9.1.8. Регулятор холостого хода
Рис. 9.1. Система управления двигателем Fenix 5.1: 2/14 — системное реле двигателя; 3/1 — выключатель зажигания; 4/1 — блок системного управления двигателя Fenix 5.1; 6/13 — топливный насос; 7/15 — нагреваемый датчик кислорода (НО2S); 7/21 — датчик оборотов (RPM) бензинового двигателя;
7/22 — датчик абсолютного давления в коллекторе (датчик МАР); 7/23 — датчик температуры охлаждающей жидкости двигателя (ЕСТ); 7/24 — датчик температуры входного воздуха; 7/25 — датчик положения дроссельной заслонки; 7/26 — датчик детонации (KS); 7/27 — датчик положения распределительного вала; 8/2 — регулятор холостого хода (IAC); 8/6, 8/7, 8/8, 8/9 — форсунки; 8/12 — клапан продувки угольного фильтра (СР); 10/51 — предупредительная лампа температуры выхлопных газов; 11/2 — блок предохранителей в пассажирском салоне; 24/20 — 22-контактный разъем жгута пассажирского салона (С), жгут отсека двигателя (А) (серый); 24/23 — 22-контактный разъем жгута пассажирского салона; 24/27 — 12-контактный разъем жгута отсека двигателя
(А) — жгут модуля управления двигателем (ЕСМ); 24/33 — 4-контактный разъем жгута модуля управления двигателем (ЕСН) (В) (Q); 31/25 — контакт заземления под приборной панелью
|
Блок управления рассчитывает скорость холостого хода на основе сигналов о частоте вращения коленчатого вала и управляет регулятором холостого хода 8/2 (рис. 9.1) таким образом, чтобы частота вращения поддерживалась на неизменном уровне. Регулятор имеет линейную характеристику.
На один из выводов разъема через реле подается напряжение аккумуляторной батареи, второй вывод присоединен к БУ. Для управления воздушным потоком БУ на фиксированной частоте замыкает на «массу» цепь соленоида, создавая магнитное поле, напряженность которого изменяется в зависимости от длительности импульсов. Таким образом оказывается изменяемое противодействие сжимающему усилию возвратной пружины на клапан и соответственно регулируется величина канала между впускным и выпускным отверстиями.
В случае сбоя в работе возвратная пружина прижмет клапан регулятора к стопору и откроет отверстие для ограниченного впуска воздуха, что приведет к небольшому увеличению частоты вращения на холостом ходу.
Когда датчик положения дроссельной заслонки показывает, что заслонка закрыта и двигатель работает на холостом ходу, БУ с помощью регулятора холостого хода регулирует частоту вращения двигателя в зависимости от сигнала датчика температуры охлаждающей жидкости и нагрузки.
При получении БУ сигналов с выключателя давления, панели управления микроклиматом или блока управления автоматической коробкой передач, свидетельствующего о включении компрессора кондиционера воздуха или включении передачи, происходит увеличение воздушного потока, что обеспечивает поддержание неизменного значения частоты вращения на холостом ходу, отслеживая ее посредством датчика. Такая регулировка имеет место также, когда БУ включает электрический вентилятор охлаждения.
Управление холостым ходом адаптивно, т.е. БУ «обучается» тому, насколько в данных конкретных условиях должен быть открыт регулятор холостого хода. Информация об этом хранится в памяти и используется при повторных пусках двигателя. В случае сбоя в системе управления регулятор холостого хода устанавливается в фиксированном положении, соответствующем значению частоты вращения на холостом ходу, превышающей нормальную.
Так как датчик положения дроссельной заслонки не имеет фиксированного положения холостого хода, БУ снабжен адаптивной функцией, которая обеспечивает занесение в память самого малого из зарегистрированных значений, которое интерпретируется как закрытие дроссельной заслонки. Положение полностью открытой дроссельной заслонки рассчитывается прибавлением фиксированного значения угла к положению, в котором заслонка закрыта.