Поиск

Audi

Сервисное обслуживание и эксплуатация
Предлагаем Вашему вниманию адресно-телефонный справочник автопредприятий предоставляющих товары и услуги автомобилям Audi:
 

7.2 Электрооборудование автомобиля модели 21261-020

7.2. Электрооборудование автомобиля модели 21261-020

Возможные неисправности генератора 58.3701, их причины и способы устранения
7.2 Электрооборудование автомобиля модели 21261-020 Audi

Генератор
Особенности конструкции

7.2 Электрооборудование автомобиля модели 21261-020 Audi
Рис. 7.6. Генератор 58.3701: 1 – гайка; 2 – пружинная шайба; 3 – шкив; 4 – вентилятор; 5 – крышка со стороны привода; 6, 8 – дистанционная втулка; 7 – передний шариковый подшипник; 9 – внутренняя шайба крепления подшипника; 10 – шпонка; 11 – вал ротора; 12 – ротор; 13 – обмотка возбуждения; 14 – втулка; 15 – щеткодержатель; 16 – токоведущая шина; 17 – пружины щеток; 18 – кожух регулятора напряжения; 19 – винт крепления щеткодержателя и регулятора напряжения; 20 – регулятор напряжения; 21 – щетки; 22 – задний шариковый подшипник; 23 – крышка заднего шариковый подшипника; 24 – крышка со стороны контактных колец; 25 – выпрямительные диоды; 26 – выпрямительный блок; 27 – изоляционные втулки; 28 – статор; 29 – обмотка статора; 30 – контактные кольца; I – детали генератора


7.2 Электрооборудование автомобиля модели 21261-020 Audi
Рис. 7.7. Схема соединений системы генератора: 1 – аккумуляторная батарея; 2 – генератор; 3 – монтажный блок; 4 – замок зажигания; 5 – контрольная лампа разряда аккумуляторной батареи


На двигателе мод. 331 установлен генератор 58.3701 с малогабаритным интегральным регулятором Я-112А, встроенным выпрямительным блоком БПВ4-60-02 и конденсатором К-73. Устройство генератора показано на рис. 7.6, а схема соединений его системы в электросхеме автомобиля – на рис. 7.7.
Техническая характеристика  генератора
Номинальное напряжение, В.......14
Максимальный ток, А.......52
Регулируемое напряжение при температуре окружающей среды (26±10) °С, частоте вращения ротора
3500 мин-1 и токе нагрузки 16 А, с подключенной аккумуляторной батареей, В.......13,9–14,6
Частота вращения ротора, при которой напряжение генератора достигает 13 В, мин-1:
без нагрузки.......1400
при токе нагрузки 32 А.......2400
при токе нагрузки 52 А.......5000
Максимальная частота вращения ротора, мин-1.......12 300

        ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
1. Не допускайте работу генератора с отсоединенными от его выводов проводами потребителей. Это вызывает опасное повышение напряжения, приводящее к повреждению выпрямительного блока и регулятора напряжения.
2. Клемма «–» аккумуляторной батареи всегда должна быть соединена с «массой» автомобиля или двигателя. Из-за неправильного подключения батареи резко повысится ток через выпрямительный блок генератора, и он выйдет из строя.
3. Генератор и регулятор напряжения работают исправно только при условии хорошего электрического контакта между регулятором и генератором, а также между генератором и двигателем.
4. Не проверяйте работу генератора на «искру» даже кратковременным соединением выводов «+» генератора с «массой», при этом через выпрямительный блок проходит значительный ток и диоды выходят из строя. Проверять генератор можно только с помощью амперметра и вольтметра.
5. Нельзя проверять цепи зарядного тока мегомметром или лампой, питаемой напряжением более 12 В, не отсоединив предварительно провода от генератора и регулятора напряжения.
6. Проверяйте прочность изоляции статора повышенным напряжением только на стенде и обязательно с отсоединенными от выпрямительного блока выводами фазных обмоток.
7. При электросварке узлов и деталей кузова автомобиля отсоедините провода от всех клемм генератора и аккумуляторной батареи.
8. Запрещается проверять диоды выпрямительного блока генератора напряжением переменного тока 110, 220 В и более, даже если есть контрольная неоновая лампа, или мегомметром, так как он имеет слишком высокое для диодов напряжение. В этом случае диод при проверке будет пробит (произойдет короткое замыкание).


Контрольные проверки  генератора 58.3701
Проверка на стенде позволяет определить исправность генератора и соответствие его характеристик номинальным. У проверяемого генератора щетки должны быть хорошо притерты к контактным кольцам коллектора, а сами кольца – чистыми.

7.2 Электрооборудование автомобиля модели 21261-020 Audi
Рис. 7.8. Схема соединений для проверки генератора на стенде: 1 – генератор; 2 – вольтметр; 3 – амперметр; 4 – реостат; 5 – выключатель; 6 – аккумуляторная батарея


1. Установите генератор на стенд и подсоедините, как указано на рис. 7.8.
2. Включите электродвигатель стенда, повышайте частоту вращения ротора до 5000 мин-1 и одновременно увеличивайте реостатом ток нагрузки, пока напряжение не достигнет 13 В.
3. Замерьте ток нагрузки. У исправного генератора он должен быть 52 А. Если замеренная величина тока меньше, неисправны обмотки статора или ротора, повреждены диоды выпрямительного блока или изношены контактные кольца и щетки.
4. Напряжение на выводе «+» генератора проверяют при температуре окружающей среды (25±10) °С и частоте вращения ротора 3500 мин-1. Аккумуляторная батарея стенда должна быть заряжена не ниже чем на 75%. Установите реостатом 4 (см. рис. 7.8) ток отдачи 16 А и замерьте напряжение на выводе «+» генератора, которое должно быть 13,9–14,6 В.
Проверка генератора  осциллографом
Осциллограф позволяет по форме кривой выпрямленного напряжения точно и быстро проверить исправность генератора и определить характер повреждения.
Для проверки отключите выводы «30», «+» от аккумуляторной батареи и вращайте ротор генератора с частотой 1500–2000 мин-1, подавая ток от батареи только на обмотку возбуждения.

