неисправности не вызваны иными причинами (недостаточный уровень масла, дефекты привода сцепления, ослабление крепления коробки и ее крышек и т.п.).

Вам потребуются: ключи «на 10», «на 13», шестигранник «на 12», отвертка, пассатижи.
1. Установите автомобиль на смотровую канаву или подъемник.
2. Отсоедините «минусовый» провод от аккумуляторной батареи.
3. Слейте масло из коробки передач (см. «Замена масла в коробке передач»).
4. Снимите передний карданный вал (см. «Снятие и установка карданной передачи»).
5. Снимите промежуточный вал (см. «Снятие и установка промежуточного вала»).
5.3 Коробка передач Audi
5.3 Коробка передач Audi
6. Отсоедините провода от выключателя фонарей заднего хода.
7. Изнутри салона подденьте отверткой и сдвиньте вверх чехол рычага переключения передач.
5.3 Коробка передач Audi
5.3 Коробка передач Audi
8. Отверните рукоятку с рычага и снимите ее вместе с чехлом.
9. Отверните гайку крепления опорной пластины механизма переключения передач.
10. Снимите заднюю опору силового агрегата (см. «Замена опор подвески силового агрегата»).
5.3 Коробка передач Audi
5.3 Коробка передач Audi
11. Отверните гайку стяжного болта хомута крепления тяги механизма переключения передач.
12. Выверните три болта крепления кронштейна опорной пластины и снимите привод механизма переключения передач.
5.3 Коробка передач Audi
5.3 Коробка передач Audi
13. Выверните болты крепления щитка картера сцепления.
14. Выверните два болта крепления рабочего цилиндра сцепления к картеру сцепления и снимите цилиндр, не отсоединяя его от шланга (цилиндр остается висеть на шланге).
5.3 Коробка передач Audi
15. Выверните три болта крепления стартера (третий болт на фотографии не виден).
16. Снимите стабилизатор поперечной устойчивости (см. «Снятие и установка стабилизатора поперечной устойчивости»).
17. Снимите приемную трубу (см. «Замена приемной трубы»).
5.3 Коробка передач Audi
18. Выверните четыре болта крепления картера сцепления к двигателю.

        ПРИМЕЧАНИЕ
Помощник должен придерживать заднюю часть коробки передач.

5.3 Коробка передач Audi
19. Снимите коробку передач в сборе с картером сцепления.

        ПРИМЕЧАНИЕ
Не опирайте конец первичного вала на лепестки нажимной пружины сцепления, чтобы не деформировать их.

20. Устанавливайте коробку передач в порядке, обратном снятию.
21. Залейте масло в коробку передач.

        ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
Перед установкой коробки передач нанесите тонкий слой смазки ЛСЦ-15 или Литол-24 на шлицевую часть первичного вала.

22. Проверьте и при необходимости отрегулируйте привод управления механизмом переключения передач (см. «Регулировка привода механизма выбора передач»).

Разборка коробки передач
Разборка и ремонт коробки передач требуются при следующих неисправностях.
5.3 Коробка передач Audi
1. Повышенный шум в коробке передач:
- износ подшипников;
- износ зубьев шестерен и синхронизаторов;
- осевое перемещение валов.
5.3 Коробка передач Audi
2. Затрудненное переключение передач:
- износ сферического шарнира рычага переключения передач, отсутствие смазки в узле;
- деформация рычага переключения передач;
- заусенцы, погнутости, загрязнение гнезд штоков, заклинивание блокировочных сухарей;
- загрязнение шлицев скользящей муфты и ступицы;
- деформация вилок переключения передач.
5.3 Коробка передач Audi
3. Самопроизвольное выключение или нечеткое включение передач:
- износ лунок под шарики на штоках, поломка пружин фиксаторов;
- износ блокирующего кольца синхронизатора;
- поломка пружины синхронизатора;
- износ зубьев муфты синхронизатора или зубчатого венца синхронизатора.
5.3 Коробка передач Audi
4. Пониженный уровень или утечка масла:
- износ сальников первичного и вторичного валов;
- ослабление крепления крышек картера коробки передач, повреждение уплотнительных прокладок;
- ослабление крепления картера сцепления к картеру коробки передач.

