5.1. Сцепление
Сцепление с механическим (тросовым) приводом
Замена троса сцепления
Сцепление с гидравлическим приводом
Неисправности сцепления
цепление служит для кратковременного отсоединения работающего двигателя от трансмиссии и плавного их соединения, необходимого в момент начала движения (трогания с места) автомобиля, а также после переключения передач в коробке передач в процессе движения. Кроме того, сцепление предохраняет детали двигателя и агрегаты трансмиссии от перегрузки, которая может возникнуть при резком торможении автомобиля с неотключенным двигателем.
Сцепление, устанавливаемое на всех моделях автомобиля Golf III, однодисковое, сухое, с центральной нажимной пружиной диафрагменного типа. Ведомый диск в сборе с демпфером расположен на шлицах первичного вала коробки передач. Привод выключения сцепления либо механический, посредством троса, либо гидравлический, с главным и рабочим цилиндрами (только для коробки передач типа 02А).
Конструктивно сцепление, изготовленное фирмой Sachs, состоит из кожуха сцепления с нажимным диском, ведомого диска и механизма выключения сцепления.
Ведомый диск сцепления с упругой ступицей имеет наружный диаметр от 190 до 228 мм в зависимости от типа коробки передач. Так, для коробки передач типа 084 или 085 диаметр ведомого диска составляет 190 мм, для коробки передач типа 020 — 210 мм, а для коробки передач типа 02А — 228 мм.
Ведомый диск сцепления имеет две фрикционные накладки, приклепанные к диску независимо одна от другой.
Ведомый диск сцепления центрирован с первичным валом коробки передач и имеет минимальную толщину накладки, равную 7,8 мм.
Моменты затяжки болтов крепления кожуха сцепления к маховику следующие, Н·м:
для двигателя рабочим объемом
1,4 и 1,6 л 25
для двигателя 2,0/2,8 л 20
для полноприводной модели 20
Расположение креплений маховика и деталей сцепления зависит от типа установленной коробки передач.
Рис. 5.1. Детали механизма сцепления автомобилей с двигателями 1,4 л (с 08.95 г.); 1,6 л; 1,8 л; 2,0 л (85 кВт/115 л.с.): 1 — болт, 20 Н·м; 2 — маховик; 3 — ведомый диск; 4 — центрирующая оправка; 5 — пружинный зажим; 6 — пластина выключения сцепления; 7 — болт, 60 Н·м (после чего доверните еще на 90°); 8 — промежуточная пластина; 9 — нажимной диск
|
На автомобилях с 5-ступенчатой коробкой передач типа 020 (модели автомобилей с двигателями 1,4 л (с 08.95 г.) 1,6/1,8 л; 2,0 л (85 кВт/115 л.с.) установлено сцепление, детали которого представлены на рис. 5.1.
Сцепление включает в себя педаль сцепления, саморегулирующийся трос сцепления, нажимной диск 9 с пластиной 6 выключения сцепления и пружинным зажимом 5 и ведомый диск 3. Нажимной диск с промежуточной пластиной 8 прикреплен болтами 7 непосредственно к фланцу коленчатого вала, тогда как маховик 2 в форме «горшка» крепится болтами 1 к кожуху нажимного диска.
Рис. 5.2. Детали механизма сцепления автомобилей с двигателями 1,4 л (09.91 — 07.95); 2,0 л (110 кВт/150 л.с.); 2,8 л и полноприводных автомобилей: 1 — маховик; 2 — ведомый диск; 3 — нажимной диск в сборе; 4 — болт крепления
|
На автомобилях с коробками передач типа 02А, 084 или 085 (двигатели 1,4 л (09.91 — 07.95); 2,0 л, 110 кВт/150 л.с.; 2,8 л и полноприводные автомобили) компоновка деталей сцепления традиционная: маховик 1 (рис. 5.2) установлен на коленчатом валу. Кожух 3 сцепления с нажимным диском в сборе с диафрагменной пружиной, именуемый «корзиной», крепится болтами 4 к маховику, которые затягиваются перекрестно (крест-накрест) в несколько приемов.
ПРИМЕЧАНИЕ
Нажимной диск и диафрагменная пружина не могут быть разобраны, и при неисправности их нужно менять вместе.
|
Ступица ведомого диска имеет шлицевое соединение с первичным валом коробки передач и свободно скользит по нему.
При нажатии на педаль сцепления усилие через привод выключения сцепления передается на рычаг выключения сцепления. Вследствие этого передвигается расположенный на муфте выжимной подшипник, который давит на сектора и перемещает центральную часть диафрагменной пружины нажимного диска в сторону маховика. При этом наружная часть пружины удаляется от маховика и перемещает за собой нажимной диск, освобождая ведомый диск сцепления, который отходит от маховика. Сцепление выключается и вращение коленчатого вала двигателя не передается на трансмиссию.
При отпускании педали сцепления благодаря диафрагменной пружине ведомый диск, который свободно перемещается по шлицам первичного вала коробки передач, прижимается нажимным диском к рабочей поверхности маховика. Тем самым создается силовое замыкание между коленчатым валом двигателя и ведущим валом коробки передач.
При износе фрикционных накладок ведомого диска нажимной диск перемещается к маховику, и сектора диафрагменной пружины распрямляются.
Гидросистема сцепления не требует регулировки, так как гидравлическая жидкость в системе автоматически компенсирует износ накладок после каждого нажатия на педаль сцепления.