7.2 Электрооборудование автомобиля модели 21261-020 Audi
Рис. 7.9. Форма кривой выпрямленного напряжения генератора: I – генератор исправен; II – диоды пробиты; III – обрыв в цепи диодов (обмотке статора)


При исправных диодах выпрямительного блока и обмотки статора кривая выпрямленного напряжения имеет пилообразную форму I (рис. 7.9) с равномерными зубцами. Если диоды замкнуты накоротко (пробиты) или есть обрыв в цепи диодов (обмотке статора), форма кривой резко меняется: нарушается равномерность зубцов и появляются глубокие впадины (см. рис. 7.9, кривые II и III).
Проверка регулятора напряжения
В генератор встроен малогабаритный интегральный регулятор напряжения типа Я-112А. Он представляет собой неразборный нерегулируемый узел и расположен на крышке со стороны контактных колец генератора.
Регулятор автоматически непрерывно изменяет силу тока возбуждения генератора таким образом, чтобы напряжение генератора поддерживалось в заданных пределах при изменении частоты вращения и тока нагрузки генератора.
Проверка регулятора  на автомобиле
Для проверки необходим вольтметр постоянного тока со шкалой до 15–30 В, класса точности не ниже 1,0.
1. Пустите двигатель и дайте ему поработать 15 мин с частотой вращения коленчатого вала около 2000 мин-1 при включенных фарах.
2. Замерьте напряжение между клеммой «Ш» и корпусом («массой») генератора. Напряжение должно находиться в пределах 13,5–14,6 В при температуре окружающего воздуха и генератора (25±10) °С. При температуре более высокой или более низкой напряжение может быть соответственно несколько ниже или выше на 0,2–0,3 В.
Если аккумуляторная батарея постоянно недозаряжается или перезаряжается и регулируемое напряжение не укладывается в указанные пределы, замените регулятор напряжения.
Проверка снятого регулятора

7.2 Электрооборудование автомобиля модели 21261-020 Audi
Рис. 7.10. Схема проверки регулятора напряжения: 1 – аккумуляторная батарея; 2 – регулятор напряжения; 3 – контрольная лампа


1. Между выводами «Ш» и «В» регулятора (рис. 7.10) включите лампу мощностью 1–3 Вт и напряжением 12 В, а металлическое основание («массу») регулятора подключите к клемме «–» источника тока.
2. К выводам «Б», «В» подайте сначала напряжение 12 В, а затем – 15–16 В. Если регулятор исправен, то в первом случае лампа должна гореть, а во втором – гаснуть. Если лампа не горит в обоих случаях, то в регуляторе внутренний обрыв; если лампа горит в обоих случаях – в регуляторе пробой. Регулятор напряжения ремонту не подлежит.
Разборка и сборка генератора
1. Отверните винты 19 (см. рис. 7.6) и снимите щеткодержатель 15 в сборе с регулятором 20.
2. Пометьте любым способом взаимное расположение крышек 5, 24 и статора 28.
3. Отверните гайки стяжных винтов и снимите крышку 5 генератора вместе с ротором 12.
4. Зажмите ротор в тисках, отверните гайку 1 шкива 3 и съемником снимите шкив с вала ротора 11.
5. Выньте из паза на валу сегментную шпонку 10 и снимите крышку 5.
6. Отверните гайки винтов, соединяющих наконечники диодов с выводами обмотки 29 статора 28, и извлеките статор 28 из крышки 24 генератора.
7. Отверните гайку контактного болта и снимите выпрямительный блок 26.
8. Соберите генератор в обратном порядке. При этом несоосность отверстий в лапах крышек генератора должна быть не более 0,4 мм, поэтому при сборке тщательно совместите нанесенные перед разборкой метки на крышках и статоре или вставьте в эти отверстия специальный калибр. Гайку крепления шкива затяните моментом 45–72 Н·м (4,5–7,2 кгс·м).
Проверка обмотки  возбуждения ротора

7.2 Электрооборудование автомобиля модели 21261-020 Audi
Рис. 7.11. Проверка обмотки возбуждения ротора: а – проверка межвиткового замыкания; б – проверка замыкания обмотки на корпус


Проверьте омметром (рис. 7.11), нет ли замыкания между витками в обмотке ротора и замыкания обмотки на корпус ротора.
Если обмотка не имеет короткозамкнутых витков, то ее сопротивление должно быть (3,7±0,2) Ом при температуре 20 °С. При измерении следите за надежностью контакта между кольцами ротора и присоединенными к ним проводниками.
Проверка статора
Перед проверкой выводы обмотки статора должны быть отсоединены от диодов выпрямительного блока.

7.2 Электрооборудование автомобиля модели 21261-020 Audi
Рис. 7.12. Проверка статора: а – проверка замыкания обмоток статора на «массу»; б – проверка межвиткового замыкания


В первую очередь проверьте омметром или с помощью контрольной лампы и аккумуляторной батареи, нет ли обрывов в обмотке статора и не замыкаются ли ее витки на «массу» (рис. 7.12).
Проверьте специальным дефектоскопом, нет ли в обмотке статора короткозамкнутых витков.
Изоляция проводов обмотки должна быть без следов перегрева, который происходит при коротком замыкании в диодах выпрямителя. Статор с таким повреждением обмотки замените.
Проверка диодов выпрямительного блока
Исправный диод пропускает ток только в одном направлении, неисправный может вообще не пропускать ток (обрыв цепи) или пропускать ток в обоих направлениях (короткое замыкание).
В случае повреждения одного из диодов выпрямительного блока необходимо заменить весь выпрямительный блок.

7.2 Электрооборудование автомобиля модели 21261-020 Audi
Рис. 7.13. Схема проверки выпрямительного блока: 1 – регулятор напряжения; 2 – ротор генератора; 3 – обмотка статора; 4 – диод выпрямительного блока; 5 – конденсатор; 6 – контрольная лампа; 7 – аккумуляторная батарея


Короткое замыкание диодов можно проверить, не снимая генератор с автомобиля, предварительно отсоединив провода от аккумуляторной батареи и генератора, омметром или с помощью лампы (25–40 Вт) и аккумуляторной батареи, как показано на рис. 7.13.

