3.2.2.14. Головка цилиндров
3.2.2.14.1. Снятие и установка
ДВИГАТЕЛИ 4ZD1
Снятие
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Отсоедините батарею от массы. Слейте охлаждающую
жидкость. |
2. Выставьте поршень 1-го цилиндра в ВМТ такта
сжатия, убедившись в совмещении установочных меток. Снимите крышку
распределителя зажигания, нанесите метки положения бегунка относительно
корпуса распределителя и положения корпуса распределителя относительно
головки цилиндров. Снимите хомут распределителя и сам распределитель. |
3. Отсоедините от радиатора впускной и выпускной
шланги. |
4. Снимите ремни привода генератора и кондиционера.
Снимите вентилятор. |
5. Отверните центральный болт шкива коленчатого
вала и снимите шкив в сборе со ступицей. |
6. Снимите ремень привода воздушного насоса
и отведите насос в сторону. Снимите компрессор кондиционера (если
предусмотрен) и отведите в сторону. Снимите кронштейн компрессора. |
7. Снимите шкив насоса охлаждающей жидкости.
Снимите верхнюю часть передней крышки, снимите насос. |
8. Снимите нижнюю часть передней крышки. |
9. Снимите пружину. Ослабьте верхний болт ролика
натяжителя и до отказа сместите ролик в сторону места нахождения насоса
охлаждающей жидкости. |
10. Снимите зубчатый ремень. |
11. Снимите крышку головки цилиндров. |
12. Снимите валики в сборе с коромыслами и опорами,
для чего постепенно ослабляйте затяжку гаек крепления опор, начиная
с самых удаленных от центральной части гаек. |
13. Поднимите автомобиль, отсоедините выхлопную
трубу от выпускного коллектора. На автомобилях с турбонаддувом отсоедините
выхлопную трубу от выпускного патрубка турбокомпрессора и снимите
трос привода. |
14. Опустите автомобиль, отсоедините все трубки,
шланги, разъемы проводки и провода свечей зажигания.
Предупреждение
Перед отсоединением
нанесите на все шланги опознавательные метки.
|
15. Отсоедините тягу привода дроссельной заслонки,
на двигателях с турбонаддувом снимите всю проводку с форсунок и отсоедините
топливную магистраль от распределительного патрубка. |
16. Отверните болты головки цилиндров. Отворачивайте
постепенно, начиная с крайних угловых болтов. Если болт не поддается
отворачиванию, то смочите его проникающей жидкостью. |
17. Вместе с помощником снимите головку цилиндров
в сборе с всасывающим и выпускным коллекторами. |
|
Установка
Последовательность
затяжки
|
а – порядок затяжки крышек валиков коромысел: гайки 1–8 затягивайте с
моментом 22 Н.м.; гайки 9 и 10 – с моментом 7 Н.м.
б – последовательность затяжки головки цилиндров на двигателях 4ZD1
|
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Очистите плоскости разъема на блоке цилиндров
и на головке. Проверьте состояние плоскости, наличие на ней глубоких
царапин, или выбоин. |
2. Очистите резьбы болтов головки цилиндров
и в ответных отверстиях в блоке, в противном случае момент затяжки
не будет соответствовать реальному. |
3. Наложите новую прокладку головки на старую,
проверьте соответствие прокладок. |
4. Установите прокладку и головку цилиндров
на блок, заверните и затяните болты головки цилиндров. Затяжку выполняйте
в 2 этапа: на 1-м этапе затяните болты с моментом 57 Н.м., а на 2-м
этапе – моментом 96 Н.м. |
5. Присоедините тягу привода дроссельной заслонки,
на двигателях с турбонаддувом присоедините всю проводку к форсункам
и присоедините топливную магистраль к распределительному патрубку. |
6. Присоедините все трубки, шланги, разъемы
и высоковольтные провода к свечам зажигания. |
7. Поднимите автомобиль, присоедините выхлопную
трубу к выпускному коллектору. На автомобилях с турбонаддувом присоедините
выхлопную трубу к выпускному патрубку турбокомпрессора и присоедините
трос привода. |
8. Установите валики в сборе с коромыслами и
опорами, затяните гайки в указанной последовательности (см. рис. Последовательность
затяжки). |
9. Оденьте зубчатый ремень. |
10. Оденьте пружину натяжителя ремня. Затяните
верхний болт ролика натяжителя. |
11. Установите нижнюю часть передней крышки. |
12. Установите шкив насоса охлаждающей жидкости,
верхнюю часть передней крышки, установите насос. |
13. Установите воздушный насос и ремень привода.