        ПРИМЕЧАНИЕ
Перечисленные неисправности могут быть вызваны иными причинами, устранение которых не требует снятия и разборки коробки передач. Поскольку работы по снятию и разборке коробки передач весьма трудоемки, уделите диагностике неисправностей пристальное внимание и убедитесь в безусловной необходимости такого ремонта.

Вам потребуются: отвертки (две), сменные головки «на 13», «на 17», удлинитель, вороток, ключи «на 10», «на 13» (два), «на 17», «на 19», «на 30», ударная отвертка, съемник стопорных колец, молоток, универсальные съемники.

        ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Слейте масло из картера коробки передач, если вы не сделали этого при снятии ее с автомобиля.

1. Отверните три гайки крепления корпуса механизма выбора передач и...
2. ...снимите механизм.
3. Снимите уплотнитель центрирующего кольца.
4. Удерживая от проворачивания фланец эластичной муфты, отверните гайку крепления фланца. Отворачивая гайку, вы одновременно спрессуете с вторичного вала центрирующее кольцо.
5.3 Коробка передач Audi
5. Снимите стопорную шайбу.
6. Снимите фланец эластичной муфты.
5.3 Коробка передач Audi
5.3 Коробка передач Audi
7. Отверните две гайки крепления кронштейна приемной трубы и...
8. ...снимите кронштейн.
5.3 Коробка передач Audi
5.3 Коробка передач Audi
9. Отверните десять гаек крепления нижней крышки к картеру.
10. Подденьте отверткой и снимите крышку и расположенную под ней прокладку.
5.3 Коробка передач Audi
5.3 Коробка передач Audi
11. Отверните гайку крепления задней крышки, расположенную с внутренней стороны картера.
12. Отверните снаружи пять гаек крепления задней крышки и...
5.3 Коробка передач Audi
13. ...сдвиньте заднюю крышку со шпилек картера коробки передач.

        ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
Чтобы облегчить снятие крышки,...
5.3 Коробка передач Audi
...передвиньте шток вперед.

5.3 Коробка передач Audi
5.3 Коробка передач Audi
14. Отведя заднюю крышку назад и поворачивая примерно на 30° по часовой стрелке, снимите ее.
15. Снимите внутреннее кольцо подшипника вторичного вала, дистанционную втулку и маслоотражательную шайбу.
5.3 Коробка передач Audi
16. Снимите подшипник выключения сцепления (см. «Замена подшипника выключения сцепления»).
17. Снимите чехол вилки выключения сцепления с картера, аккуратно поддевая чехол отверткой, и снимите вилку с чехлом, повернув ее на 90°.
5.3 Коробка передач Audi
5.3 Коробка передач Audi
18. Отверните семь гаек крепления картера сцепления, снимите пружинные шайбы.
19. Снимите картер сцепления, отсоединив его от коробки передач.
5.3 Коробка передач Audi
5.3 Коробка передач Audi
20. Снимите прокладку и...
21. ...пружинную шайбу.
5.3 Коробка передач Audi
5.3 Коробка передач Audi
22. Выверните два болта крепления крышки фиксаторов, снимите крышку с болтами и...
23. ...прокладку крышки.
5.3 Коробка передач Audi
5.3 Коробка передач Audi
24. Извлеките пружины фиксаторов.
25. Перевернув коробку передач, выньте шарики фиксаторов.

5.3 Коробка передач Audi
ПРИМЕЧАНИЕ
Так выглядят детали разобранных фиксаторов: 1 - болт с пружинной шайбой (второй не показан); 2 - крышка; 3 - прокладка; 4 - пружины (пружина фиксатора заднего хода - черная); 5 - шарики



