14.17.2. Шинные капризы
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
В процессе эксплуатации автомобиля происходит износ протектора покрышки, который можно разделить на нормальный и ненормальный. Износ считается нормальным, если малый ресурс протектора вызван не наличием каких-либо механических дефектов в данном транспортном средстве, а является результатом условий эксплуатации.
Нормальный износ может быть обусловлен:
– состоянием, профилем и планированием дороги (на горном серпантине износ в два раза выше, чем в нормальных условиях);
– скоростью и жесткостью манеры вождения;
– температурой окружающей среды и климатом;
– мощностью двигателя;
– совместимостью типа шины с условиями эксплуатации.
Ненормально быстрый износ обусловлен дефектом или отклонениями от нормы в подвеске транспортного средства, системе рулевого управления или тормозов. Этот тип износа имеет наклон, переходящий с одной стороны на другую. Ненормально быстрый износ проявляется в виде соскобленности, которая просматривается в пределах всего протектора, а также в форме более или менее заметного волнистого износа, появляющегося на одном из торцов протекторного блока. Это вызвано тем, что перемещение колеса не совпадает с плоскостью его вращения. Если появился неравномерный износ шины, необходимо проверить следующее:
– давление в шинах;
– правильность установки колес;
– регулировку, включая задний мост;
– балансировку;
– проверить механическое состояние машины: подшипники, втулки, пружины, концы маршрутных тяг, цапфы.
Шина с односторонним конусообразным износом по ровной плоской поверхности катится с уводом, как это бывает, когда по плоскости катится конус. Лишь симметрия шин справа и слева (пусть даже сильно изношенных) избавляет от такого увода. В чем же ошибка? В том, что замена одного колеса на другое производилась без какой-либо системы.
Если колеса на автомобиле не меняли местами, картина износа остается примерно симметричной относительно срединной плоскости кузова, и автомобиль вполне приемлемо держит курс.
Большинство автомобильных инструкций содержит указания о том, в какие сроки и в каком порядке надо менять местами колеса, чтобы их износ оставался достаточно равномерным. Шины с направленным рисунком протектора (имеющие на боковине стрелку "направление вращения") требуют еще большего внимания. Здесь схема замены по инструкции совершенно неприемлема – менять местами можно лишь переднее и заднее колеса одной стороны (левой, правой). В противном случае шины пришлось бы дополнительно перебортировать – кто станет это делать?
Как видите, даже использование одинаковых шин не всегда гарантирует нормальное поведение автомобиля на дороге. А разных по типоразмеру, конструкции, рисунку протектора и так далее? В этих случаях вы можете столкнуться с различными "неожиданностями".
Мы уже неоднократно писали о факторах, оказывающих неблагоприятное воздействие на покрышку, а также о том, как продлить жизнь своим шинам. Теперь вам предоставляется возможность воочию убедиться в этом.
Пробег на спущенном колесе
– быстрая
утечка воздуха (порезы, неправильный ремонт или монтаж); – продолжительная езда после прокола; – очень низкое давление в шине |
Неравномерный износ (односторонний износ)
– неправильная регулировка колес; |
Неравномерный износ (износ пятном)
– резкий
разгон-торможение; – неисправная тормозная система; – неисправная подвеска; – чрезмерная подгонка диска и шины; – несвоевременная перестановка колес |
Неравномерный износ (гребенчатый износ)
– несвоевременная
перестановка колес; – неисправная подвеска; – резкий разгон-торможение; – неправильное давление в шине и/ или чрезмерная перегрузка |
Отслоение
– неправильное
давление в шине и/ или чрезмерная перегрузка; – чрезмерно высокая скорость |
Порез протекторной части
– наружные
порезы (от острых камней, гвоздей, болтов, стекла и т. д.); – неосторожное вождение |
Порез-отслоение протекторной части
– отслоение
между протекторной резиной и кордом брейкеров ослабевает из-за наружных порезов, бороздок от камней; – повышенное давление в шине и перегрузка |
Порез-разрыв
– разрыв
из-за наружных порезов или ударов; – повышенное давление в шине и перегрузка; – неосторожное вождение на высокой скорости |
Порезы от диска
– неисправный
диск; – несоответствующий по размеру диск |
Потертость от диска
– неисправный
диск; – несоответствующий по размеру диск; – недостаточное давление в шине и перегрузка; – резкое или ненормальное торможение, разгон, выполнение поворотов; – несвоевременная перестановка колес |
Озоновые трещины
– неправильное
хранение, воздействие озона при хранении на
солнце или вблизи теплоэлектрогенераторов; – длительное хранение; – чрезмерная деформация боковины из-за перегрузки или низкого давления |
Боковой порез
– наружные
порезы (от бордюров, острых камней); – неосторожное вождение; – чрезмерная деформация боковины |
"Грыжа"
– вздутие
на боковине (локализованный удар, вызывающий отслоение между элементами боковины или каркасом); – неосторожное вождение |