Установите кронштейн компрессора кондиционера и компрессор (если предусмотрен). |
14. Установите шкив коленчатого вала, заверните
центральный болт. |
15. Установите генератор, оденьте ремень привода
кондиционера. Установите вентилятор. |
16. Присоедините к радиатору впускной и выпускной
шланги. |
17. Установите распределитель зажигания, закрепите
хомут распределителя. |
18. Соедините батарею с массой. Залейте охлаждающую
жидкость, убедитесь в отсутствии течи. |
|
ДВИГАТЕЛЬ 4ZE1
Снятие
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Разгерметизируйте топливную систему, соблюдая
правила. Отсоедините батарею от массы. Слейте охлаждающую жидкость. |
2. Снимите ремни привода с насоса гидроусилителя,
воздушного насоса, вентилятора системы охлаждения и компрессора кондиционера
(если предусмотрен). |
3. Выставьте поршень 1-го цилиндра в ВМТ такта
сжатия. |
4. Снимите крышку распределителя зажигания с
высоковольтными проводами и распределитель зажигания. |
5. Отверните болты крепления выхлопной трубы
к выпускному коллектору. |
6. Нанесите опознавательные метки и отсоедините
все электрические разъемы и вакуумные шланги, которые могут помешать
разборке. |
7. Отсоедините шланги системы охлаждения, снимите
радиатор и вентилятор. |
8. Отверните болт шкива коленчатого вала и снимите
шкив. |
9. Снимите верхнюю и нижнюю крышки зубчатого
ремня, пружину и зубчатый ремень. |
10. Отверните болт ведомой шестерни распределительного
вала, снимите шестерню и втулку. |
11. Снимите направляющую зубчатого ремня и переднюю
пластину головки цилиндров. |
12. Снимите крышку головки цилиндров и прокладку. |
13. Отверните болты головки цилиндров, снимите
головку и прокладку. |
|
Установка
Последовательность затяжки
|
а – порядок затяжки крышек валиков коромысел на двигателях 4ZЕ1
б – последовательность затяжки головки цилиндров на двигателях 4ZD1
|
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Установите новую прокладку, головку цилиндров
и затяните болты в заданной последовательности (см. рис. Последовательность
затяжки). Затяжку выполняйте в 2 этапа: на 1-м этапе затяните
болты с моментом 76 Н.м., а на 2-м этапе – моментом 88–108 Н.м. |
2. Установите ведомую шестерню распределительного
вала. |
3. Установите крышку головки цилиндров, предварительно
заменив прокладку. |
4. Совместите метки на распределительном вале
и на передней пластине. Убедитесь, что обращенная вверх канавка под
шпонку на коленчатом вале направлена на указатель на блоке цилиндров. |
5. Установите зубчатый ремень в следующем порядке:
шкив коленчатого вала, шкив масляного насоса, распределительный вал,
ролик натяжителя. |
6. Установите крышки зубчатого ремня, предварительно
заменив прокладку. |
7. Установите шкив коленчатого вала. |
8. Установите шланги системы охлаждения, радиатор
и вентилятор. |
9. Присоедините все электрические разъемы и
вакуумные шланги. |
10. Заверните болты крепления выхлопной трубы
к выпускному коллектору. |
11. Установите распределитель зажигания, крышку
распределителя и высоковольтные провода. |
12. Установите ремни привода насоса гидроусилителя,
воздушного насоса, вентилятора системы охлаждения и компрессора кондиционера
(если предусмотрен). |
13. Соедините батарею с массой. Залейте охлаждающую
жидкость. |
14. Запустите двигатель, убедитесь в отсутствии
течи. |
|
ДВИГАТЕЛИ V6
Порядок затяжки болтов головки цилиндров на двигателях V6
Левая головка цилиндров
Снятие
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Разгерметизируйте топливную систему, соблюдая
правила. Отсоедините батарею от массы. Слейте охлаждающую жидкость. |
2. Снимите всасывающий коллектор. |
3. Поднимите автомобиль и установите на подставки. |
4. Отверните болты крепления выхлопной трубы
к выпускному коллектору, снимите выхлопную трубу и отверните болты
крепления выпускного коллектора к головке цилиндров. |
5. Снимите патрубок маслоуказателя. |
6. Опустите автомобиль. |
7. Отверните гайки коромысел, приподнимите коромысло
и достаньте штанги толкателей. Храните детали так, чтобы при сборке
установить на прежние места. |
8. Отверните болты головки цилиндров в порядке
обратном указанному на иллюстрации. |
9. Снимите головку цилиндров. Запрещается для
снятия головки поддевать ее острым инструментом. |
10. Очистите головку. |
|
Установка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Оденьте на направляющие штифты новую прокладку
так, чтобы надпись "This side up" была обращена вверх. Осторожно
установите головку цилиндров. |
2. Установите штанги толкателей, убедитесь,
что штанги уперлись в толкатели. Затяните гайки коромысел с моментом
20–27 Н.м. |
3. Установите всасывающий коллектор. |
4. Установите маслоуказатель. |