5.3 Коробка передач Audi
5.3 Коробка передач Audi
26. Выверните болт крепления блока шестерен V передачи, предварительно включив две передачи, чтобы зафиксировать валы от проворачивания.
27. Выверните болт крепления вилки включения V передачи и передачи заднего хода.
5.3 Коробка передач Audi
5.3 Коробка передач Audi
28. Потяните на себя шток включения V передачи и передачи заднего хода и выньте его из картера и вилки выключения.
29. Снимите блок шестерен V передачи и заднего хода,...
5.3 Коробка передач Audi
5.3 Коробка передач Audi
30. ...вилку включения V передачи и заднего хода,...
31. ...с вторичного вала втулку шестерни V передачи,...
5.3 Коробка передач Audi
5.3 Коробка передач Audi
32. ...шестерню, зубчатый венец, блокирующее кольцо и муфту синхронизатора V передачи,...
33. ...ступицу муфты синхронизатора V передачи,...
5.3 Коробка передач Audi
5.3 Коробка передач Audi
34. ...промежуточную шестерню заднего хода и...
35. ...шестерню заднего хода с вторичного вала.
5.3 Коробка передач Audi
5.3 Коробка передач Audi
36. Выпрессуйте задний подшипник промежуточного вала легкими ударами по наружному кольцу.
37. Снимите дистанционную втулку с вторичного вала,...
5.3 Коробка передач Audi
5.3 Коробка передач Audi
38. ...наружное кольцо заднего подшипника с роликами и...
39. ...внутреннее кольцо заднего подшипника.
5.3 Коробка передач Audi
5.3 Коробка передач Audi
40. Разожмите стопорное кольцо переднего подшипника промежуточного вала и снимите его.
41. Выверните болт крепления переднего подшипника промежуточного вала, включив одновременно две передачи (I и IV).
5.3 Коробка передач Audi
5.3 Коробка передач Audi
42. Снимите болт с пружинной и зажимной шайбами.
43. Установите отвертку между наружным кольцом подшипника и шестерней вала и, действуя как рычагом,...
5.3 Коробка передач Audi
5.3 Коробка передач Audi
44. ...выпрессуйте наружное кольцо подшипника с шариками и передним внутренним кольцом.
45. Спрессуйте заднее внутреннее кольцо подшипника, аккуратно действуя отверткой как рычагом.

        ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
Пометьте внутренние кольца переднего подшипника промежуточного вала, чтобы при сборке установить их на прежние места.

5.3 Коробка передач Audi
5.3 Коробка передач Audi
46. Выньте промежуточный вал из картера.
47. Переверните коробку передач и...
5.3 Коробка передач Audi
5.3 Коробка передач Audi
48. ...выньте блокировочный сухарь штока включения III и IV передач.
49. Выдвиньте шток включения III и IV передач так, чтобы можно было...
5.3 Коробка передач Audi
5.3 Коробка передач Audi
50. ...вынуть (отверткой) из него промежуточный блокировочный сухарь.
51. Снимите промежуточный блокировочный сухарь.

      
5.3 Коробка передач Audi
ПРИМЕЧАНИЕ
Так выглядят блокировочные сухари: 1 - штока включения I и II передач («длинный»); 2 - штока включения III и IV передач («короткий»).



5.3 Коробка передач Audi
5.3 Коробка передач Audi
52. Снимите шток включения III и IV передач и...
53. ...вилку включения III и IV передач.
5.3 Коробка передач Audi
5.3 Коробка передач Audi
54. Выверните болт крепления вилки включения I и II передач.
55. Выньте шток включения I и II передач из картера.
5.3 Коробка передач Audi
5.3 Коробка передач Audi
56. Переверните коробку передач и...
57. ...выньте блокировочный сухарь штока включения I и II передач.
5.3 Коробка передач Audi
5.3 Коробка передач Audi
58. Снимите вилку включения I и II передач,...
59. ...первичный вал в сборе и...
5.3 Коробка передач Audi
5.3 Коробка передач Audi
60. ...игольчатый подшипник.
61. Ослабьте затяжку трех винтов крепления стопорной пластины промежуточного подшипника вторичного вала и оси промежуточной шестерни заднего хода ударной отверткой.
5.3 Коробка передач Audi
5.3 Коробка передач Audi
62. Выверните винты.
63. Разверните стопорную пластину так, чтобы вывести ее из паза оси промежуточной шестерни заднего хода.
5.3 Коробка передач Audi
5.3 Коробка передач Audi
64. Снимите ось промежуточной шестерни заднего хода.
65. Снимите стопорную пластину.
5.3 Коробка передач Audi
5.3 Коробка передач Audi
66. Разожмите стопорное кольцо промежуточного подшипника вторичного вала и снимите его.
67. Выньте шпонку из паза вторичного вала.
5.3 Коробка передач Audi
5.3 Коробка передач Audi
68. Снимите промежуточный подшипник с вторичного вала, действуя отверткой как рычагом.
69. Подайте вторичный вал назад и выньте его из картера передним концом вверх.
5.3 Коробка передач Audi
70. Выпрессуйте задний подшипник вторичного вала из задней крышки коробки передач легкими ударами молотка по наружному кольцу подшипника.