7.2 Электрооборудование автомобиля модели 21261-020 Audi
Рис. 7.14. Схема проверки выпрямительного блока: а – проверка диодов положительной полярности; б – проверка диодов отрицательной полярности


Для проверки одновременно «положительных» и «отрицательных» диодов подсоедините через лампу клемму «+» батареи к «плюсовой» клемме генератора, а клемму «–» – на корпус. Если лампа горит, то и «отрицательные», и «положительные» диоды замкнуты накоротко. Для более точной диагностики проверьте выпрямительный блок на снятом и разобранном генераторе с отсоединенной статорной обмоткой и конденсатором (рис. 7.14).

        ПРИМЕЧАНИЕ
С целью упрощения крепления деталей выпрямительного блока три диода имеют на корпусе «плюс» выпрямленного напряжения. Эти диоды «положительные» и запрессованы в одну пластину выпрямительного блока. Другие три диода «отрицательные», имеют на корпусе «минус» выпрямленного напряжения и запрессованы в другую пластину выпрямительного блока.

При исправных диодах выпрямительного блока контрольная лампа должна гореть в положении I переключателя, в положении II – гореть не должна. Если в обоих положениях переключателя лампа горит или не горит, значит неисправны диоды выпрямительного блока и его следует заменить.
Замена щеткодержателя
Если щетки износились и выступают из щеткодержателя менее чем на 5 мм, замените щеткодержатель со щетками.
Снимайте щеткодержатель, как это делали при разборке генератора (см. выше), устанавливайте в обратном порядке, стараясь не повредить щетки об острые кромки контактных колец ротора.
Перед установкой щеткодержателя продуйте место его установки от угольной пыли.
Замена подшипника ротора  со стороны привода
1. Чтобы извлечь неисправный подшипник 7 (см. рис. 7.6) из крышки 5, отверните четыре винта, удерживающие шайбу 9 крепления подшипника, снимите шайбу и на ручном прессе выпрессуйте подшипник из крышки.
2. Запрессуйте подшипник в крышку на прессе, прикладывая усилие только к его наружному кольцу, и закрепите шайбой 9.

        ПРИМЕЧАНИЕ
Устанавливать новый подшипник в крышку генератора можно только в том случае, если отверстие для подшипника в крышке не деформировано. Если отверстие повреждено, замените крышку.

Возможные неисправности генератора 58.3701, их причины и способы устранения
7.2 Электрооборудование автомобиля модели 21261-020 Audi
Стартер
Особенности конструкции

7.2 Электрооборудование автомобиля модели 21261-020 Audi
Рис. 7.15. Стартер 421.3708: 1 – крышка со стороны коллектора; 2 – коллектор; 3 – стопорная шайба; 4 – вал якоря; 5 – колпак; 6, 23, 28 – втулка (подшипник); 7 – траверса; 8 – щеткодержатель щетки отрицательного вывода; 9 – обмотка якоря стартера; 10 – вывод обмотки возбуждения;11 – контактный болт; 12 – крышка реле; 13 – контакт реле; 14 – контактная пластина; 15 – стержень якоря; 16 – втягивающая обмотка; 17 – удерживающая обмотка; 18 – тяговое реле; 19 – якорь реле; 20 – крышка со стороны привода; 21 – рычаг включения шестерни привода; 22 – шлицевая втулка; 24 – упорное кольцо; 25 – шестерня привода маховика коленчатого вала; 26 – привод; 27 – центрирующий диск; 29 – бандажное кольцо; 30 – якорь стартера; 31 – катушка обмотки возбуждения; 32 – корпус стартера; 33 – пружина щетки; 34 – щеткодержатель щетки положительного вывода


Двигатель мод. 331 оборудован электростартером 421.3708 с принудительным электромагнитным перемещением привода 26 и встроенной в привод роликовой муфтой свободного хода (рис. 7.15).
Стартер представляет собой электродвигатель постоянного тока последовательного возбуждения с четырьмя полюсами, на которых расположены катушки возбуждения 31. Якорь стартера 30 вращается в трех бронзографитовых подшипниках 6, 23, 28, установленных в крышках 1 и 20 и в промежуточной опоре. Крышки и корпус 32 соединены двумя стяжными шпильками с резьбой М6. На задней крышке закреплена траверса 7, на которой укреплены два изолированных щеткодержателя 34 и два щеткодержателя 8, замкнутых на «массу».

7.2 Электрооборудование автомобиля модели 21261-020 Audi
Рис. 7.16. Схема включения стартера: 1 – тяговое реле стартера; 2 – блок монтажный (блок реле и предохранителей); 3 – замок зажигания; 4 – стартер; 5 – аккумуляторная батарея


Схема включения стартера дана на рис. 7.16. Питание стартера от аккумуляторной батареи 5 емкостью 55 А·ч. Управление стартером – дистанционное при помощи электромагнитного тягового реле 18 (см. рис. 7.15). Направление вращения якоря стартера правое, если смотреть со стороны привода.
Техническая характеристика  стартера
Номинальное напряжение, В.......12
Номинальная мощность, кВт.......1,65±10%
Частота вращения при номинальной мощности, мин-1.......1750±170
Минимальная пусковая мощность, кВт.......0,85
На холостом ходу
Потребляемый ток вместе с реле, А, не более.......75
Частота вращения якоря, мин-1, не менее.......5000
При полном торможении
Потребляемый ток вместе с реле, А, не более.......520
Тормозной момент, Н·м (кгс·м), не менее.......15,7 (1,6)
Напряжение на клеммах стартера, В, не более.......7
Масса стартера, кг.......7±0,1
Контрольные проверки стартера
Чтобы убедиться в эффективности работы стартера, проверьте на стенде его электрические и механические параметры.
Стартер должен питаться от полностью заряженной аккумуляторной батареи или от специального источника, характеристика падения напряжения которого соответствует характеристике падения напряжения аккумуляторной батареи.

