10. Коленчатый вал и картер блока цилиндров.
(1). Зазоры коленчатого вала.
Наиболее удобным способом измерения зазоров коленчатого вала является их измерение с помощью пластикового шаблона.
Для измерения зазоров коленчатого вала с помощью пластикового шаблона выполнить следующую процедуру:
1) . Полностью очистить от моторного масла поверхность шейки коленчатого вала и внутреннюю поверхность подшипника.
2) . Установить подшипник.
3) . Отрезать пластиковый шаблон по длине соответственно ширине подшипника. Затем установить его на шейке коленчатого вала по направлению вдоль продольной оси шейки (см. рисунок 4-93).
Рисунок 4-93.
Надписи на рисунке: 1. Пластиковый шаблон.
4) . Аккуратно установить крышку подшипника коленчатого вала. Закрутить болты до момента затяжки, регламентированного спецификацией.
5) . Открутить болты, аккуратно снять крышку подшипника коленчатого вала.
6) . Измерить ширину сжатой части пластикового шаблона в самом широком месте с помощью специальной линейки пластикового шаблона с разметкой (см. рисунок 4-94).
Рисунок 4-94.
Стандартное значение: 0,02...0,04 мм.
Предельно допустимое эксплуатационное значение: 0,1 мм.
Внимание:
Шейки шатунных кривошипов и коренная шейка коленчатого вала завальцованы, поэтому не следует подвергать их механической обработке, которая приводит к уменьшению размера (см. рисунок 4-95)._
Рисунок 4-95.
Надписи на рисунке: 1. Зона завальцовки для закругления угла.
(2). Картер блока цилиндров.
1) . Сначала визуально осмотреть поверхность картера блока цилиндров на предмет наличия трещин, каверн и следов коррозии, затем проверить наличие повреждений с помощью специального химического состава для определения дефектов. Обнаруженные дефекты необходимо по возможности устранить. В случае обнаружения серьезных повреждений - заменить картер блока цилиндров.
2) . На верхней стороне картера не должно оставаться обломков от прокладки и других посторонних предметов. После очистки измерить деформацию верхней поверхности картера блока цилиндров с помощью ровной линейки и шаблона для измерения зазоров (см. рисунок 4-96).
Стандартное значение: не более 0,03 мм.
Предельно допустимое эксплуатационное значение: 0,1 мм.
Рисунок 4-96.
3). Проверить стенки цилиндров на предмет наличия трещин п задиров. В случае обнаружения заметных механических дефектов необходимо расточить все отверстия цилиндров до увеличенного ремонтного размера, либо заменить катер блока цилиндров.
4). С помощью специального прибора - нутромера - измерить диаметр и цилиндричность отверстия каждого цилиндра. В случае обнаружения значительного износа любого из цилиндров необходимо расточить все отверстия цилиндров до увеличенного ремонтного размера, а также соответственно заменить все поршни и поршневые кольца. Точки измерений показаны на рисунке 4-97.
Стандартные значения:
Диаметр цилиндра: 71,00 мм (для двигателя серии 4G13); 76,00 мм (для двигателя серии 4G18).
Допустимое отклонение от правильной окружности: не более 0,01 мм.
Рисунок 4-97.
(3). Расточка отверстий цилиндров.
1) . Увеличенный размер для всех поршней выбирается соответственно самому большому ремонтному диаметру расточки отверстия цилиндра.
2) . Имеются следующие варианты увеличенного ремонтного размера для поршней: 0,25 мм, 0,50 мм, 0,75 мм и 1,00 мм. Измерить фактические размеры всех поршней. После расточки отверстий цилиндров зазоры между поршнями и стенками цилиндров не должны выходить за рамки стандартных допусков. Измерение диаметра поршня выполняется в точках, показанных на рисунке 4-98.
Рисунок 4-98.
Надписи на рисунке: 1. Наружный диаметр поршня. 2. Нанести герметик.
3) . Рассчитать диаметр расточенного отверстия по диаметру поршня.
* [размер расточенного отверстия] = [наружный диаметр поршня] + [величина зазора между поршнем и стенкой цилиндра (0,02.. .0,04 мм)] - [припуск на шлифовку (0.02 мм)].
4) . Расточить отверстие каждого цилиндра до рассчитанного ремонтного размера.
Внимание:
Во избежание возникновения деформации в результате нагрева в процессе расточки выполнять расточку отверстий цилиндров в следующем порядке: второй цилиндр, четвертый цилиндр, первый цилиндр, третий цилиндр.
5) . Отшлифовать цилиндры до окончательного ремонтного размера ([наружный диаметр поршня] + [величина зазора между поршнем и стенкой цилиндра]).
6) . Измерить зазор между поршнем и стенкой цилиндра.