8.2.2. Проверки системы
Основные проверки
Проверка системы кондиционирования
Если Вы заподозрили неисправность в системе кондиционирования, проверьте:
-внешнюю поверхность радиатора и радиатор конденсатора, чтобы убедиться, что поток воздуха не заблокирован грязью или другим инородным материалом;
-на сужение или изгиб трубки радиатора конденсатора, шланги и трубки;
-работу крыльчатки вентилятора;
-все воздухопроводы на отсутствие утечек или сужений. Слабый поток воздуха может указывать на сужение трубок радиатора испарителя;
-на отсутствие проскальзывания сцепления компрессора;
-натяжение ремня привода компрессора.
Операции «быстрой проверки» недостаточного кондиционирования воздуха
Выполните следующую проверку, чтобы быстро убедиться, заправлена ли надлежащим образом система кондиционирования воздуха хладагентом 134а:
-прогрейте двигатель и дайте ему проработать на частоте вращения холостого хода;
-откройте капот и все двери;
-включите кондиционер воздуха;
-переведите регулятор температуры воздуха в крайнее положение «холодный воздух»;
-переведите переключатель режимов вентилятора в положение 4;
-рукой определите температуру выходной трубки испарителя. Трубка должна быть холодной;
-проверьте на отсутствие других неисправностей;
-проверьте герметичность системы кондиционирования. Если Вы обнаружите утечку, разрядите систему и, при необходимости, произведите -ремонт утечки. После завершения ремонта, слейте весь оставшийся хладагент и повторно зарядите систему.
Проверка системы кондиционирования на наличие утечки
Всякий раз, когда заподозрите о наличии утечки в системе, проведите ее проверку. Проверку следует проводить каждый раз при проведении сервисных работ, из-за которых могут произойти нарушения в линиях или соединениях. В основном утечка происходит на патрубках или в соединениях. Утечка может быть вызвана:
-ненадлежащим моментом затяжки;
-поврежденным уплотнительным кольцом;
-грязью или пухом на уплотнительном кольце.
Детекторы утечки жидкости
Используйте раствор детектора утечки жидкости на патрубках. Нанесите раствор щеткой в данной области. Определите места образования пузырьков. Для тех областей, где это не удобно, такие как область испарителя и конденсатора, удобнее использовать электронный детектор утечки.
Электронный детектор утечки
Следуйте инструкциям производителя по калибровке, работе и обслуживанию электронного детектора утечки. Состояние аккумуляторной батареи особенно важно для точности портативной модели электронного детектора утечки. Установите детектор на хладагент R—134a до начала проверки.
Предупреждение
Электронные детекторы утечки очень чувствительны к жидкости стеклоомывателя, растворителям, очистителям и клейким веществам на автомобиле.
|
Поверхности должны быть чистыми для предотвращения ошибочных показаний. Убедитесь, что все поверхности сухие для предотвращения повреждения детектора.
Проверку проводите следующим образом:
-проверьте всю систему кондиционирования;
-полностью осмотрите каждое соединение со скоростью в 25—50 мм в секунду;
-держите датчик на расстоянии 6 мм от поверхности;
-не блокируйте канал входа воздуха.
Слышимый звук меняется от 1 до 2 щелчков в секунду до постоянного сигнала, если имеется утечка. Отрегулируйте контроль баланса для обеспечения 1—2 щелчка в секунду.
Проверьте все следующие области даже после подтверждения одной утечки:
-впускные и выпускные трубки испарителя;
-впускные и выпускные трубки бачка хладагента;
-впускные и выпускные трубки конденсатора;
-запаянные и сваренные области;
-поврежденные области;
-соединения шлангов;
-заднюю сторону компрессора;
-все патрубки и соединения.
Проверка обслуживаемых каналов/входные клапаны
Уплотнительная крышка — первичный уплотнитель для обслуживаемых каналов. Крышка содержит герметичное специальное уплотнительное кольцо. Убедитесь, что крышку не забыли установить при сборке и что она не ослаблена. Всегда используйте соответствующую крышку.
Проверка радиатора испарителя
Наличие утечки в радиаторе испарителя очень сложно обнаружить. Проверьте радиатор испарителя следующим образом:
-включите вентилятор и установите переключатель режимов в положение 4 как минимум на 15 минут;
-выключите вентилятор;
-подождите 10 минут;
-снимите резистор двигателя вентилятора;
-введите щуп детектора утечки настолько, насколько это возможно до радиатора испарителя. Детектор покажет утечку с постоянным сигналом;
-используйте карманный фонарь для поиска масла хладагента на поверхности радиатора.
Проверка манжеты оси компрессора
Продуйте сжатым воздухом переднюю и заднюю части сцепления/шкива компрессора как минимум 15 с.
Подождите 1—2 минуты.
Зондируйте переднюю часть шкива. Если детектор издает постоянный сигнал, имеется утечка.
Диагностика недостаточного кондиционирования и давления в системе
Диагностика недостаточного кондиционирования приведена в табл. 8.12.