7.2 Электрооборудование автомобиля модели 21261-020 Audi
Рис. 7.17. Схема соединений для проверки стартера на стенде: 1 – аккумуляторная батарея; 2 – амперметр с шунтом на 1000 А; 3 – выключатель; 4 – реостат; 5 – вольтметр с пределом шкалы не менее 15 В; 6 – стартер


Электрическая схема соединений для проверки стартера показана на рис. 7.17.
Присоединительные провода к источнику тока, амперметру и контактному болту тягового реле стартера должны иметь сечение не менее 16 мм. Температура при проверке должна быть (25±10) °С, а щетки должны быть хорошо притерты к коллектору.
Проверка работоспособности  на стенде
Выключателем 3 (см. рис. 7.17) четыре раза включите стартер при разных условиях торможения. Например, при тормозных моментах 2–2,5; 5,5– 6,6; 9–10,8 и 11,5–12,5 Н·м (0,2–0,25; 0,55–0,66; 0,9–1,08; 1,15–1,25 кгс·м). Продолжительность каждого включения стартера должна быть не более 5 с. Если стартер не вращает зубчатый венец или его работа сопровождается ненормальным шумом, разберите стартер и проверьте его детали.
Испытание на режиме полного торможения
Затормозите зубчатый венец стенда, включите стартер и замерьте ток, напряжение и тормозной момент, которые должны быть соответственно не более 520 А, не более 7 В и не менее 15,7 Н·м (1,6 кгс·м).
Если тормозной момент ниже, а сила тока и напряжение выше указанных значений, то причиной этого может быть межвитковое замыкание в обмотках статора и якоря или замыкание обмоток на «массу».
Если тормозной момент и сила потребляемого тока ниже указанных выше значений, то причиной может быть окисление и загрязнение коллектора, сильный износ щеток или снижение упругости их пружин, зависание щеток в щеткодержателях, ослабление выводов обмотки статора, окисление или подгорание контактных болтов тягового реле.
При полном торможении шестерни якорь стартера не должен проворачиваться; если это происходит, то неисправна муфта свободного хода.
Испытание на режиме  холостого хода
Выведите шестерню стартера из зацепления с зубчатым венцом стенда. Включите стартер и замерьте потребляемый ток и частоту вращения якоря стартера, которые должны быть соответственно 75 А вместе с реле стартера и (5000±500) мин-1 при напряжении на клеммах стартера 11–11,5 В.
Если сила тока и частота вращения отличаются от указанных, то причины могут быть те же, что и при предыдущем испытании.
Проверка тягового реле стартера
Установите между упорным кольцом 24 (см. рис. 7.15) и шестерней 25 прокладку толщиной 15 мм и включите реле. Напряжение включения реле должно быть не более 8 В. Сила тока питания обмотки не должна превышать 23 А. Если она больше, то неисправна обмотка реле.
Разборка стартера
1. Отверните гайку нижнего контактного болта тягового реле 18 (см. рис. 7.15) и отсоедините от него вывод 10 обмотки возбуждения.
2. Отверните винты крепления тягового реле и снимите его.
3. Отверните гайки стяжных шпилек.
4. Отверните два винта и снимите колпак 5.
5. Снимите шайбы: стопорную 3, регулировочные и упорную.
6. Снимите крышку 1 со стороны коллектора.
7. Выньте щетки из щеткодержателей и снимите траверсу 7.
8. Разъедините корпус 32 и крышку 20.
9. Отверните гайку крепления оси рычага 21, выверните ось из крышки 20 и выньте рычаг.
10. Выньте якорь 30 с приводом в сборе из крышки 20.
11. Отодвинув влево упорное кольцо 24, снимите с вала замковое кольцо, установленное под упорным, а затем привод 26.
12. Для осмотра контактов тягового реле 18 отверните два винта крепления крышки 12 реле, отпаяйте выводы и снимите крышку.
После разборки продуйте детали сжатым воздухом и протрите.
Проверка технического  состояния и ремонт
Якорь
Проверьте мегомметром или с помощью лампы напряжением 220 В, нет ли замыкания якоря на «массу».

7.2 Электрооборудование автомобиля модели 21261-020 Audi
Рис. 7.18. Пpовеpка замыкания обмотки якоря на «массу»


Ток через лампу подайте к пластинам коллектора и к сердечнику якоря (рис. 7.18). Горение лампы указывает на замыкание обмотки или пластины коллектора с «массой». При проверке мегомметр должен показывать сопротивление не менее 10 кОм. Якорь, имеющий замыкание с «массой», замените.
Специальным прибором проверьте, нет ли замыканий между секциями обмотки или пластинами коллектора, а также нет ли обрывов в месте припайки выводов секций обмотки к пластинам коллектора.

7.2 Электрооборудование автомобиля модели 21261-020 Audi
Рис. 7.19. Проверка биения коллектора при помощи индикатора


