|
|
|
1. Очистите головку поршня от нагара. Если
на поршне есть задиры, следы прогара, глубокие царапины, трещины,
замените поршень. Прочистите канавки под поршневые кольца. Это удобно
делать обломком старого кольца.
|
2. Прочистите отверстия для стока масла подходящим
куском проволоки.
|
3. Проверьте зазоры между кольцами и канавками
на поршне.
Номинальный зазор, мм:
верхнее компрессионное кольцо 1 – 0,04–0,075;
нижнее компрессионное кольцо 2 – 0,03–0,065;
маслосъемное кольцо 3 – 0,02–0,055;
Предельно допустимый зазор для всех колец – 0,15 мм. |
|
|
|
4. Наиболее точно зазоры можно определить промером
колец и канавок на поршне. Для этого замерьте микрометром толщину
колец в нескольких местах по окружности, затем... |
5. ...с помощью набора щупов измерьте ширину
канавок также в нескольких местах по окружности. Вычислите средние
значения зазоров (разница между толщиной кольца и шириной канавки).
Если хотя бы один из зазоров превышает предельно допустимый, замените
поршень с кольцами. |
6. Измерьте зазоры в замках колец, вставив кольцо
в специальную оправку. При отсутствии оправки вставьте кольцо в цилиндр
(в котором оно работало), продвиньте поршнем как оправкой кольцо в
цилиндр, чтобы оно установилось в цилиндре ровно, без перекосов и...
|
|
|
|
7. ...щупом измерьте зазор в замке кольца. Номинальный
зазор должен быть 0,25–0,45 мм, предельно допустимый (в результате
износа) – 1,0 мм. Если зазор превышает предельно допустимый, замените
кольцо. |
8. Если зазор меньше 0,25 мм, аккуратно сточите
надфилем торцы кольца. |
9. Проверьте зазоры между поршнями и цилиндрами.
Зазор определяется как разность между замеренными диаметрами поршня
и цилиндра. Номинальный зазор равен 0,025–0,045 мм, предельно допустимый
– 0,15 мм. Если зазор не превышает 0,15 мм, можно подобрать поршни
из последующих классов, чтобы зазор был как можно ближе к номинальному.
Если зазор превышает 0,15 мм, расточите цилиндры под следующий ремонтный
размер и установите поршни соответствующего ремонтного размера. Измерьте
диаметр поршня на расстоянии 55 мм от его днища в плоскости, перпендикулярной
поршневому пальцу. |
|
10. Затем
измерьте диаметры цилиндра в двух перпендикулярных плоскостях (вдоль
В и поперек А блока цилиндров) и в четырех поясах (1, 2, 3 и 4). Для
этого необходим специальный прибор – нутромер. |
11. При замене деталей шатунно-поршневой
группы необходимо подобрать поршни к цилиндрам по классу и одной группы
по массе, а также поршневые пальцы к поршням по классу и шатуны по
массе. Для подбора поршней к цилиндрам вычислите зазор между ними.
Для удобства подбора поршней к цилиндрам цилиндры и поршни в зависимости
от диаметров делят на пять классов: A, B, C, D, E.
В запасные части поставляются поршни номинального размера трех классов
A, C, E и двух ремонтных размеров. Первый ремонтный – увеличенный
на 0,4 мм, второй – на 0,8 мм.
По массе поршни разбиты на три группы: нормальную, увеличенную на
5 г и уменьшенную на 5 г. На двигателе должны устанавливаться поршни
одной группы.
Для поршней ремонтных размеров в запчасти поставляются кольца ремонтных
размеров, увеличенных на 0,4 мм и на 0,8 мм. На кольцах первого ремонтного
размера выбито число «40», второго – «80». |
|
|
|
|
12. На блоке цилиндров группа цилиндров выбивается
на нижней плоскости блока (привалочная плоскость под масляный картер)
напротив каждого цилиндра. |
13. На днище поршня выбиваются следующие данные:
1 – класс поршня по отверстию под палец;
2 – класс поршня по диаметру;
3 – стрелка, показывающая направление установки поршня;
4 – ремонтный размер (1-й ремонтный – треугольник, 2-й ремонтный –
квадрат);
5 – группа по массе (нормальная – «Г», увеличенная на 5 г – «+», уменьшенная
на 5 г – «–»).
|
14. Пальцы с трещинами замените. Палец должен
легко входить в поршень от усилия большого пальца руки. Вставьте палец
в поршень. Если при покачивании пальца ощущается люфт, замените поршень.
При замене поршня подберите к нему палец по классу. Поршневые пальцы
разбиты по диаметру на три класса (1-й, 2-й, 3-й) через 0,004 мм.
Класс пальца маркируется на его торце краской. Класс поршня по пальцу
выбивается на днище поршня, класс шатуна по пальцу – на крышке шатуна. |
|
|
|
15. Замените сломанные кольца и расширитель
маслосъемного кольца. |
16. Замените сломанные или треснувшие
стопорные кольца, удерживающие поршневой палец. Концы стопорных колец
должны находиться в одной плоскости. Погнутые кольца замените. |
|
|
|
17. Замените погнутые шатуны. Замените шатун,
если во втулке 1 верхней головки есть задиры и глубокие царапины.
Замените шатун, если при разборке двигателя было обнаружено, что шатунные
вкладыши провернулись в шатуне. Шатуны обрабатывают совместно с крышками,
поэтому их нужно менять комплектом. |
18. Вставьте палец в верхнюю головку шатуна.