Таблица 8.12 Диагностика недостаточного кондиционирования
Шаг
|
Выполняемые работы
|
Да
|
Нет
|
1
|
Включите зажигание (не пуская двигатель).
Подсоедините измерители высокого (1500 кПа) и низкого (200 кПа) давлений.
Находятся ли оба давления в пределах установленной величины?
|
См. шаг 3
|
-
|
2
|
1. Добавьте хладагент R-134а.
2. Проверьте систему кондиционирования воздуха на утечку.
3. При необходимости устраните утечку хладагента.
4. Восстановите, освободите и перезарядите систему кондиционирования воздуха.
Находятся ли оба давления в пределах установленной величины?
|
См. шаг 3
|
-
|
3
|
1. Пустите двигатель и дайте проработать ему на частоте холостого хода.
2. Установите ручки управления кондиционированием воздуха в следующие позиции:
включатель кондиционера воздуха в положение ON (ВКЛ);
включатель управления свежим воздухом в положение «свежий воздух»;
переключатель режимов работы вентилятора в режим 4;
регулятор температуры воздуха в режим «холодный воздух».
Сцепляется ли сцепление компрессора кондиционера?
|
См. шаг 4
|
См. шаг 6
|
4
|
1. Проверьте на наличие стучащего шума из компрессора кондиционера.
2. Периодически включайте и выключайте компрессор для проверки источника шума.
Слышите ли Вы громкий стучащий шум?
|
См. шаг 5
|
См. шаг 9
|
5
|
1. Восстановите хладагент в системе кондиционирования воздуха.
2. Замените компрессор кондиционера воздуха.
3. Разрядите и перезарядите систему кондиционирования воздуха.
4. Проверьте систему кондиционирования воздуха на наличие утечки.
Ремонт завершен?
|
См. шаг 9
|
-
|
6
|
1. Выключите зажигание.
2. Отсоедините разъем катушки сцепления компрессора.
3. Соедините проводом отрицательную клемму аккумуляторной батареи с клеммой катушки сцепления компрессора.
4. Соедините проводом с предохранителем положительную клемму аккумуляторной батареи с клеммой катушки сцепления компрессора.
Сцепляется ли сцепление компрессора кондиционера?
|
См. шаг 7
|
См. шаг 8
|
7
|
Отремонтируйте электрическую цепь катушки сцепления компрессора. Сцепляется ли муфта компрессора кондиционера?
|
См. шаг 14
|
См. шаг 8
|
8
|
Замените катушку муфты компрессора.
Сцепляется ли муфта компрессора кондиционера?
|
См. шаг 4
|
См. шаг 5
|
9
|
Внимание: Выполните эту проверку в гаражных условиях: 21-32° С и без воздействия солнечных лучей. Проверку проводите тщательно для получения точных результатов.
1. Закройте все окна и двери автомобиля.
2. Установите ручки управления в следующие положения:
включатель кондиционера воздуха в положение ОN (ВКЛ);
|
См. шаг 11
|
См. шаг 10
|
|
включатель управления свежим воздухом в положение «свежий воздух»;
переключатель режимов работы вентилятора в режиме 4;
регулятор температуры воздуха в режиме «холодный воздух».
3. Пустите двигатель и дайте проработать на частоте холостого хода 5 минут.
4. Поднесите руку к входным и выходным трубкам испарителя.
Есть ли разница температур воздуха во входных и выходных трубках испарителя?
|
|
|
10
|
1. Восстановите хладагент в системе кондиционирования воздуха.
2. При необходимости замените расширительный клапан.
3. Разрядите и перезарядите систему кондиционирования воздуха.
4. Проверьте систему ни наличие утечки.
5. Обратите внимание на температуру воздуха разрядки при включенном кондиционере.
Нормальная ли температура разрядки?
|
См. шаг 11
|
См. шаг 12
|
11
|
Поднесите руку к трубке между конденсатором и расширительным клапаном.
Трубка холодная?
|
См. шаг 13
|
-
|
12
|
1. Восстановите хладагент в системе кондиционирования воздуха.
2. Разрядите и перезарядите систему кондиционирования воздуха.
3. Проверьте систему кондиционирования воздуха на наличие утечки.
Ремонт завершен?
|
Система в порядке
|
-
|
13
|
1. Пустите двигатель и увеличьте частоту вращения до 3000 мин-1.
2. Закройте все окна и двери автомобиля.
|
Система в порядке
|
См. шаг 16
|
|
3. Установите ручки управления в следующие положения:
включатель кондиционера воздуха в положение ON (ВКЛ);
включатель управления свежим воздухом в положение «свежий воздух»;
переключатель режимов работы вентилятора в режим 4;
регулятор температуры воздуха в режим «холодный воздух».
4. Каждые 20 с включайте и выключайте кондиционер воздуха в течение 3 мин.
Находятся ли величины давления в линиях высокого (1500 кПа) и низкого (200 кПа) давлений в пределах установленной величины?
|
|
|
14
|
1. Выключите зажигание.
2. Выключите кондиционер воздуха.