Осмотрите рабочую поверхность коллектора и проверьте его биение относительно цапф вала (рис. 7.19).
Загрязненную или пригоревшую поверхность зачистите мелкозернистой шлифовальной шкуркой. При значительном повреждении поверхности или ее биении больше 0,06 мм проточите коллектор на токарном станке, снимая как можно меньше металла. Минимальный диаметр, до которого можно протачивать коллектор, – 36 мм. После проточки прошлифуйте коллектор мелкозернистой шлифовальной шкуркой.
Проверьте биение сердечника относительно цапф вала. Если оно больше 0,08 мм – замените якорь.
Проверьте состояние поверхностей шлицев и цапф вала якоря. На них не должно быть задиров, забоин и износа. Если на поверхности цапфы вала есть следы желтого цвета от втулок шестерни, которые могут стать причиной заедания шестерни на валу, удалите их мелкозернистой шлифовальной шкуркой.
Привод
Зубья шестерни не должны иметь значительного износа. Если на заходной части зубьев есть забоины, то зашлифуйте их мелкозернистым наждачным кругом малого диаметра. Шестерня должна легко проворачиваться относительно ступицы обгонной муфты в направлении вращения якоря при пуске двигателя и не должна проворачиваться совсем в противоположном направлении.
Если детали привода повреждены, значительно изношены или шестерня проворачивается в обоих направлениях, замените привод.
Статор
Проверьте мегомметром или с помощью лампы напряжением 220 В отсутствие замыкания обмотки статора на «массу».
Напряжение через лампу подводите к общему выводу обмотки и к корпусу стартера. Если лампа горит или мегомметр показывает сопротивление меньше 10 кОм, а также если на обмотке следы перегрева (почернение изоляции), замените обмотку. Для замены катушек обмотки статора снимите полюсы, вывернув крепежные винты. Перед снятием сделайте метки на корпусе и полюсах, чтобы при сборке они заняли прежнее положение.
Обмотку перед установкой рекомендуется подогревать примерно до 50 °С, чтобы придать ей гибкость и облегчить укладку на полюсах. Винты крепления полюсов затягивайте до отказа, чтобы воздушный зазор между якорем и полюсами статора был таким же, что и до разборки.
По окончании сборки проверьте внутренний диаметр между полюсами, который должен быть 66 мм. Расточка полюсов не допускается.
Крышки
Проверьте, нет ли на крышках трещин. Если они есть, замените крышки. Проверьте состояние подшипников скольжения (втулок). Если они изношены, замените крышки в сборе или только втулки. Новые втулки после запрессовки разверните до размера 12,5+0,035 мм. Размер втулки промежуточной опоры после обработки 19,2+0,195  –0,065 мм.
Проверьте надежность крепления щеткодержателей на траверсе, держатели щеток положительных выводов не должны иметь замыкания с «массой».
Щетки должны свободно перемещаться в пазах щеткодержателя. Щетки, изношенные до высоты менее 6 мм, замените, предварительно притерев их к коллектору.
Проверьте динамометром усилие, с которым пружины давят на щетки. Для новых щеток оно должно быть 10–14 Н (1–1,4 кгс), при необходимости замените пружины новыми.
Тяговое реле стартера
Проверьте легкость перемещения якоря реле. Проверьте состояние контактов. Если они подгорели, зачистите их мелкозернистой шкуркой или плоским «бархатным» напильником. При значительном повреждении контактных болтов в месте соприкосновения с контактной пластиной можно повернуть их на 180°.
Проверьте сопротивление обмотки реле, надежность соединения ее выводов со штекером «50» и «массой», отсутствие следов перегрева обмотки. Поврежденное реле замените.
Сборка стартера
Перед сборкой смажьте смазкой ГОИ-54 или Литол-24 шлицы вала якоря и ступицы муфты, поводковое кольцо и ось рычага. Подшипники и шейки вала якоря смажьте инструментальным маслом И-50А или моторным М-8B1.
До начала сборки проверьте свободный осевой ход вала якоря, предварительно собрав вместе крышки, корпус и якорь и затянув гайки на стяжных шпильках. При этом якорь может быть без привода, а крышка – без рычага. Свободный осевой ход вала должен быть 0,7–0,07 мм. Величину свободного хода изменяют подбором количества или толщины регулировочных шайб. Подобрав регулировочные шайбы, соберите стартер в порядке, обратном разборке. После сборки проверьте стартер на стенде.

Система зажигания двигателя мод. 331
Особенности конструкции
Система зажигания состоит из катушки зажигания Б117-А, распределителя 47.3706, свечей зажигания А20-Д1 (для двигателей, работающих на бензине АИ-91), проводов высокого напряжения со свечными наконечниками, выключателя (замка) зажигания.
Надежность и экономичность работы двигателя в значительной степени зависят от состояния приборов системы зажигания. При проверке и регулировке системы зажигания обратите особое внимание на состояние контактных соединений в цепях низкого и высокого напряжения, а также на состояние и чистоту поверхности пластмассовых деталей крышек распределителя зажигания, катушки зажигания, свечных наконечников и высоковольтных проводов. Загрязнение этих поверхностей приводит к утечке тока высокого напряжения, пробою изоляции и вызывает перебои в работе двигателя.
Для снижения уровня радиопомех, создаваемых системой зажигания при работе, на двигателе установлены высоковольтные помехоподавляющие провода ПВПА или ПВППВ с распределенным по длине сопротивлением.

7.2 Электрооборудование автомобиля модели 21261-020 Audi
Рис. 7.20. Схема системы зажигания двигателя мод. 331: 1 – замок зажигания; 2 – монтажный блок; 3 – катушка зажигания; 4 – блок управления ЭПХХ; 5 – электромагнитный клапан; 6 – микропереключатель; 7 – стартер; 8 – аккумуляторная батарея; 9 – свечи зажигания; 10 – распределитель зажигания; 11 – реле стартера


Электрическая схема системы зажигания приведена на рис. 7.20.
Распределитель зажигания
Особенности конструкции
На двигатель мод. 331 устанавливают распределитель зажигания 47.3706, изготовленный на базе распределителя зажигания 147 А, отличающийся от него характеристиками центробежного и вакуумного регуляторов.

7.2 Электрооборудование автомобиля модели 21261-020 Audi
Рис. 7.21. Распределитель зажигания: 1 – муфта привода; 2 – пластина кулачка; 3 – пружина масленки; 4 – масленка; 5 – конденсатор; 6 – корпус распределителя; 7 – клемма низкого напряжения; 8 – кулачок; 9 – крышка распределителя; 10 – бегунок; 11 – контактная пластина бегунка; 12 – пружина контактного уголька; 13 – контактный уголек; 14 – сальник кулачка; 15 – пружина крепления крышки распределителя; 16 – пружина центробежного регулятора; 17 – грузик центробежного регулятора; 18 – подшипник; 19 – валик распределителя с пластиной; 20 – фильц кулачка; 21 – неподвижная пластина прерывателя; 22 – тяга вакуумного регулятора; 23 – вакуумный регулятор; 24 – неподвижный контакт; 25 – подвижная пластина; 26 – винт крепления контактной стойки; 27 – контактная стойка; 28 – рычажок прерывателя; 29 – изолятор