Если при покачивании пальца ощущается люфт, замените шатун. Шатуны
в сборе с крышками по массе верхней и нижней головки разделены на
классы. |
19. В двигателе должны устанавливаться шатуны
одного класса. Маркировка шатуна наносится на его крышке: 1 – класс
шатуна по массе (буква или краска), 2 – класс шатуна по пальцу. |
|
|
|
20. Если на поверхностях, по которым работают
сальники, есть глубокие риски, царапины, забоины, коленчатый вал необходимо
заменить. |
21. Промерьте коренные
и шатунные шейки коленчатого вала. Номинальные диаметры шеек коленчатого
вала, мм:
коренных – 50,799–50,819;
шатунных – 47,830–47,850.
Если износ шеек превышает 0,03 мм или овальность шеек превышает
0,03 мм, нужно прошлифовать их до ближайшего ремонтного размера.
Существует четыре ремонтных размера с уменьшением диаметра шеек:
первый – 0,25 мм;
второй – 0,5 мм;
третий – 0,75 мм;
четвертый – 1,00 мм. |
22. Если на коренных и шатунных шейках 1 есть
незначительные задиры, риски, царапины, нужно прошлифовать их до ближайшего
ремонтного размера. Эту работу рекомендуется выполнять в специализированной
мастерской. После отполируйте шейки и притупите острые кромки фасок
масляных каналов 2 абразивным конусом. Промойте коленчатый вал и продуйте
сжатым воздухом масляные каналы. Овальность и конусность всех шеек
после шлифовки не должна превышать 0,005 мм. После шлифовки шеек установите
вкладыши ремонтных размеров. |
|
|
|
23. Если на рабочих поверхностях упорных полуколец
есть задиры, риски и отслоения, замените полукольца. На полукольцах
запрещается проводить любые подгоночные работы. |
24. Измерьте осевой зазор коленчатого вала.
Для этого установите коленчатый вал и упорные полукольца в блок цилиндров
и затяните болты крепления крышек коренных подшипников (см.
подраздел 2.13.3, пункт 11). |
25. Установите индикатор так, чтобы его ножка
упиралась во фланец вала. Сдвиньте коленчатый вал до упора от индикатора
и установите стрелку индикатора на 0. Сдвиньте вал в обратную сторону.
Индикатор покажет величину зазора. Номинальный осевой зазор коленчатого
вала равен 0,06–0,26 мм, предельно допустимый – 0,35 мм. Если зазор
превышает предельно допустимый, замените упорные полукольца.
В запчасти поставляются упорные полукольца двух размеров: номинального
– 2,31–2,36 мм и ремонтного (увеличенного на 0,127 мм) – 2,437–2,487
мм. |
|
|
26. Осмотрите шатунные и коренные
вкладыши. Если на них есть трещины, задиры, выкрашивание – замените
вкладыши. На вкладышах запрещается проводить любые подгоночные работы.
Номинальная толщина вкладышей, мм:
коренных – 1,824–1,831;
шатунных – 1,723–1,730.
Вкладыши поставляются в запасные части четырех ремонтных размеров,
увеличенной толщины:
первый – на 0,25 мм;
второй – на 0,5 мм;
третий – на 0,75 мм;
четвертый – на 1,00 мм. |
|
|
27. Проверьте зазоры между вкладышами
коренных подшипников и шейками коленчатого вала. Эту работу рекомендуется
выполнять в специализированной мастерской. Измерьте диаметр шеек и
диаметры коренных подшипников, установив крышки с вкладышами на блок
и затянув их соответствующими моментами. Вычислите зазор.
Зазоры между вкладышами и шейками коленчатого вала равны:
коренные подшипники (номинальный) – 0,026–0,073 мм, предельно допустимый
– 0,15 мм;
шатунные подшипники (номинальный) – 0,02–0,07 мм, предельно допустимый
– 0,1 мм.
Если зазор превышает предельно допустимый, коленчатый вал необходимо
прошлифовать под следующий ремонтный размер (см.
пункт 21). |
28. В специализированной мастерской
можно замерить биение шеек коленчатого вала.
Биение должно составлять:
коренные шейки и посадочная поверхность под ведущую шестерню масляного
насоса – не более 0,03 мм;
посадочная поверхность под маховик – не более 0,04 мм;
посадочная поверхность под шкивы и сальники – не более 0,05 мм. |
|
|
|
29. Тщательно прочистите и промойте масляные
каналы коленчатого вала.
|
30. При этом не рекомендуется выпрессовывать
заглушки самостоятельно, для этого обратитесь в специализированную
мастерскую. |
31. Тщательно очистите поверхности блока цилиндров
от остатков старых уплотнительных прокладок. Внимательно осмотрите
блок. Если обнаружите трещины, блок надо заменить в сборе с крышками
коренных подшипников. |
|
|
|
32. Проверьте герметичность рубашки охлаждения
блока цилиндров. Для этого заглушите отверстие под водяной насос (установив
насос с прокладкой) и залейте Тосол-А40 в рубашку охлаждения. Если
в каком-нибудь месте заметна течь, значит, блок негерметичен и его
надо заменить. |
33. Осмотрите цилиндры. Если на зеркале цилиндров
есть царапины, задиры, раковины и пр., расточите цилиндры под ремонтный
размер (эту работу рекомендуется выполнять в специализированной мастерской)
или замените блок цилиндров. При различных дефектах глубиной более
0,8 мм блок ремонту не подлежит и его надо заменить. |
34. Очистите нагар в верхней части цилиндров.
Если там образовался поясок вследствие износа цилиндров, снимите его
шабером. Проверьте износ цилиндров, замерив их диаметры (см.
пункт 10). |
|
|