5.3 Коробка передач Audi
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Не потеряйте дистанционное кольцо, которое установлено между подшипником и сальником.



5.3 Коробка передач Audi
5.3 Коробка передач Audi
71. Извлеките сальник заднего подшипника вторичного вала из задней крышки коробки передач.
72. Установите блок шестерен V передачи и заднего хода в тиски и спрессуйте подшипник c помощью большой отвертки, прилагая усилие к его внутреннему кольцу.

Разборка и сборка первичного вала
Вам потребуются: съемник стопорных колец, отвертка, молоток.
5.3 Коробка передач Audi
Так выглядит первичный вал в сборе (стрелкой указано место закрепления в тисках при разборке): 1 - первичный вал; 2 - стопорное кольцо; 3 - подшипник; 4 - блокирующее кольцо синхронизатора; 5 - стопорное кольцо; 6 - игольчатый подшипник переднего конца вторичного вала.
5.3 Коробка передач Audi
5.3 Коробка передач Audi
1. Установите вал в тиски и снимите стопорное кольцо, придерживая блокирующее кольцо синхронизатора.
2. Снимите блокирующее кольцо синхронизатора.
5.3 Коробка передач Audi
5.3 Коробка передач Audi
3. Снимите пружину синхронизатора.
4. Измените положение вала в тисках, оперев его на наружное кольцо подшипника, и, не зажимая, снимите наружное стопорное кольцо.
5.3 Коробка передач Audi
5.3 Коробка передач Audi
5. Снимите стопорное кольцо с вала.
6. Снимите с вала пружинную шайбу.
5.3 Коробка передач Audi
7. Изменив положение вала в тисках и спрессовав подшипник вниз, снимите подшипник с вала.

        ПРИМЕЧАНИЕ
Усилие прикладывайте к внутреннему кольцу подшипника.

8. Соберите вал в порядке, обратном разборке.

5.3 Коробка передач Audi
ПРИМЕЧАНИЕ
Для сборки используйте только продефектованные детали (см. «Дефектовка деталей коробки передач»).

Подшипник запрессовывайте легкими ударами молотка, используя подходящую оправку и прилагая усилие к внутреннему кольцу.

5.3 Коробка передач Audi
Детали вторичного вала: 1 - вторичный вал; 2 - задний подшипник; 3 - стопорное кольцо; 4 - ступица синхронизатора III и IV передач; 5 - ступица синхронизатора I и II передач; 6 - втулка шестерни I передачи; 7 - шестерня I передачи с блокирующим кольцом синхронизатора в сборе; 8 - муфта синхронизатора I и II передач; 9 - шестерня II передачи с блокирующим кольцом синхронизатора в сборе; 10 - муфта синхронизатора III и IV передач; 11 - шестерня III передачи с блокирующим кольцом синхронизатора в сборе; 12 - стопорное кольцо; 13 - пружинная шайба
Разборка и сборка вторичного вала
Вам потребуются: отвертка, молоток, съемник стопорных колец, набор плоских щупов.
5.3 Коробка передач Audi
5.3 Коробка передач Audi
1. Установите вал в тиски.
2. Снимите с вала муфту синхронизатора III и IV передач.
5.3 Коробка передач Audi
5.3 Коробка передач Audi
3. Снимите стопорное кольцо ступицы синхронизатора III и IV передач.
4. Снимите с вала пружинную шайбу.
5.3 Коробка передач Audi
5.3 Коробка передач Audi
5. Сдвиньте отверткой ступицу синхронизатора III и IV передач и снимите ее.
6. Снимите с вала шестерню III передачи в сборе с блокирующим кольцом синхронизатора.
5.3 Коробка передач Audi
5.3 Коробка передач Audi
7. Измените положение вала в тисках, спрессуйте втулку шестерни I передачи и снимите ее с вала.
8. Снимите с вала шестерню I передачи в сборе с блокирующим кольцом синхронизатора,...
5.3 Коробка передач Audi
5.3 Коробка передач Audi
9. ...муфту синхронизатора I и II передач,...
10. ...ступицу синхронизатора I и II передач,...
5.3 Коробка передач Audi
5.3 Коробка передач Audi
11. ...шестерню II передачи в сборе с блокирующим кольцом синхронизатора,...
12. ...стопорное кольцо, придерживая блокирующее кольцо синхронизатора,...

        ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Не зажимайте шестерню в тиски. Можно работать на поверхности стола или верстака.

5.3 Коробка передач Audi
5.3 Коробка передач Audi
13. ...блокирующее кольцо, постепенно ослабляя усилие прижатия, и...
14. ...пружину синхронизатора.

        ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Блокирующие кольца синхронизаторов всех остальных передач снимаются аналогично.

Собирайте вторичный вал в порядке, обратном разборке, с учетом следующих особенностей:
5.3 Коробка передач Audi
5.3 Коробка передач Audi
1. При сборке установите муфты синхронизаторов так, чтобы кольцевые проточки (показаны стрелками) были обращены друг к другу.
2. Запрессовав втулку шестерни I передачи до упора,...
5.3 Коробка передач Audi
3. ...измерьте плоским щупом монтажный зазор между торцом шестерни I передачи и буртиком втулки и...

4. ...между торцами шестерен II и III передач.

        ПРИМЕЧАНИЕ
Зазор должен быть 0,05-0,10 мм. Предельно допустимый зазор - 0,15 мм. Если зазор превышает предельно допустимый, замените изношенные детали.
Пружинную коническую шайбу устанавливайте так, чтобы ее конус был обращен наружу.

Разборка и сборка механизма выбора передач
Вам потребуются: ключ «на 10», отвертка, молоток, бородок.
5.3 Коробка передач Audi
5.3 Коробка передач Audi
1. Снимите механизм выбора передач (см. «Разборка коробки передач»).
2. Снимите хомут с тяги механизма.
5.3 Коробка передач Audi
5.3 Коробка передач Audi
3. Снимите чехол тяги механизма.
4. Выбейте ось шарнира тяги.
5.3 Коробка передач Audi
5.3 Коробка передач Audi
5. Снимите шарнир с рычага выбора передач.
6. Выньте ось шарнира.
5.3 Коробка передач Audi
5.3 Коробка передач Audi
7. Выньте втулки проушины тяги. При необходимости замените их.
8. Снимите защитный чехол корпуса механизма и пружину.
5.3 Коробка передач Audi
5.3 Коробка передач Audi
9. Снимите стопорное и...
10. ...уплотнительные кольца. При необходимости замените кольца.
5.3 Коробка передач Audi
5.3 Коробка передач Audi
11. Снимите сферическую шайбу.
12. Отверните три гайки крепления фланца рычага выбора передач.
5.3 Коробка передач Audi
5.3 Коробка передач Audi
13. Снимите фланец, уплотнитель и две прокладки рычага.
14. Снимите шайбу направляющей пластины.
5.3 Коробка передач Audi
5.3 Коробка передач Audi
15. Выньте пружины и...
16. ...рычаг из направляющей пластины.
17. Собирайте механизм выбора передач в порядке, обратном снятию.