Корпус распределителя отлит из алюминиевого сплава. Внутри корпуса 6 (рис. 7.21) расположен валик 19, который вращается в двух подшипниках скольжения 18, запрессованных в хвостовик корпуса. Подшипники смазывают через капельную масленку 4. На пластине валика 19 расположен механизм центробежного регулятора, при раздвигании грузиков 17 которого под действием центробежных сил поворачивается на некоторый угол четырехгранный кулачок 8, чем обеспечивается более раннее или более позднее размыкание контактов прерывателя, и, следовательно, соответственно изменяется момент проскакивания искры между электродами свечей зажигания.
Прерыватель тока низкого напряжения закреплен на подвижной пластине 24, соединенной тягой 22 с диафрагмой вакуумного регулятора 23, и состоит из стойки с неподвижным контактом 25 и рычажка 28 с контактом и текстолитовой подушкой, прижимаемой пружиной к четырехгранному кулачку.
Поверхность кулачка смазывается пропитанным в масле фильцем 20. Между подвижной и неподвижной пластинами прерывателя установлен шарикоподшипник. Параллельно контактам прерывателя включен конденсатор 5, укрепленный на корпусе распределителя двумя винтами.
Вращающийся вместе с валиком бегунок 10, расположенный под пластмассовой крышкой 9, распределяет по свечам зажигания ток высокого напряжения.
В центральный электрод крышки распределителя вмонтирован комбинированный (с сопротивлением) контактный уголек 13.
Масса грузиков и усилие натяжения пружин центробежного регулятора подобраны таким образом, чтобы обеспечить изменение момента зажигания в зависимости от частоты вращения коленчатого вала двигателя.
Вакуумный регулятор 23 опережения зажигания изменяет момент зажигания в зависимости от нагрузки двигателя (по разрежению во впускной трубе).
Техническая характеристика  распределителя зажигания
Угол замкнутого состояния контактов (УЗСК).......50°±2°30'
Зазор между контактами прерывателя (допускается проверять при отсутствии стенда для проверки УЗСК), мм.......0,45±0,05
Усилие прижатия контактов прерывателя, Н (кгс).......5–6 (0,5–0,6)
Максимальная частота вращения валика распределителя, при которой обеспечивается бесперебойное искрообразование на стандартных трехэлектродных игольчатых разрядниках с искровым промежутком 7 мм, мин-1, не менее.......3000
Емкость конденсатора, мкФ.......0,18–0,26
Отклонение в чередовании искр (асинхронизм), град, не более.......±1
Контрольные проверки
Перед установкой распределителя зажигания на стенд проверьте состояние контактов прерывателя, отсутствие заедания на оси рычажка с подвижным контактом и усилие прижатия контактов, которое должно быть 5–6,3 Н (0,50–0,63 кгс). Если рычажок заедает на оси или ослабла его пружина, замените контактную группу.
Проверьте износ подушечки рычажка прерывателя; в случае износа установите требуемый зазор между контактами прерывателя.
Если контакты прерывателя загрязнены, пригорели или подверглись эрозии, то зачистите их бархатным надфилем.

        ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Нельзя применять для этой цели шлифовальную шкурку и другие абразивные материалы.

После зачистки протрите контакты прерывателя замшей, смоченной в бензине. Затем оттяните рычажок, чтобы испарился бензин, и протрите контакты еще раз сухой замшей. Вместо замши можно применять любой материал, не оставляющий волокон.
Контакты должны соприкасаться всей поверхностью. Если это не так, то, подгибая кронштейн стойки, отрегулируйте положение неподвижного контакта. Нельзя подгибать рычажок с подвижным контактом.
Вытрите с крышки распределителя грязь и масло.
Слегка приподняв крышку распределителя, проверьте, находится ли наружный контакт ротора против электрода крышки в момент размыкания контактов прерывателя.
Для проверки распределителя установите его на стенд для проверки электрических приборов и соедините распределитель с катушкой зажигания, аккумуляторной батареей и электродвигателем, частоту вращения которого можно регулировать. Четыре клеммы крышки соедините с искровыми разрядниками стенда, зазор между электродами которых можно изменять.
Установите зазор 5 мм между электродами разрядников, включите электродвигатель стенда и вращайте валик распределителя несколько минут по часовой стрелке с частотой 2000 мин-1. Затем увеличьте зазор между электродами до 10 мм и проследите, нет ли внутренних разрядов в распределителе. Внутренние разряды выявляются по звуку или по ослаблению и перебоям искрения на разряднике испытательного стенда.
Во время работы распределитель не должен шуметь при любой частоте вращения валика.
Проверка угла замкнутого состояния контактов (УЗСК)
Снимите крышку с распределителя, установленного на стенд.
Включите электродвигатель стенда и доведите частоту вращения валика распределителя до момента вступления в работу центробежного регулятора опережения зажигания.
По освещенным участкам шкалы замерьте угол замкнутого состояния контактов, который должен быть 50°±2°30'.
После проверки угла замыкания контактов проверьте углы между моментами размыкания контактов в первом и остальных цилиндрах, которые должны быть 90°±1° и 180°±1°.
Проверка и регулировка характеристик распределителя зажигания
Для проверки и регулировки характеристики центробежного регулятора распределителя установите распределитель на стенд. Включите электродвигатель стенда и вращайте валик распределителя с частотой 150–200 мин-1. По градуированному диску стенда отсчитайте значение в градусах в момент одного из четырех искрений между электродами разрядника.
Фиксируя значения при каждом повышении частоты вращения на 200– 300 мин

7.2 Электрооборудование автомобиля модели 21261-020 Audi
Рис. 7.22. Характеристика центробежного регулятора: А – угол опережения зажигания, град; n – частота вращения валика распределителя зажигания, мин–1

-1, определите число градусов опережения зажигания относительно первоначального значения в зависимости от частоты вращения вала распределителя. Полученную характеристику сопоставьте с характеристикой на рис. 7.22.
При необходимости отрегулируйте центробежный регулятор, подгибая в нужную сторону стойки крепления его пружин. Стойку крепления тонкой пружины подгибайте для регулировки регулятора на малой частоте вращения. При частоте вращения более 1000 мин-1 подгибайте стойку крепления толстой пружины.
Для проверки и регулировки характеристики вакуумного регулятора распределителя вращайте валик распределителя, установленного на стенд, с частотой 1000 мин-1. По градуированному диску стенда отсчитайте значения в градусах в момент одного из четырех искрений между электродами разрядника.
Создайте в камере вакуумного регулятора разрежение с помощью вакуумного насоса.

