13.1. Описание конструкции
Карданная передача: 1 - эластичная муфта; 2 - болт крепления эластичной муфты к фланцу; 3 - крастоеина; 4 - сальник; 5 - стопорное кольцо; 6 - подшипник крестовины; 7 - гайка; в - фланец эластичной муфты; 9 - сальник; 10 - обойма сальника; 11 - кронштейн безопасности; 12 - болт крепления кронштейна к промежуточной опоре; 13 - передний карданный вал; 14 - кронштейн промежуточной опоры; 15 - промежуточная опора; 16 - вилка переднего карданного вала; 17 - задний карданный вал; 18 - вилка заднего карданного вала; 19 - фланец ведущей шестерни главной передачи; 20 - гайка; 21 - болт крепления вилки.
Описание конструкции
Кругяший момент от вторичного вала коробки передач передается на эластичную муфту, от нее — посредством шлицевого соединения — на передний карданный вал, от переднего карданного вала через карданный шарнир - на задний карданный вал и от него через другой карданный шарнир - на фланцевую вилку, соединенную с ведущей шестерней главной передачи. Для гашения вибраций задний конец переднего карданного вала установлен в промежуточной упругой опоре, связанной с кузовом.
Передние карданные валы на автомобилях с разными коробками передач не взаимозаменяемы: на автомобиле, оснащенном коробкой передач Иж-2126, передний карданный вал на 30 см длиннее, чем на автомобиле с коробкой ВАЗ-21074.
Карданный вал представляет собой тонкостенную стальную трубу.
У переднего карданного вала с двух сторон приварены шлице вые наконечники. На передний шлицевой наконечник надет фланеи эластичной муфты, на задний - вилка карданного шарнира. Шлицевое соединение фланца эластичной муфты уплотнено сальником, поджатым обоймой. Для пополнения смазки в шлицевом соединении во фланце эластичной муфты имеется отверстие с пробкой. Через каждые 30 тыс. км пробега шлицевое соединение смазывается смазкой Фиол-2У или Фиол-1.
Эластичная муфта состоит из шести стальных вкладышей, соединенных резиновыми перемычками. За счет своей упругости муфта гасит рывки в трансмиссии автомобиля. Эластичная муфта крепится к фланцу вторичного вала коробки передач тремя болтами, пропущенными сквозь отверстия во вкладышах. Три других отверстия служат для крепления муфты к фланцу переднего карданного вала.
К торцам заднего карданного вала приварены вилки карданных шарниров.
Карданный шарнир состоит из крестовины с подшипниками, соединяющей две вилки друг с другом. Крестовина имеет четыре шипа, на которые надеваются корпуса подшипников с иглами (тонкими роликами). В проушинах вилок корпуса подшипников фиксируются стопорными кольцами. Для защиты от грязи подшипник уплотнен сальником, надетым на шип крестовины.
Карданная передача балансируется на специальном стенде; дисбаланс устраняется приваркой балансировочных пластин к трубам карданных валов.
При рассоединении частей карданных валов необходимо краской или кернером отметить их взаимное расположение, чтобы при сборке установить на прежние места. Карданные валы необходимо отбалансировать заново (или заменить) при потере балансировочных пластин, деформации, замене деталей карданной передачи. Дисбаланс карданной передачи приводит к заметным вибрациям на высоких скоростях. Сильный дисбаланс может вызвать разрушение карданной передачи и соседних агрегатов.