Разборка и сборка привода механизма выбора передач
Вам потребуются: ключи «на 10», «на 13», отвертка.
5.3 Коробка передач Audi
5.3 Коробка передач Audi
1. Снимите привод механизма выбора передач (см. «Снятие и установка коробки передач»).
2. Отверните две гайки крепления кронштейна к опорной пластине.
5.3 Коробка передач Audi
5.3 Коробка передач Audi
3. Извлеките из отверстий пластины втулки. Не потеряйте их при сборке.
4. Снимите защитные чехлы.
5.3 Коробка передач Audi
5.3 Коробка передач Audi
5. Выверните четыре болта крепления корпуса рычага к опорной пластине.
6. Снимите верхнюю часть корпуса рычага.
5.3 Коробка передач Audi
5.3 Коробка передач Audi
7. Выверните два болта крепления накладки блокировки заднего хода к корпусу рычага и...
8. ...снимите накладку.
5.3 Коробка передач Audi
5.3 Коробка передач Audi
9. Снимите пассатижами стопорное кольцо и выньте шаровую опору рычага из корпуса шаровой опоры.
10. Снимите уплотнитель с шаровой опоры и...
5.3 Коробка передач Audi
5.3 Коробка передач Audi
11. ...осмотрите его. При необходимости замените уплотнительные кольца.
12. Отверните гайку оси рычага переключения передач.
5.3 Коробка передач Audi
5.3 Коробка передач Audi
13. Выньте ось и отсоедините рычаг.
14. Выверните винт крепления блокировочного упора и снимите его.
5.3 Коробка передач Audi
5.3 Коробка передач Audi
15. Отверните три гайки крепления корпуса шаровой опоры и...
16. ...снимите его. Выньте пружину. Осмотрите ее и при необходимости замените.
17. Собирайте привод механизма выбора передач в порядке, обратном снятию.

Дефектовка деталей коробки передач
Перед осмотром тщательно очистите детали щеткой, вымойте их керосином, продуйте и просушите сжатым воздухом.
1. Проверьте состояние картера сцепления. На картере не должно быть трещин и других механических повреждений.
5.3 Коробка передач Audi
2. Проверьте состояние направляющей втулки выжимного подшипника сцепления. На ее поверхности не допускаются следы износа, наличие рисок и т.п.
3. Проверьте состояние картера коробки передач. На нем не должно быть трещин и других механических повреждений.
4. На поверхностях сопряжения с картером сцепления, а также с задней и нижней крышками не должно быть повреждений, вызывающих утечку масла.
5. На поверхностях расточек под подшипники не должно быть повреждений, а также следов проворачивания наружных колец подшипников.
6. Проверьте состояние задней крышки коробки передач. Не допускается наличие механических повреждений, трещин и т.п.
7. Проверьте состояние деталей первичного вала: блокирующего кольца синхронизатора IV передачи, пружины блокирующего кольца, подшипника, пружинного и стопорных колец. Неисправные детали замените.
8. На шлицевой поверхности первичного вала не должно быть следов износа, а также задиров, ухудшающих свободное перемещение ведомого диска сцепления. На шестерне не должно быть повреждений и следов видимого износа зубьев.
5.3 Коробка передач Audi
9. Проверьте состояние поверхности качения игл подшипника в отверстии первичного вала.
10. Проверьте состояние вторичного вала: на его рабочих поверхностях и шлицах не допускаются повреждения и видимый износ. На поверхностях качения роликов не должно быть шероховатостей и задиров.
5.3 Коробка передач Audi
5.3 Коробка передач Audi
11. Проверьте состояние втулки шестерни I передачи. Видимый износ на наружной поверхности скольжения не допускается.
12. Проверьте состояние шестерен 1 - на рабочей поверхности зубьев не должно быть выкрашиваний и следов видимого износа, а также состояние блокирующих колец 2 синхронизаторов - не допускается значительный износ поверхности трения и торцов зубьев.
13. Наружные поверхности ступиц синхронизаторов не должны иметь забоин и износа, затрудняющих перемещение по ним муфт синхронизаторов.
5.3 Коробка передач Audi
14. Проверьте состояние торцов муфт синхронизаторов, а также состояние кольцевых проточек для вилки включения. Видимый износ не допускается.
15. Проверьте состояние подшипников валов коробки передач. Проворачивая одно из колец подшипника, проверьте легкость его вращения и нет ли осевых и радиальных зазоров.
16. Проверьте сальники: повреждения, следы видимого износа (более чем на 1 мм), неровности на рабочих поверхностях (кромках) не допускаются.
17. Проверьте состояние промежуточного вала: выкрашивание зубьев и их видимый износ не допускаются.
18. Проверьте состояние блока шестерен V передачи и заднего хода. Шлицевая поверхность оси шестерни не должна иметь задиров и следов износа. Выкрашивание зубьев и их видимый износ не допускаются.
19. Проверьте состояние промежуточной шестерни заднего хода. Шестерня должна свободно перемещаться на оси. Выкрашивание зубьев и их видимый износ не допускаются.
5.3 Коробка передач Audi
5.3 Коробка передач Audi
20. Не допускается деформация вилок, а также видимый износ в зоне контакта с кольцевым пазом синхронизатора.
21. Штоки переключения передач не должны иметь рисок, задиров на рабочей поверхности и должны свободно скользить без ощутимого зазора в направляющих отверстиях картера.

