9). Поршни и шатуны.
Процедура демонтажа показана на рисунке 4-44.
Рисунок 4-44.
Надписи на рисунке: 1. Гайка шатуна. 2. Крышка шатуна. 3. Подшипник шатуна. 4. Поршень с шатуном в сборе. 5. Подшипник шатуна. 6. Первое поршневое кольцо. 7. Второе поршневое кольцо. 8. Маслосъемное поршневое кольцо. 9. Поршневой палец. 10. Поршень. 11. Шатун. 12. Болт.
* Важнейшие моменты демонтажа.
(1). Демонтаж крышки шатуна.
Для упрощения последующей сборки нанести метки с номером цилиндра на боковой поверхности больших головок шатунов (см. рисунок 4-45).
Рисунок 4-45.
Надписи на рисунке: 1. Метка с номером цилиндра.
(2). Демонтаж поршневого пальца.
а. Как показано на рисунке 4-46, вставить толкатель (специальный ремонтный инструмент) с передней стороны, обозначенной стрелкой, затем установить направляющую втулку D.
Рисунок 4-46.
Надписи на рисунке: 1. Толкатель. 2. Метка передней стороны. 3. Метка передней стороны. 4. Направляющая втулка D. 5. Нижняя опора с гнездом.
b. Установить поршень в сборе с шатуном на нижней опоре с гнездом (специальный ремонтный инструмент) таким образом, чтобы метка верхней стороны на поршне была обращена вверх.
c. Выдавить палец из поршня с помощью пресса.
Внимание:
После демонтажа поршневого пальца сложить поршень, поршневой палец и шатун вместе. Не следует складывать в одном месте поршни, пальцы и шатуны из различных цилиндров двигателя.
* Важнейшие моменты монтажа.
(1). Установка поршневого пальца.
а. Измерить следующие размеры (см. рисунок 4-47):
Рисунок 4-47.
Надписи на рисунке: 1. Шатун. 2. Поршневой палец. 3. Поршень.
А: расстояние от выпуклого основания поршня до наружной кромки выпуклого основания.
В: расстояние от выпуклого основания поршня до внутренней кромки выпуклого основания.
С: длина поршневого пальца.
D: толщина малой головки шатуна.
Ь. Рассчитать величину L по следующей формуле:
c. Вставить в поршневой палец толкатель (специальный ремонтный инструмент), затем установить направляющую втулку А (специальный ремонтный инструмент).
d. Во время установки поршневого пальца и шатуна нанесенные на этих деталях метки передней стороны должны быть обращены в одну сторону.
e. Нанести на наружную цилиндрическую поверхность поршневого пальца тонкий слой моторного масла.
f. Начиная с направляющей втулки А, последовательно вставить направляющую втулку А, поршневой палец и толкатель со стороны метки передней стороны на поршне.
g. Вставить направляющую втулку В в направляющую втулку А. Величина зазора между кромками двух втулок должна составлять 3 мм плюс значение L, рассчитанное по формуле, приведенной выше (см. рисунок 4-48).
Рисунок 4-48.
Надписи на рисунке: 1. Направляющая втулка В. 2. Направляющая втулка А.
h. Как показано на рисунке 4-49, положить поршень с поршневым пальцем в сборе на монтажную опору таким образом, чтобы метка передней стороны на поршне была обращена вниз.
Рисунок 4-49.
Надписи на рисунке: 1. Метка передней стороны. 2. Толкатель. 3. Поршневой палец. 4. Метка передней стороны. 5. Направляющая втулка А. 6. Нижняя опора с гнездом. 7. Направляющая втулка В.
i. Вставить поршневой палец с помощью пресса. Если величина давления запрессовки выходит за пределы диапазона, регламентированного спецификацией, необходимо заменить поршень с поршневым пальцем в сборе или шатун, либо обе части одновременно.
Стандартное значение: 4900-14700 Н.
(2). Установка маслосъемного поршневого кольца.
а. Как показано на рисунке 4-50, вставить в канавку в поршне разделительную прокладку маслосъемного кольца, после чего установить верхнее и нижнее стальное плоское кольцо.
Рисунок 4-50.
Надписи на рисунке: 1. Стальное плоское кольцо. 2. Разделительная прокладка.
1. Кольца можно произвольно устанавливать с любой стороны разделительной прокладки. Верхнее и нижнее плоские стальные кольца абсолютно одинаковые.
2. Размер разделительной прокладки и плоских стальных колец маркируется меткой
соответствующего цвета:_
Размер |
Цвет |
Стандартный |
Отсутствует |
Увеличенный на 0,50 мм |
Синий |
Увеличенный на 1.00 мм |
Желтый |
Ь. Для установки стальных колец, как показано на рисунке 4-51, вставить рукой в канавку на поршне один конец кольца, затем постепенно вставить в канавку кольцо по всей длине окружности.
Рисунок 4-5 1.
Надписи на рисунке: 1. Разъемный конец плоского стального кольца. Внимание:
Не следует устанавливать плоское стальное кольцо с помощью разжимного приспособления для поршневых колец во избежание переламывания кольца.
с. После установки обоих стальных колец проверить возможность их свободного перемещения в двух направлениях.
(3). Установка первого и второго поршневых колец.
Как показано на рисунке 4-52, установить второе поршневое кольцо, а затем - первое поршневое кольцо с помощью разжимного приспособления для установки поршневых колец. Идентификационные метки на кольцах при установке должны быть обращены в верхнюю сторону (т.е. - к верхней поверхности поршня).
Рисунок 4-52.