7.2 Электрооборудование автомобиля модели 21261-020 Audi
Рис. 7.23. Характеристика вакуумного регулятора: А – угол опережения зажигания, град; Р – разрежение, мм рт. ст. (кПа)


Плавно увеличивая разрежение, через каждые 2,7 кПа (20 мм рт. ст.) отмечайте число градусов опережения зажигания относительно первоначального значения. Полученную характеристику сравните с характеристикой на рис. 7.23.
Характеристику вакуумного регулятора можно отрегулировать перемещением его относительно корпуса распределителя в горизонтальной плоскости или рихтовкой кольцевой поверхности крышки его корпуса.
Обратите внимание на четкость возврата в исходное положение подвижной пластины прерывателя после отключения вакуумного насоса и восстановления атмосферного давления.
Проверка конденсатора
Емкость конденсатора, замеряемая в диапазоне частоты 50–1000 Гц, должна находиться в пределах 0,20–0,25 мкФ.
Сопротивление изоляции при (25±5) °С должно быть более 10 МОм.
Разборка распределителя зажигания
1. Снимите крышку 9 (см. рис. 7.21) и бегунок 10.
2. Отверните винты крепления вакуумного регулятора 23 и снимите его.
3. Отверните винт крепления изолятора 29 клеммы низкого напряжения и снимите клемму.
4. Отверните два винта 26 крепления контактной стойки 27 прерывателя и снимите стойку.
5. Снимите замковую шайбу с оси рычажка 28 прерывателя, отсоедините провод от контактной стойки, нажав на изолирующую втулку и преодолев при этом усилие пружины рычажка.
6. Снимите рычажок 28 прерывателя с проводом и клеммой низкого напряжения.
7. Отверните винты крепления нижней пластины прерывателя к корпусу распределителя и снимите ее.
8. При необходимости разъедините подвижную 25 и неподвижную 21 пластины прерывателя.
9. Для демонтажа валика 19 снимите пружинное кольцо с кулачковой муфты 1 привода, выбейте из отверстий муфты и валика штифт, снимите муфту и выньте валик.
10. Выньте войлочный сальник 14 из отверстия в кулачке 8, отверните винт крепления кулачка.
11. Отсоедините пружины 16 от пластины кулачка 8 и снимите кулачок вместе с пластиной.
12. Снимите пружины 16, грузики 17 центробежного регулятора и кулачок.
13. Выпрессуйте подшипники 18 из хвостовика корпуса, если требуется их замена.
Определение технического  состояния деталей
После разборки проверьте состояние рабочей поверхности контактов прерывателя. В случае большого переноса металла с одного контакта на другой зачистите их «бархатным» надфилем, не применявшимся для других целей. Не используйте для зачистки контактов любые абразивные материалы. Эти требования объясняются тем, что наличие на контактах частиц других металлов или абразива неизбежно приведет к их быстрому обгоранию.

        ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
При зачистке удаляйте только бугорок на контакте стойки прерывателя. Не рекомендуется выводить полностью кратер (углубление) на контакте рычажка прерывателя во избежание снятия вольфрамового слоя.

После чистки контакты прерывателя промойте бензином и протрите сухой чистой тканью, не оставляющей волокон.
Сборка
Собирайте распределитель в порядке, обратном разборке, с учетом следующего:
запрессовывайте новые подшипники на ручном или пневматическом прессе, после чего специальной разверткой разверните их до диаметра 12,7+0,012  –0,006 мм;
перед сборкой вал распределителя, оси грузиков центробежного регулятора, поверхности грузиков и пластин центробежного регулятора смажьте смазкой Литол-24;
при сборке распределителя обеспечьте в соединениях следующие зазоры: продольный свободный ход вала — не более 0,35 мм; зазор между грузиками и пластиной кулачка — 0,2–0,5 мм; осевой свободный ход кулачка — 0,05–0,55 мм. Указанные зазоры корректируют подбором регулировочных шайб.
После сборки распределителя закапайте 4–5 капель моторного масла в масленку распределителя, 2–3 капли — на фильц кулачка, 3–4 капли — во втулку кулачка, проверьте и отрегулируйте распределитель на стенде.
Регулировка  распределителя зажигания
Отрегулируйте угол замкнутого состояния контактов, как описано выше. При отсутствии стенда проверьте плоским щупом и отрегулируйте зазор между контактами прерывателя (0,45±0,05) мм.
Для регулировки зазора выполните следующее.
1. Проверните валик распределителя так, чтобы кулачок прерывателя полностью разомкнул контакты (текстолитовая подушка подвижного контакта должна опираться на вершину кулачка).
2. Ослабьте затяжку винтов 26 (см. рис. 7.21).
3. Вставьте отвертку в паз контактной стойки 27 и, перемещая стойку, увеличьте или уменьшите зазор между контактами.
4. Затяните винты 26 и вновь проверьте зазор.
Учитывайте, что регулировка зазора между контактами по существу представляет собой восстановление угла замкнутого состояния контактов по косвенному признаку, которым и является зазор. При этом предполагается, что контакты находятся в идеальном состоянии. В эксплуатации их форма обычно искажена и регулировка зазора практически никогда не приводит к восстановлению оптимального угла замкнутого состояния контактов. Поэтому рекомендуем после установки распределителя на двигатель (см. ниже) отрегулировать этот угол с помощью имеющихся в продаже автомобильных тестеров.

        ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
После регулировки зазора (угла замкнутого состояния) на двигателе неизбежно изменяется установка начального момента зажигания, которую требуется восстановить.

Установка распределителя  на двигатель

7.2 Электрооборудование автомобиля модели 21261-020 Audi
Рис. 2.3. Положение установочных меток на шкиву коленчатого вала в момент нахождения поршня первого цилиндра в ВМТ: 1 – установочный прилив на нижней крышке распределительных звездочек; 2 – метка, соответствующая положению первого и четвертого цилиндров в ВМТ; 3 – метка для установки начального момента зажигания


1. Установите поршень первого цилиндра двигателя в ВМТ, совместив метку 2 (см. рис. 2.3) на шкиву коленчатого вала с острием установочного штифта 1.
2. Снимите крышку распределителя.
3. Поверните бегунок в положение, при котором его токоразносная пластина установится против низковольтной клеммы распределителя.
4. Вставьте хвостовик распределителя в корпус привода распределителя на двигателе, направив камеру вакуумного корректора назад вдоль оси двигателя, и немного поверните валик распределителя за бегунок в ту или иную сторону до совмещения шипов кулачковой муфты валика с пазом валика привода.

        ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Шипы кулачковой муфты и ответный паз в валике привода смещены относительно оси симметрии, поэтому установить распределитель, не повернув предварительно бегунок в сторону низковольтной клеммы, не удастся.