Сборка коробки передач
Собирайте коробку передач в последовательности, обратной разборке, с учетом особенностей, приведенных в этом подразделе.
Вам потребуются: отвертки (две), сменные головки «на 13», «на 17», удлинитель, вороток, ключи «на 10», «на 13» (два), «на 17», «на 19», «на 27», ударная отвертка, съемник стопорных колец, молоток, оправки для запрессовки (установки) подшипников и сальников, динамометрический ключ.
5.3 Коробка передач Audi
1. Промежуточный подшипник вторичного вала запрессовывайте оправкой, опирающейся на внутреннее кольцо подшипника.

        ПРИМЕЧАНИЕ
Посадка внутреннего кольца подшипника на валу значительно плотнее, чем наружного кольца в картере. В связи с этим при запрессовке подшипника с приложением усилия к наружному кольцу он может быть поврежден.

5.3 Коробка передач Audi
5.3 Коробка передач Audi
2. После затяжки винтов крепления стопорной пластины подшипника вторичного вала закерните винты для предотвращения их самопроизвольного отворачивания.
3. При наличии на поверхностях расточек под подшипники следов проворачивания колец подшипников накерните эти поверхности.
5.3 Коробка передач Audi
4. Для окончательной установки первичного вала в сборе с игольчатым подшипником переднего конца вторичного вала запрессуйте подшипник в сборе с валом до упора легкими ударами молотка через деревянный брусок по окружности наружного кольца подшипника.
5. Установив стопорное кольцо в проточку на наружном кольце подшипника, проверьте легкость вращения первичного вала.
5.3 Коробка передач Audi
6. Установите промежуточный вал в картер коробки передач, установив предварительно вилки включения I и II, III и IV передач, фиксаторы штоков и сами штоки.
7. Устанавливайте передний и задний подшипники промежуточного вала с помощью оправки, прилагая усилие к их внутренним кольцам (см. примечание к операции 1).
5.3 Коробка передач Audi
5.3 Коробка передач Audi
8. Не забудьте установить шпонку в паз вторичного вала, если она снималась при разборке.
9. Затягивайте болт крепления переднего подшипника промежуточного вала динамометрическим ключом, одновременно включив две передачи. Момент затяжки болта 79,4-98 Н·м (8,1-10,0 кгс·м).
10. Смажьте трансмиссионным маслом рабочие поверхности шестерен и кольцевые проточки муфт включения синхронизаторов.
5.3 Коробка передач Audi
11. Установив на подсобранную коробку передач (с установленными передней и нижней крышками, а также с поперечиной крепления силового агрегата) картер сцепления, затяните гайки крепления картера сцепления к коробке передач динамометрическим ключом моментом:
5.3 Коробка передач Audi
М10 - 31,8-51,4 Н·м (3,2-5,2 кгс·м);
М8 - 15,7-25,5 Н·м (1,6-2,6 кгс·м).
12. Перед установкой смажьте внутреннюю поверхность муфты подшипника выключения сцепления консистентной смазкой.
13. После окончательной сборки коробки передач наденьте на шлицы первичного вала ведомый диск сцепления и проверьте легкость перемещения диска по шлицам вала.
14. После установки коробки передач на автомобиль не забудьте залить масло в ее картер.

Регулировка привода механизма выбора передач
Вам потребуется ключ «на 13».
1. Ослабьте гайку стяжного болта хомута крепления тяги привода механизма выбора передач.
2. Перемещая тягу привода относительно вала механизма выбора передач в продольном направлении, добейтесь, чтобы все передачи четко включались.
3. Затяните гайку стяжного болта хомута.
Реклама