3. Попытайтесь провернуть привод сцепления (не шкив).
Можете ли Вы проворачивать легко сцепление руками?
|
См. шаг 12
|
См. шаг 15
|
15
|
1. Восстановите хладагент в системе кондиционирования воздуха.
2. Замените компрессор кондиционера воздуха.
3. Разрядите и перезарядите систему кондиционирования воздуха.
Ремонт завершен?
|
Система в порядке
|
-
|
16
|
Добавьте хладагент R-134а.
Хорошо ли охлаждается салон автомобиля?
|
Система в порядке
|
См. шаг 15
|
Диагностика проверки давления приведена в табл. 8.13.
Таблица 8.13 Диагностика проверки давления
Условие
|
Симптомы
|
Возможная причина
|
Метод устранения
|
Давление при разрядке на линии высокого давления слишком высокое
|
После остановки компрессора давление быстро падает, затем падает понемногу
|
Имеется воздух в системе
|
Восстановите, разрядите и перезарядите систему с установленным количеством хладагента
|
Конденсатор чрезмерно горячий
|
В системе избыточное количество хладагента
|
Восстановите, разрядите и перезарядите систему с установленным количеством хладагента
|
|
Ограничение или отсутствие потока воздуха через конденсатор
|
Ребра конденсатора или радиатора засорены (забиты)
|
Прочистите ребра конденсатора и радиатора
|
|
|
Вентилятор конденсатора или радиатора работают ненадлежащим образом
|
Проверьте напряжение и частоту вращения вентилятора
Проверьте направление вращения вентилятора
|
|
Линия, ведущая к конденсатору, чрезмерно горячая
|
Ограничение потока хладагента в системе
|
Найдите и отремонтируйте место сужения
|
|
|
Конденсатор не горячий
|
Недостаточное количество хладагента в системе
|
Проверьте систему на наличие утечки
|
|
Высокое и низкое давления уравновешиваются вскоре после остановки компрессора
Давление в линии низкого давления выше нормального
|
Неисправный компрессор
|
Отремонтируйте или замените компрессор
|
|
Выходная трубка расширительного клапана не покрывается льдом, измеритель низкого давления показывает вакуум (разрежение)
|
Неисправный расширительный клапан
Наличие влаги в системе
|
Замените расширительный клапан
Восстановите, разрядите и перезарядите систему
|
Давление всасывания (в линии низкого давления) слишком низкое
|
Конденсатор горячий
|
Недостаточное количество хладагента в системе
|
Устраните утечку
Восстановите, разрядите и перезарядите систему
|
|
Расширительный клапан не покрывается льдом и линия низкого давления не холодная.
Измеритель низкого давления показывает вакуум (разрежение)
|
Замерзание расширительного бачка
Неисправный расширительный клапан
|
Замените расширительный клапан
|
|
Температура разрядки низкая и поток воздуха из вентиляционных отверстий ограничен
|
Замерзание испарителя
|
Прочистите ограниченный проход в кожухе испарителя
|
|
Расширительный клапан не покрывается льдом
|
Загрязнение расширительного клапана
|
Прочистите или замените расширительный клапан
|
|
Выходная трубка бачка хладагента холодная, а входная теплая
|
Замерзание бачка хладагента
|
Замените бачок хладагента
|
Давление всасывания слишком высокое
|
Температура шланга низкого давления и контрольного соединения ниже, чем температура вокруг испарителя
|
Расширительный клапан открывается на слишком большой промежуток времени
|
Замените расширительный клапан
|
|
Давление всасывания понижается при охлаждении конденсатора водой
|
В системе избыточное количество хладагента
|
Восстановите, разрядите и перезарядите систему
|
Давление всасывания и давление при разрядке слишком высокое
|
Поток воздуха, проходящий через конденсатор, ограничен
|
Ребра конденсатора или радиатора засорены
|
Прочистите ребра конденсатора и радиатора
|
|
|
Вентиляторы охлаждения радиатора работают ненадлежащим образом
|
Проверьте напряжение и частоту вращения вентилятора радиатора
|
Давление всасывания и давление при разрядке слишком низкое
|
Температура в области шланга низкого давления и металлического наконечника ниже температуры испарителя
|
Шланг низкого давления загрязнен или погнут
|
Отремонтируйте или замените шланг низкого давления
|
|
Температура вокруг расширительного клапана низкая по сравнению с температурой вокруг бачка хладагента
|
Линия высокого давления загрязнена
|
Отремонтируйте или замените линию высокого давления
|
Утечка хладагента
|
Загрязнение сцепления компрессора
|
Утечка из сальника оси компрессора
|
Отремонтируйте или замените компрессор
|
|
Прокладка компрессора влажная от масла
|
Утечка через прокладку компрессора
|
Отремонтируйте или замените компрессор
|
|
|
Недостаточная затяжка креплений в системе
|
Повторно затяните соединения (соединения, болты и т. д.)
|
|
|
Неисправность уплотнительного кольца
|
Замените уплотнительное кольцо
|