2.2.9. Распределительные валы и толкатели
Снятие
Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи.
Снимите кожух двигателя и воздухозаборный патрубок.
Отсоедините шланг вентиляции и разъемы жгута проводов от головок блока цилиндров.
Снимите ремень привода вспомогательных агрегатов.
Снимите шкивы с насоса усилителя рулевого управления, компрессора кондиционера, коленчатого вала, направляющий шкив и шкив натяжного устройства.
Снимите кожух зубчатого ремня.
Ослабьте натяжение зубчатого ремня и снимите его со шкивов распределительных валов.
Снимите со свечей зажигания наконечники проводов высокого напряжения.
Рис. 2.75. Распределительные валы: 1 – болт, 5–6 Н·м; 2 – крышка головки блока цилиндров; 3 – распределительный вал выпускных клапанов; 4 – передняя крышка подшипника распределительного вала; 5 – болт, 90–110 Н·м; 6 – распределительный вал впускных клапанов; 7 – сальник; 8 – шкив распределительного вала; 9 – цепь; 10 – левая головка блока цилиндров; 11 – задняя крышка подшипника распределительного вала; 12 – крышка маслоналивной горловины; 13 – датчик положения распределительного вала; 14 – шланги вентиляции картера; 15 – прокладка
|
Выверните болты и снимите крышки головок блока цилиндров (рис. 2.75).
Удерживая гаечным ключом за лыску распределительный вал от проворачивания, выверните болт крепления и снимите шкив зубчатого ремня с распределительного вала.
Выверните болты и снимите крышки подшипников распределительных валов.
Снимите распределительные валы (рис. 2.76).
Проверка
Проверьте шейки распределительных валов на отсутствие износа. Если они сильно изношены, замените распределительный вал.
Проверьте рабочие поверхности кулачков распределительных валов на отсутствие износа. Если кулачки повреждены или сильно изношены, замените распределительный вал.
Номинальная высота кулачков распределительных валов впускных клапанов – 43,95–44,15 мм, выпускных клапанов – 43,95–44,15 мм.
Минимально допустимая высота кулачков распределительных валов впускных и выпускных клапанов – 43,45 мм.
Проверьте подшипники на отсутствие повреждений. Если поверхность подшипника сильно повреждена, замените головку блока цилиндров в сборе или крышку подшипника распределительного вала.
Осевой зазор распределительного вала – 0,1–0,15 мм.
Проверьте рабочие кромки сальника на отсутствие износа. Если рабочая кромка сальника изношена, замените сальник.
Проверьте поверхность распределительного вала, контактирующую с сальником, на отсутствие износа. При наличии износа замените распределительный вал.
Рис. 2.77. Проверка гидравлического компенсатора зазоров клапанов удержанием плунжера (А) и нажатием на корпус (В)
|
Наполнив гидравлический компенсатор зазоров клапанов моторным маслом, удерживайте плунжер А (рис. 2.77) и рукой нажмите на корпус В. Если корпус В компенсатора перемещается, замените гидравлический компенсатор зазоров клапанов.
Другие неисправности гидравлического компенсатора зазоров клапанов приведены в табл. 2.9.
Проверьте цепь на отсутствие износа и при наличии большого износа замените ее.
Таблица 2.9
Неисправности гидравлического компенсатора зазоров клапанов
Установка
Установите гидравлические компенсаторы зазоров клапанов.
Установите цепь на звездочки распределительных валов, совместив метки, как показано на рис. 2.78.
Нанесите тонкий слой чистого моторного масла на шейки и кулачки распределительных валов и установите распределительные валы.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Для проверки прессовой посадки на распределительный вал для снятия звездочки необходимо приложить усилие 1000 кгс при комнатной температуре.
|
Установите крышки подшипников распределительных валов. Проверьте наличие идентификационных меток, позволяющих распознать распределительные валы впускных или выпускных клапанов:
«I» – распределительный вал впускных клапанов;
«Е» – распределительный вал выпускных клапанов.
Затяните в два или три приема болты крепления крышек подшипников следующими моментами:
– болтов М10 – 14–16 Н·м;
– болтов М7 – 10–12 Н·м.
Смажьте моторным маслом наружную поверхность сальника распределительного вала и специальным инструментом (09221–21000) установите сальник на переднюю часть распределительного вала.
Устанавливайте сальник ударами молотка по специальному приспособлению.
Установите шкив зубчатого ремня на распределительный вал и закрепите болтом, затянув его моментом 90–110 Н·м.
Установите крышки головок блока цилиндров и закрепите болтами, затянув их моментами затяжки в соответствии со спецификацией следующим образом:
Рис. 2.79. Последовательность затяжки болтов крепления крышки головки блока цилиндров: а – к передней части двигателя
|
– затяните все болты моментом затяжки равным половине момента, приведенного в спецификации, в последовательности 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 (рис. 2.79);
– затяните все болты в последовательности 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 установленным моментом.
Момент затяжки – 5–6 Н·м.
Установите провода высокого напряжения и центральный кожух двигателя.
Установите зубчатый ремень и затяните механизм шкива автоматического натяжного устройства.
Установите кожухи зубчатого ремня.
Установите шкивы на насос усилителя рулевого управления, водяной насос, компрессор кондиционера, коленчатый вал и натяжное устройство.
Подсоедините шланг вентиляции картера и разъемы жгута проводов.
Установите воздухозаборный патрубок и кожух двигателя.