17.9.1. Определение осевого зазора коленчатого вала
Рис. 440. Подшипники коленчатого вала: 1 — вкладыши подшипников № 1, 2, 4 и 5. Вкладыши с канавками для смазки расположены в блоке цилиндров, в крышках подшипников расположены вкладыши без смазочных канавок; 2 — болты крышек, 65 Н·м + 90 Н·м; 3 — крышки коренных подшипников, крышка №1 расположена со стороны шкивов, крышка № 3 имеет выемки для регулировочных шайб; 4 — вкладыши подшипника № 3. Вкладыш с канавкой для смазки расположен в блоке цилиндров, в крышке подшипника расположен вкладыш без смазочных канавок; 5 — регулировочные шайбы для подшипника № 3; 6 — коленчатый вал; 7 — регулировочные шайбы подшипника № 3, расположенные в блоке цилиндров
|
Перед тем как снять коленчатый вал, что можно сделать только на демонтированном двигателе, измерьте осевой зазор, чтобы знать при сборке, нужно ли менять регулировочные шайбы на среднем коренном подшипнике (рис. 440).
Вставьте щуп на среднем подшипнике (номер 3) между щекой коленчатого вала и вставленной регулировочной шайбой, как это показано на рис. 441 и проверьте величину осевого зазора, которая должна располагаться в пределах от 0,07 до 0,17 мм. Наибольший зазор не должен превосходить 0,37 мм.
Обратите внимание на то, чтобы осевой зазор был выбран полностью, для чего уприте рычаг (лучше всего деревянную рукоятку какого-либо инструмента, чтобы избежать повреждения) в щеку коленчатого вала и с его помощью отожмите вал в сторону. Вставляя различные по толщине щупы, установите точную величину зазора.
Осевой зазор можно измерить с помощью индикатора, который следует прикрепить к торцовой стороне блока цилиндров, и установить измерительный палец на торец коленчатого вала. После этого прижмите коленчатый вал в направлении индикатора. Установите индикатор на ноль и прижмите вал в противоположную сторону. Посмотрите величину зазора на индикаторе.