Надписи на рисунке: 1. Разжимное приспособление для установки поршневых колец. Идентификационные метки поршневых колец (см. рисунок 4-53):
Первое поршневое кольцо: 1Т.
Второе поршневое кольцо: 21.
Рисунок 4-53.
Надписи на рисунке: 1. Идентификационная метка 21. 2. Идентификационная метка 1Т. 3. Метка размера. 4. Первое поршневое кольцо. 5. Второе поршневое кольцо.
Примечание: на первом и втором поршневых кольцах выбиты метки размеров, которые приведены в таблице 4-5.
Таблица 4-5.
Размер |
Метка |
Стандартный |
Отсутствует |
Увеличенный на 0,50 мм |
50 |
Увеличенный на 1,00 мм |
100 |
(4). Установка поршня с шатуном в сборе.
а. Нанести на поверхность поршня, поршневых колец н поршневого пальца тонкий слой моторного масла.
Ь. Как показано на рисунке 4-54, совместить зазоры разъемов газовых поршневых колец н маслосъемного кольца (плоских стальных колец н разделительной прокладки).
Рисунок 4-54.
Надписи на рисунке: 1. Плоское стальное кольцо. 2. Первое поршневое кольцо. 3. Поршневой палец. 4. Плоское стальное кольцо. 5. Второе поршневое кольцо.
c. Расположить поршень таким образом, чтобы метка в форме стрелки на его верхней поверхности, обозначающая переднюю сторону, была обращена в сторону ремня синхронизации, и вставить поршень с шатуном в сборе в блок цилиндров сверху.
d. Как показано на рисунке 4-55, сжать поршневые кольца с помощью специального приспособления для сжатия поршневых колец соответствующего размера, после чего вставить поршень с шатуном в блок цилиндров. При установке не допускается забивание поршня с помощью молотка или подобного инструмента во избежание поломки поршневых колец и образования трещин на шейке кривошипа шатуна.
Рисунок 4-55.
(5). Установка подшипника шатуна.
Проверить идентификационные метки на коленчатом вале и шатуне, места нанесения которых показаны на рисунках 4-56, 4-57, 4-58. Выбрать подходящий подшипник по таблице 4-6.
Рисунок 4-56.
Надписи на рисунке: 1. Положение цветной маркировки. 2. №4. 3. №1. 4. №3. 5. №2. 6. Положение идентификационных меток. 7. №2. 8. №4. 9. №1. 10. №3.
Рисунок 4-57.
Надписи на рисунке: 1. Цветная метка.
Таблица 4-6.
Идентификационные метки на коленчатом вале |
Идентификационные метки на шатуне |
Идентификационные метки на подшипнике |
I. Желтый. |
Белый. |
1 |
Отсутствует. |
1 |
|
Желтый. |
2 |
|
II. Отсутствует. |
Белый. |
1 |
Отсутствует. |
2 |
|
Желтый. |
3 |
|
III. Белый. |
Белый. |
2 |
Отсутствует. |
3 |
|
Желтый. |
3 |
(6). Установка крышки шатуна.
а. Совместить метки, нанесенные в процессе разборки, установить крышку подшипника на шатун. Если устанавливается новый шатун, на котором отсутствуют метки, необходимо, чтобы выемки фиксации подшипников были расположены с одной стороны (см. рисунок 4-59).
Рисунок 4-59.
Надписи на рисунке: 1. Выемка фиксации. 2. Номер цилиндра.
Ь. Проверить зазоры большой головки шатуна на предмет соответствия значениям, заданным в спецификации (см. рисунок 4-60).
Стандартное значение: 0,10-0,25 мм.
Предельно допустимое эксплуатационное значение: 0,4 мм.
Рисунок 4-60.
(7). Установка гайки подшипника шатуна.
Внимание:
Если головка блока цилиндров уже установлена, то перед установкой гайки крышки шатуна необходимо сначала выкрутить свечу зажигания.
a. Болт и гайка шатуна затягиваются способом пластичной деформации. Перед повторной установкой необходимо проверить поверхность болта на предмет наличия повреждений, и рукой закрутить гайку через весь отрезок резьбовой поверхности болта. Только в том случае, если гайка беспрепятственно прокручивается на всем резьбовом отрезке, можно считать, что на повреждения на резьбовой поверхности болта отсутствуют, в противном случае необходимо заменить болт.
b. Перед установкой гайки нанести на ее резьбовую поверхность и посадочную поверхность тонкий слой моторного масла.
c. Накрутить гайку на болт, предварительно закрутить ее вручную до упора. Затем необходимо осторожно последовательно затянуть гайки, обеспечив точное монтажное положение крышки шатуна.
d. Момент затяжки для гайки крышки шатуна составляет 17 Н*м (1,7 кгс*м).
e. Как показано на рисунке 4-61, нанести краской метки на верхней стороне каждой гайки.
Рисунок 4-61.
Надписи на рисунке: 1. Метки, нанесенные краской. 2. Метки, нанесенные краской. 3. Гайка. 4. Болт.
f. Нанести на болте метку краской на угловом расстоянии 90°-100° от метки, нанесенной на гайке.
g. Закрутить гайки дополнительно до совмещения меток на верхней стороне гаек с метками на болтах.
Внимание:
1. Если угол дополнительного закручивания гайки будет менее 90°, не будет обеспечено необходимое прижимное усилие крышки шатуна.
Если угол дополнительного закручивания гайки превысил 94°, необходимо полностью открутить гайку и повторно выполнить всю процедуру установки.