7.1. Общие сведения
Напряжение в системе электрооборудования автомобилей Hyundai составляет 12 В. Электрооборудование выполнено по однопроводной схеме — отрицательные выводы источников и потребителей электроэнергии соединены с кузовом автомобиля, который выполняет функцию второго провода – «масса». Питание всех электрических приборов осуществляется от батареи свинцово-кислотного типа, подзаряжаемой от генератора переменного тока.
В настоящем разделе описаны обслуживание и ремонт некоторых элементов системы бортового электрооборудования. Кроме того, рассмотрена диагностика неисправностей электрооборудования.
Меры безопасности при работе с электрооборудованием
При ремонте электрооборудования и системы питания двигателя отсоединяйте провод от клеммы «–» аккумуляторной батареи.
При замене предохранителей запрещается применять отвертки и металлический инструмент, так как это может привести к короткому замыканию в цепях электрооборудования.
Запрещается отсоединять коммутатор зажигания и аккумуляторную батарею на работающем двигателе, так как вследствие этого может выйти из строя регулятор напряжения и элементы электронного оборудования автомобиля.
При проверке цепей электрооборудования запрещается замыкать на «массу» провода (проверять исправность цепей «на искру») во избежание выхода из строя элементов электрооборудования.
Запрещается даже кратковременно соединять вывод «30» генератора с «массой» (проверять работу генератора «на искру»), так как это приведет к выходу из строя диодов выпрямительного блока генератора. Проверять генератор на автомобиле можно только вольтметром и амперметром. Во избежание выхода из строя диодов выпрямительного блока запрещается проверять их мегомметром или контрольной лампой, питаемой напряжением более 12 В, а также проверять такими приборами цепи электрооборудования на автомобиле без отсоединения проводов от генератора. Проверять сопротивление изоляции обмотки статора генератора повышенным напряжением необходимо на генераторе, снятом с автомобиля, при отсоединенных от выпрямительного блока выводах обмотки статора.
При проведении электросварочных работ на автомобиле необходимо отсоединять провода от клемм аккумуляторной батареи и выводов генератора.
Не касайтесь элементов системы зажигания и высоковольтных проводов при работающем двигателе.
Не прокладывайте провода низкого и высокого напряжения в одном жгуте.
При подзарядке с помощью зарядного устройства аккумуляторной батареи на автомобиле отсоединяйте провода от клемм батареи.
Диагностика неисправностей бортового электрооборудования
В состав типичной электрической цепи могут входить основной электрический элемент, различные выключатели, реле, электромоторы, предохранители, плавкие вставки или прерыватели цепи, относящиеся к данному элементу, а также проводка и контактные разъемы, служащие для соединения основного элемента с аккумуляторной батареей и «массой» кузова. Для облегчения поиска неисправностей электрических цепей в руководстве приводятся принципиальные электрические схемы и схемы электрических соединений.
Перед тем как приступать к работам по устранению неисправностей в какой-либо электрической цепи, внимательно изучите соответствующую схему, чтобы как можно более четко представить себе ее функциональное назначение. Круг поиска неисправности обычно сужается за счет постепенного определения и исключения нормально функционирующих элементов того же контура. При одновременном выходе из строя сразу нескольких элементов или контуров наиболее вероятной причиной отказа является перегорание соответствующего предохранителя или нарушение заземления (разные цепи во многих случаях могут замыкаться на один предохранитель или вывод заземления).
Отказы электрооборудования зачастую объясняются простейшими причинами, такими как коррозия контактов разъемов, выход из строя предохранителя, перегорание плавкой вставки или повреждение реле. Проведите визуальную проверку состояния всех предохранителей, проводки и контактных разъемов цепи перед тем, как приступать к более конкретной проверке исправности ее компонентов.
В случае применения для поиска неисправности диагностических приборов тщательно спланируйте (в соответствии с прилагаемыми электрическими схемами), в
какие точки контура и в какой последовательности следует подключать прибор с целью наиболее эффективного выявления неисправности.
В число основных диагностических приборов входят тестер электрических цепей или вольтметр (может также использоваться 12-вольтовая контрольная лампа с комплектом соединительных проводов), индикатор обрыва цепи (пробник), включающий лампу, собственный источник питания и комплект соединительных проводов. Кроме того, всегда следует иметь в автомобиле комплект проводов для пуска двигателя от постороннего источника (аккумуляторной батареи другого автомобиля), оборудованных зажимами типа «крокодил» и желательно прерывателем электрической цепи, которые могут применяться для шунтирования и подключения различных элементов электрооборудования при диагностике цепи. Как уже упоминалось, перед тем как приступать к проверке цепи с помощью диагностического оборудования, определите по схемам места его подключения.
