2.6.8. Разборка, проверка и сборка коленчатого вала
Рис. 2.280. Коленчатый вал и его компоненты
|
Разборка
Снимите ремень привода ГРМ, переднюю крышку, маховик, головку цилиндров и масляный поддон. Процедуры снятия деталей приведены в соответствующих разделах.
Снимите заднюю плиту блока цилиндров и задний сальник коленчатого вала.
Снимите крышки шатунов и вкладыши шатунных подшипников.
ПРИМЕЧАНИЕ
Для правильной последующей установки расположите снятые детали (крышки шатунов, вкладыши шатунных и коренных подшипников) в порядке их соответствия номерам цилиндров и ориентации в месте установки.
|
Снимите соединительный кронштейн крышек коренных подшипников крышки коренных подшипников и коленчатый вал. Расположите вкладыши коренных подшипников в порядке их соответствия номерам цилиндров.
Проверка коленчатого вала
Проверьте коренные и шатунные шейки коленчатого вала на отсутствие повреждений (задиры и прихваты), чрезмерного износа и трещин. Прочистите масляные каналы вала. При необходимости отремонтируйте или замените коленчатый вал.
Рис. 2.281. Проверка конусности и овальности коренных и шатунных шеек коленчатого вала
|
Проверьте конусность и овальность коренных и шатунных шеек коленчатого вала (рис. 2.281).
Номинальное значение.
Диаметр коренной шейки: 61,982–62,000 мм.
Диаметр шатунной шейки: 47,982–48,000 мм.
Вкладыши коренных и шатунных подшипников
Визуально проверьте состояние поверхности каждого вкладыша (отслаивание фрикционного слоя, неравномерный контакт, риски, задиры и др.). Замените дефектные вкладыши.
Измерение зазора в подшипниках
Рис. 2.282. Измерение внутренних диаметров отверстий под коренные подшипники
|
Измерьте диаметр коренных и шатунных шеек коленчатого вала. Измерьте внутренние диаметры отверстий под коренные подшипники в постели коленчатого вала (в блоке цилиндров и крышке подшипника) и отверстий под шатунные подшипники (в нижней головке шатуна и крышке шатуна) (рис. 2.282).
Измерьте толщину вкладышей шатунных и коренных подшипников. Вычислите зазор в подшипниках по результатам проведенных измерений (нужно вычесть из значения внутреннего диаметра отверстия под подшипник величину диаметра шейки вала и две толщины вкладыша подшипника).
Номинальное значение.
Зазор в коренном подшипнике: 0,004–0,022 мм.
Зазор в шатунном подшипнике: 0,018–0,036 мм.
Предельный зазор: 0,1 мм.
Измерение зазора в подшипниках с помощью пластикового калибра
Рис. 2.283. Установка пластикового калибра
|
Определение величины зазора в коренных подшипниках коленчатого вала методом пластикового калибра.
Удалите с шеек вала масло, смазку или другие загрязнения. Промойте и просушите вкладыши подшипников.
Нарежьте пластиковый калибр на куски, равные по ширине шейкам вала. Уложите калибры на шейки вдоль оси вала (не укладывайте калибр на отверстия подвода масла).
Установите вкладыши подшипников, коленчатый вал и соединительный кронштейн крышек коренных подшипников. Затяните болты крепления соединительного кронштейна крышек коренных подшипников номинальным моментом затяжки. Не вращайте коленчатый вал! Снимите соединительный кронштейн. Измерьте максимальную ширину раздавленной части калибра с помощью шкалы на конверте калибров. Определите зазор в подшипнике. При необходимости отремонтируйте или замените коленчатый вал или вкладыши подшипника. Если заменой вкладыша исправить зазор не удается, перешлифуйте шейки вала в ремонтный размер с соответствующей заменой вкладышей.
Проверка сальника
Проверьте передний и задний сальники коленчатого вала на отсутствие повреждения или износа рабочих кромок. При наличии дефектов замените сальник.
Пластина привода АКПП
Замените деформированную или растресканную пластину.
Сборка
Рис. 2.284. Верхние и нижние вкладыши коренных подшипников
|
Установите верхние вкладыши коренных подшипников в постель коленчатого вала на блоке цилиндров (рис. 2.284). Верхние вкладыши имеют канавку распределения масла.
Установите нижние вкладыши (без канавок) в постели соединительного кронштейна крышек коренных подшипников.
Нанесите моторное масло на коренные шейки коленчатого вала. Установите коленчатый вал.
Установите нижние вкладыши и крышки коренных подшипников меткой к передней части двигателя.
Рис. 2.285. Порядок затягивания болтов крепления крышек коренных подшипников
|
Затяните болты крепления крышек номинальным моментом затяжки (рис. 2.285).
Момент затяжки болтов крепления крышки коренного подшипника: М7 (9–16) – 10–12 Н·м, М10 (1–8) – 14–16 Н·м.
Затягивайте болты постепенно в четыре-пять приемов, затем затяните номинальным моментом затяжки.
Рис. 2.286. Измерение осевого зазора коленчатого вала
|
Проверьте свободу вращения коленчатого вала и измерьте осевой зазор (рис. 2.286).
Осевой зазор.
Номинальное значение: 0,07–0,25 мм.
Предельное значение: 0,4 мм.
Рис. 2.287. Оправка для установки сальника
|
С помощью оправки (09231–33000) установите сальник в его корпус (рис. 2.287).
Рис. 2.288. Места нанесения герметика
|
Нанесите герметик на зоны корпуса сальника, показанные на рисунке (рис. 2.288). Установите корпус и сальник.
Момент затяжки болтов крепления корпуса заднего сальника: 10–12 Н·м.
Установите заднюю плиту блока цилиндров и затяните болты ее крепления.
Момент затяжки болтов крепления задней плиты: 10–12 Н·м.
Рис. 2.289. Схема установки пластины гидротрансформатора
|
Модели с АКПП: Установите пластину привода АКПП и переходную пластину (рис. 2.289).
Момент затяжки болтов крепления пластины: 73–77 Н·м.
Рис. 2.290. Схема установки маховика
|
Модели с МКПП: установите маховик. Затяните болты крепления номинальным моментом (рис. 2.290).
Момент затяжки болтов крепления пластины: 73–77 Н·м.