5. Заверните болты крепления выпускного коллектора
к головке цилиндров и болты крепления выхлопной трубы к выпускному
коллектору. |
6. Залейте охлаждающую жидкость. Запустите двигатель,
убедитесь в отсутствии течи. |
|
Правая головка цилиндров
Снятие
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Разгерметизируйте топливную систему, соблюдая
правила. Отсоедините батарею от массы. Слейте охлаждающую жидкость. |
2. Снимите всасывающий коллектор. |
3. Снимите кронштейн круиз-контроля, вентиль
и шланг распределителя воздуха. |
4. Поднимите автомобиль и установите на подставки. |
5. Отверните болты крепления выхлопной трубы
к выпускному коллектору и гайки крепления выпускного коллектора к
головке цилиндров. |
6. Отсоедините выхлопную трубу, снимите коллектор
и тепловой щиток (если предусмотрен). |
7. Опустите автомобиль. |
8. Нанесите опознавательные метки и отсоедините
проводку и вакуумные шланги, которые могут помешать снятию правой
головки. |
9. Отверните гайки коромысел, приподнимите коромысло
и достаньте штанги толкателей. Храните штанги толкателей так, чтобы
при сборке установить на прежние места. |
10. Отверните болты головки цилиндров в порядке
обратном указанному на иллюстрации. |
11. Снимите головку цилиндров. Запрещается для
снятия головки поддевать ее острым инструментом. |
12. Очистите головку. |
|
Установка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Оденьте на направляющие штифты новую прокладку
так, чтобы надпись "This side up" была обращена вверх. Осторожно
установите головку цилиндров. |
2. Установите штанги толкателей, убедитесь,
что штанги уперлись в толкатели. Затяните гайки коромысел с моментом
20–27 Н.м. |
3. Установите всасывающий коллектор. |
4. Установите коллектор выхлопной трубы, выхлопную
трубу и тепловой щиток (если предусмотрен). |
5. Заверните болты крепления выпускного коллектора
к головке цилиндров и гайки крепления выхлопной трубы к выпускному
коллектору. |
6. Установите кронштейн круиз-контроля, вентиль
и шланг распределителя воздуха. |
7. Залейте охлаждающую жидкость. Запустите двигатель,
убедитесь в отсутствии течи. |
|
ДИЗЕЛИ С223 И С223Т
Последовательность затяжки
|
а – последовательность затяжки коромысел на дизеле С223 (момент 20 Н.м.)
б – последовательность затяжки головки цилиндров на дизеле С223
в – положение прокладки головки цилиндров на дизеле С223
1 – метка "Top"
|
Снятие
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Разгерметизируйте топливную систему, соблюдая
правила. Отсоедините батарею от массы. Слейте охлаждающую жидкость. |
2. Снимите вентилятор системы охлаждения в
сборе и ремень привода. Снимите генератор и кронштейн. |
3. Снимите верхний шланг радиатора и шланг(и)
отопителя. |
4. Снимите воздушный фильтр и воздуховод. |
5. Нанесите опознавательные метки и отсоедините
вакуумные шланги и разъемы проводки. |
6. Снимите распределитель топлива, хомут и держатель
форсунок. |
7. Снимите запальные свечи и резистивный датчик. |
8. Снимите крышку турбокомпрессора и турбокомпрессор. |
9. Снимите всасывающий и выпускной коллекторы. |
10. Снимите крышку головки цилиндров, крышку
толкателей клапанов и трубку подвода масла к коромыслам. |
11. Отверните болты крепления коромысел к головке
цилиндров и снимите коромысла. |
12. Достаньте штанги толкателей и храните их
так, чтобы при сборке установить на прежние места. |
13. Отверните болты головки цилиндров в порядке,
обратном указанному на рис. Последовательность
затяжки. Снимите головку цилиндров. Если головка
не поддается снятию, то осторожно постучите резиновым молотком и сдвиньте
с места. |
14. Сравните старую и новую прокладки головки
цилиндров. Очистите разъемные поверхности головки и блока цилиндров. |
|
Установка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Уложите новую прокладку так, чтобы надпись
"Top" была обращена вверх. |
2. Заправьте турбокомпрессор свежим маслом
для двигателя. |
3. Установите головку цилиндров. Смажьте болты
головки маслом для двигателя и заверните. Затяните болты в следующем
порядке, соблюдая последовательность затяжки.
На дизелях с турбокомпрессором:
– 1-й этап – 45–54 Н.м.;
– 2-й этап – довернуть на 120–150°.
На дизелях без турбокомпрессора:
– 1-й этап – 54–63 Н.м.;
– 2-й этап – 74–81 Н.м. (новые
болты) или 61–69 Н.м. (старые болты). |
4. Установите штанги толкателей, убедитесь,
что штанги уперлись в кулачки. |
5. Установите коромысла и затяните болты с моментом
14–24 Н.м. Отрегулируйте зазор в клапанах. |
6. Остальные работы по установке выполняются
в обратном порядке. Прокладки замените новыми. |
7. Залейте охлаждающую жидкость. Соедините батарею
с массой. Запустите двигатель, убедитесь в отсутствии течи. |
|