Проверки наличия напряжения питания проводятся в случае нарушения электрической цепи. Подключите один из проводов тестера электрических цепей либо к отрицательной клемме аккумуляторной батареи, либо к хорошо заземленной точке кузова автомобиля. Другой провод тестера подсоедините к контакту разъема проверяемой цепи, предпочтительно ближайшему к аккумуляторной батарее или предохранителю. Если контрольная лампа тестера загорается, напряжение питания на данном отрезке цепи есть, что подтверждает исправность цепи между данной точкой цепи и аккумуляторной батареей. Действуя таким же образом, исследуйте оставшуюся часть цепи. Обнаружение нарушения напряжения питания свидетельствует о наличии неисправности между данной точкой цепи и последней из проверенных ранее (где было напряжение питания). В большинстве случаев причина отказа заключается в ослаблении контактных разъемов и повреждении самих контактов (окисление).
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Помните, что некоторые цепи бортового электрооборудования получают питание только в том случае, если ключ зажигания находится в положении «АСС» (стоянка) или «RUN» (движение).
|
Поиски места короткого замыкания. Одним из методов поиска короткого замыкания является извлечение предохранителя и подключение вместо него лампы-пробника или вольтметра. Напряжение в цепи должно отсутствовать. Подергайте проводку, наблюдая за лампой-пробником. Если лампа начинает мигать — где-то в данном жгуте проводов есть замыкание на «массу», возможно, вызванное перетиранием изоляции проводов. Аналогичная проверка может быть проведена для каждого из компонентов электрической цепи путем включения соответствующих выключателей.
Проверка исправности заземления. Данная проверка проводится для определения надежности заземления элемента цепи. Отсоедините аккумуляторную батарею и подсоедините один из проводов лампыпробника, имеющей автономный источник питания, к заведомо хорошо заземленной точке. Другой провод лампы подключите к проверяемому жгуту проводов или контакту разъема. Если лампа загорается, заземление в порядке (и наоборот).
Проверка на отсутствие обрыва проводится для обнаружения обрывов электрической цепи. После отключения питания контура проверьте его с помощью лампы-пробника с автономным источником питания. Подключите провода пробника к обоим концам цепи. Если контрольная лампа загорается, обрыва в цепи нет. Если лампа не загорается, то это свидетельствует о наличии в цепи обрыва. Аналогичным образом можно проверить и исправность выключателя, подсоединив пробник к его контактам. При переводе выключателя в положение «Вкл.» лампа пробника должна загораться.
Локализация места обрыва. При диагностике подозреваемого на наличие обрыва участка электрической цепи визуально обнаружить причину неисправности оказывается довольно сложно, так как осмотр клемм на наличие коррозии или нарушения качества их контактов затруднен из-за ограниченного доступа к ним (обычно клеммы закрыты корпусом контактного разъема). Резкое подергивание корпуса разъема на датчике или жгута его проводов во многих случаях приводит к восстановлению контакта. Не забывайте об этом при попытках локализации причины отказа подозреваемой на наличие обрыва цепи. Нестабильно возникающие отказы могут быть следствием окисления клемм или нарушения качества контактов.
Диагностика неисправностей электрических цепей не представляет собой трудную задачу при условии четкого представления того, что электрический ток поступает ко всем потребителям (лампа, электромотор и т.п.) от аккумуляторной батареи по проводам через выключатели, реле, предохранители, плавкие вставки, а затем возвращается в батарею через «массу» кузова автомобиля. Любые проблемы, связанные с отказом электрооборудования, могут быть вызваны прекращением подачи на них электрического тока от батареи или возвратом тока в батарею.
Провода, предохранители и реле
Защита электрических цепей автомобиля от короткого замыкания обеспечивается применением предохранителей, прерывателей цепей и плавких вставок. Сгоревший предохранитель легко отличить от исправного путем осмотра его прозрачного пластмассового корпуса. Внимательно осмотрите предохранитель. Если предохранитель внешне выглядит нормально, но подозрения на его неисправность сохранились, проверьте проводимость между контактами ножевого типа, выступающими из его корпуса.
При замене предохранителей следите за соответствием номинала нового предохранителя номиналу старого. Рассчитанные на различную силу тока предохранители могут внешне выглядеть одинаково, поэтому особое внимание следует уделять маркировке. Замена сгоревшего предохранителя на рассчитанный на меньшую, а особенно на большую, силу тока нежелательна. Каждая электрическая цепь нуждается в разной степени защиты. Следите за тем, чтобы маркировка на корпусе предохранителя соответствовала силе тока, на которую рассчитана
соответствующая цепь. Если замененный предохранитель немедленно перегорает, неразумно продолжать его замену. Прежде всего следует определить и устранить причину его перегорания. В большинстве случаев таковой оказывается короткое замыкание в электрической цепи, вызванное обрывом или повреждением изоляции провода.
