8. Система зажигания двигателя ВАЗ-2106
Распределитель зажигания 30.3706:1 - валик; 2 - провод подвода тока к распределителю; 3 - конденсатор; 4 - пружинная защелка; 5 - корпус вакуумного регулятора; 6 - мембрана; 7 - филыд; 8 - тяга вакуумного регулятора; 9 - опорная пластина регулятора опережения зажигания; 10 - ротор распределителя; 11 - боковой электрод с клеммой: 12 - центральный электрод с клеммой; 13 - крышка распределителя; 14 - уголек центрального электрода; 15 - резистор; 16 - токоразносная пластина ротора; 17 - пружина центробежного регулятора опережения зажигания; 18 - ведущая пластина центробежного регулятора; 19 - грузик регулятора опережения зажигания; 20 - кулачок прерывателя; 21 - пластмассовый упор рычажка; 22 - рычажок прерывателя с подвижным контактом; 23 - контакты прерывателя; 24 - подвижная пластина прерывателя; 25 - винт крепления контактной группы; 26 - стойка с неподвижным контактом прерывателя; 27 - паз; 28 - корпус распределителя зажигания.
Описание конструкции
В двигателе ВАЗ-2106 применяется батарейная система зажигания с номинальным напряжением в первичной цепи 12 В. Система состоит из распределителя с механическим прерывателем, катушки зажигания, свечей зажигания, проводов высокого и низкого напряжения. Система зажигания обеспечивает воспламенение рабочей смеси в камерах сгорания цилиндров в соответствии с очередностью работы цилиндров.
Электропитание к системе зажигания подается от выключателя зажигания (см. «Электрооборудование» ).
Катушка зажигания Б-117А -повышающий трансформатор, преобразующий импульсный ток низкого напряжения в ток высокого напряжения. Обмотки катушки установлены в корпус из тонкой оцинкованной стали, закрытый крышкой из изоляционного материала. Для охлаждения обмоток в корпус катушки залито трансформаторное масло. В крышке выполнены два низковольтных вывода и гнездо для провода высокого напряжения.
Распределитель зажигания модели 30.3706 преобразует постоянный ток цепи низкого напряжения в импульсный и распределяет импульсы тока высокого напряжения по свечам зажигания. Он конструктивно объединен с прерывателем тока низкого напряжения, центробежным и вакуумным регуляторами опережения зажигания.
Распределитель установлен в передней части блока цилиндров с левой стороны.
Корпус распределителя отлит из алюминиевого сплава. В хвостовик корпуса запрессованы два подшипника скольжения, в которых вращается валик. Под ведущей пластиной центробежного регулятора установлена опорная пластина регулятора с кулачком прерывателя. К опорной пластине двумя винтами крепится ротор (бегунок). При вращении валика грузики центробежного регулятора под действием центробежных сил расходятся и поворачивают четырехгранный кулачок прерывателя на определенный угол в направлении крашения валика. При этом контакты размыкаются с некоторым опережением, тем большим, чем выше обороты двигателя. Угол поворота ограничен величиной паза в опорной пластине ротора.
Прерыватель состоит из стойки с неподвижным контактом, рычажка с подвижным контактом и текстолитовым (или пластмассовым) упором, который под действием пластинчатой пружины прижимается к четырехгранному кулачку валика распределителя. При вращении кулачка контакты замыкаются и размыкаются. Кулачок смазывается фетровым фильием, пропитанным моторным маслом. При эксплуатации автомобиля необходимо регулярно (не менее чем раз в 15 тыс. км пробега) проверять и регулировать зазор между контактами прерывателя (см. «Проверка и регулировка зазора между контактами прерывателя» ).
Пластина, на которой смонтирован прерыватель, установлена на шариковом подшипнике, позволяющем ей поворачиваться относительно кулачка. Пластина соединена тягой с диафрагмой вакуумного регулятора. Под действием разрежения, передаваемого через трубку из штуцера карбюратора к диафрагме вакуумного регулятора, тяга поворачивает механизм прерывателя вместе с подвижной пластиной относительно кулачка, обеспечивая тем самым оптимальный момент зажигания при работе двигателя на различных режимах.
Для исключения сильного искрения и подгорания контактов прерывателя параллельно им подсоединен конденсатор. Он установлен снаружи на корпусе распределителя.
Сверху корпус распределителя закрыт пластмассовой крышкой с гнездами для проводов высокого напряжения. На внутренней части крышки распределителя расположены выводы контактов проводов высокого напряжения, а в вывод центрального провода вставлен подпружиненный уголек, который упирается в токоразносную пластину ротора. Ротор устанавливается на опорную пластину центробежного регулятора опережения зажигания и служит для распределения тока высокого напряжения от катушки зажигания к свечам в соответствии с порядком работы цилиндров двигателя (1-3-4-2). Ротор (как и валик) вращается по часовой стрелке (при виде сверху).
Свечи А17ДВ (или их аналоги) — неразборной конструкции, ввернуты в отверстия головки цилиндров двигателя с левой стороны.
Схема контактной системы зажигания: 1 - аккумуляторная батарея; 2 - генератор; 3 - выключатель зажигания; 4 - катушка зажигания; 5 - распределитель зажигания; 6 - свечи зажигания.