5. Вставив хвостовик распределителя в горловину привода до упора, закрепите его, затянув клемму на горловине.
После установки распределителя установите начальный момент зажигания.
Проверка и установка начального  момента зажигания
Проще и точнее можно проверить и установить начальный момент зажигания с помощью стробоскопа.
1. Подсоедините стробоскоп на автомобиле согласно приложенной к нему инструкции (стробоскопы разных типов подсоединяют по-разному).
2. Пустите двигатель и на режиме холостого хода направьте мигающий свет стробоскопа на установочные метки на шкиву коленчатого вала и штифт в нижней крышке привода газораспределительного механизма (см. рис. 2.3). Из-за стробоскопического эффекта метки на шкиве кажутся неподвижными. Если начальный момент зажигания установлен правильно, с острием установочного штифта совпадает метка 3 на шкиве.
3. Для регулировки начального момента зажигания ослабьте крепление распределителя и поворачивайте его корпус в нужную сторону до момента совпадения метки 3 со штифтом.

        ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Будьте осторожны, устанавливая момент зажигания на работающем двигателе, так как все вращающиеся детали двигателя в мерцающем свете стробоскопа кажутся неподвижными или медленно перемещающимися.

4. Затяните крепление распределителя и еще раз проверьте установку начального момента зажигания.
При отсутствии стробоскопа начальный момент зажигания можно установить на неработающем двигателе с помощью контрольной лампы, например любой маломощной автомобильной, к контактам которой любым способом присоедините отрезки проводов.
1. Выверните свечу зажигания первого цилиндра и плотно заглушите свечное отверстие бумажной пробкой.
2. Медленно вращайте коленчатый вал за храповик до момента начала такта сжатия в первом цилиндре, что определяют по выталкиванию бумажной пробки из свечного отверстия.
3. Продолжая вращать коленчатый вал в том же направлении, совместите метку 3 (см. рис. 2.3) на шкиву коленчатого вала с острием установочного штифта 1.
4. Вверните свечу зажигания первого цилиндра и присоедините контрольную лампу одним проводом к «массе», а другим – к выводу катушки зажигания, соединенному с низковольтной клеммой распределителя.
5. Снимите крышку распределителя, ослабьте гайку крепления его хвостовика в приводе и, включив зажигание (контрольная лампа загорится), поверните корпус распределителя против часовой стрелки до момента, когда контрольная лампа погаснет.
6. Слегка поджимая пальцем бегунок по часовой стрелке, поворачивайте корпус распределителя в том же направлении до момента загорания контрольной лампы (момент начала размыкания контактов). Закрепите распределитель в этом положении, установите на место его крышку и отсоедините контрольную лампу.
Катушка зажигания

7.2 Электрооборудование автомобиля модели 21261-020 Audi
Рис. 7.24. Установка катушки зажигания: 1 – винт 5x16; 2 – гайка квадратная; 3 – гайка М5–6Н; 4 – шайба 5; 5 – шайба 5; катушка зажигания Б117А; 7 – брызговик правый


На автомобиле Иж-21261 с двигателем мод. 331 применяется катушка зажигания Б117А. Катушка зажигания устанавливается на правый брызговик 7 (рис. 7.24). С двигателем ВАЗ-2106 катушка зажигания устанавливается с левой стороны на кронштейне аккумуляторной батареи.
Проверка катушки зажигания на автомобиле
1. Снимите крышку с распределителя зажигания и, проворачивая коленчатый вал двигателя, установите контакты прерывателя в замкнутое состояние.
2. Выньте из центрального гнезда крышки распределителя высоковольтный провод и поднесите его наконечник к «массе» двигателя (например, к блоку цилиндров) на расстояние 5–7 мм.
3. Включите зажигание и периодически размыкайте контакты прерывателя не проводящим ток предметом (деревянной или пластмассовой палочкой). При исправных катушке зажигания, конденсаторе распределителя и полностью заряженной аккумуляторной батарее каждое размыкание контактов должно сопровождаться бесперебойной искрой в промежутке между высоковольтным проводом и «массой» двигателя.
Проверка катушки зажигания  на стенде
На стенде проверяют максимальную частоту вращения валика распределителя, при которой катушка зажигания обеспечивает бесперебойное искрообразование (1750 мин-1). Стенд для проверки приборов системы зажигания должен быть оборудован трехэлектродными игольчатыми разрядниками с искровым промежутком 7 мм.
Свечи зажигания
Особенности конструкции

7.2 Электрооборудование автомобиля модели 21261-020 Audi
Рис. 7.25. Свеча зажигания A20Д1: 1 – боковой электрод; 2 – центральный электрод; 3 – прокладка; 4 – корпус; 5 – изолятор


На двигатель мод. 331 устанавливают свечи А20Д1 или FE85P. Свеча зажигания состоит из керамического изолятора 5 (рис. 7.25) с внутренним центральным электродом 2, выполненным из жаростойкого сплава и уплотненным в изоляторе стеклогерметиком, и металлического корпуса 4, к которому приварен боковой электрод 1. Изолятор со всеми входящими в него элементами закреплен в корпусе завальцовкой.
Для герметичности соединения свечи с головкой блока цилиндров на корпус свечи установлена металлическая уплотнительная прокладка 3 фигурного сечения.
Осмотр и проверка
После снятия свечи с двигателя убедитесь в отсутствии каких-либо механических повреждений теплового конуса изолятора и электродов свечи.
Копоть и нагар на тепловом конусе изолятора очистите на пескоструйном аппарате, промойте свечу щеткой в чистом бензине и продуйте сжатым воздухом.

        ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ
1. Не очищайте изолятор свечи острыми предметами или металлической щеткой. Образовавшиеся при этом царапины провоцируют ускоренное нагарообразование.
2. Не удаляйте нагар, копоть и масло с изолятора, «прожигая» свечу на открытом пламени. Из-за неравномерного нагрева изолятор коробится, и свеча теряет герметичность.

Проверьте круглым щупом зазор между электродами, который должен быть 0,8+0,15 мм.
Регулируйте зазор подгибанием бокового электрода 1.

        ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Запрещено регулировать зазор подгибанием центрального электрода, так как любой его изгиб приведет к поломке изолятора.

Проверяют исправность свечи на специальном приборе под давлением. В исправных свечах при давлении (834±49) кПа или (8,5±0,5) кгс/см2 должно обеспечиваться бесперебойное искрообразование между электродами. При давлении (1031±49) кПа или (10,5±0,5) кгс/см2 новая свеча должна быть герметичной – воздух не должен проходить в местах соединений центрального электрода с изолятором и изолятора с корпусом.

Реклама