Плавкие вставки
Защита некоторых электрических цепей осуществляется путем включения в них плавких вставок. Обычно вставки используются для защиты цепей, не оборудованных предохранителями, таких как цепь системы зажигания.
Плавкие вставки похожи на предохранители в том смысле, что выход их из строя (оплавление) легко определяется визуально.
Для замены плавкой вставки отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи. Извлеките сгоревшую вставку и установите на ее место новую. Перед заменой вставки обязательно постарайтесь определить причину перегрузки, вызвавшей выход вставки из строя.
Прерыватели цепи (тепловые реле)
Тепловые реле служат для защиты таких элементов, как электроприводы стеклоподъемников, замки дверей и электрокорректор. Некоторые из прерывателей цепей установлены в монтажном блоке. Возврат тепловых реле в исходное состояние на некоторых моделях осуществляется автоматически, т.е. при возникновении перегрузки в цепи тепловое реле мгновенно размыкается, затем после остывания возвращается в исходное состояние. Если возврата контура в рабочее положение не происходит, следует немедленно его проверить. Нормальное функционирование теплового реле подтверждает исправность контура. Некоторые из прерывателей оборудованы кнопками для принудительного возврата в исходное состояние вручную.
Замена предохранителей
Для предотвращения короткого замыкания и перегрузок потребителей электроэнергии отдельные контуры защищены предохранителями. На автомобилях Hyundai используются предохранители с контактами ножевого типа, соответствующие последним техническим достижениям.
Перед заменой предохранителя сначала обязательно отключите соответствующий потребитель.
Подденьте крышку блока предохранителей узкой отверткой и снимите ее.
Перегоревший предохранитель определяется по расплавленной металлической полоске. Расположение предохранителей показано на внутренней стороне крышки блока предохранителей.
Выньте неисправный предохранитель пластмассовым пинцетом, находящимся в крышке блока предохранителей.
Вставьте новый предохранитель того же номинала (силы тока).
Если вновь вставленный предохранитель перегорает через короткое время, проверьте соответствующую электрическую цепь.
Ни в коем случае не заменяйте предохранитель проволокой или подобными вспомогательными средствами («жучками»), так как из-за этого в системе электрооборудования автомобиля могут возникнуть серьезные повреждения.
Рекомендуется всегда иметь в автомобиле набор запасных предохранителей разного номинала. Для их хранения в блоке предохранителей предусмотрено соответствующее место.
Сила тока, на которую рассчитан предохранитель, нанесена на обратной стороне его корпуса. Кроме того, корпус окрашен в соответствующий цвет, по которому можно определить номинальную силу тока (табл. 7.1).
Закройте крышку блока предохранителей.
Таблица 7.1
Соответствие цвета предохранителя номинальной силе тока
Номинальная сила тока, А
|
Цвет
|
5
|
Бежевый
|
10
|
Красный
|
15
|
Синий
|
20
|
Желтый
|
25
|
Бесцветный
|
30
|
Зеленый
|
Реле
Для подачи электрического тока к некоторым элементам электрооборудования автомобиля используются реле. Нарушение исправности реле приводит к отказу обслуживаемого им элемента. В случае возникновения подозрения на неисправность какого-либо из реле проверьте его на станции технического обслуживания или в специализированной автомастерской. Замена вышедшего из строя реле проводится в сборе.
Установка дополнительного электрооборудования
При сверлении отверстий в кузове с их краев необходимо удалить заусенцы, сами края надо загрунтовать и покрасить. Образующуюся при сверлении стружку следует удалить из кузова. При всех работах, касающихся электрооборудования, во избежание короткого замыкания обязательно надо отсоединять кабель «массы» от аккумуляторной батареи.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
При отключении аккумуляторной батареи стирается информация из памяти электронного блока управления двигателя и коробки передач, антиблокировочной системы и других электрических устройств, например радиоприемника и часов.
|
Кабели, устанавливаемые при монтаже дополнительного электрооборудования, по возможности надо прокладывать вдоль жгутов проводов и крепить с помощью кабельных хомутов и резиновых втулок.
Если требуется, необходимо дополнительно закреплять клейкой провода во избежание появления шумов электромагнитного происхождения и трения лентой, кабельными стяжками или аналогичными креплениями. Следует учесть, что между тормозными трубопроводами и жестко проложенными электрическими проводами должно быть расстояние не менее 10 мм, между тормозными трубопроводами и электрическими проводами, соединенными с двигателем или другими элементами автомобиля, – не менее 25 мм.
При установке дополнительного электрооборудования проверьте, достаточен ли запас мощности генератора. Если требуется, установите генератор большей мощности.