Объект проверки• Проверка эффективности АКБ
• Проверка напряжения АКБ
• Проверка напряжения зарядки
• Общая проверка технического состояния
• Проверка состояния крепления выводов
• Проверка состояния «массы» двигателя/трансмиссии
• Проверка состояния «массы» жгута проводки
• Проверка указанного электрического значения
• Проверка паразитных токов
• Проверка емкости аккумуляторной батареи
Проверка эффективности АКБ
• Убедитесь в том, что провода аккумуляторной батареи подсоединены к соответствующим клеммам.
• Отсоедините провода аккумуляторной батареи во время быстрой зарядки.
• Никогда не отсоединяйте аккумуляторную батарею при работающем двигателе.
• Проверьте АКБ с помощью тестера нагрузки и тестера АКБ.
Проверка напряжения АКБ
1. После езды на автомобиле и до того, пока не прошло 20 минут с момента останова двигателя, включите зажигание, а затем включите электрическую систему (фары, двигатель вентилятора, противозапотеватель заднего стекла и т. д.) на 60 секунд, чтобы снять поверхностный заряд.
2. Поверните ключ зажигания в положение OFF (Выкл.)и выключите электрические системы.
3. Измерьте напряжение аккумуляторной батареи между отрицательной (-) и положительной (+) клеммами.
Стандартное напряжение: Приблизительно 12,5 – 12,9 В [при 20°C (68°F)]
Если напряжение ниже указанного, зарядите аккумуляторную батарею.
Общая проверка технического состояния
1. Убедитесь в том, что соединение клемм аккумуляторной батареи не ослаблено, и клеммы не подверглись коррозии.
(См. раздел «АКБ» в группе «Система подзарядки»)
2. Проверьте проводимость предохранителей.
Предохранитель генератора
(1) Проверьте проводимость предохранителя (A) генератора.
(2) Измерьте напряжение, как показано на изображении ниже.
Стандартное значение:Приблизительно 0 В
(3) Если перегорел предохранитель генератора, его следует заменить, как описано в приведенной ниже процедуре:
a. Выключить зажигание и отсоединить отрицательный (–) провод от АКБ.
b. Отверните гайки крепления (А) положительного (+) провода АКБ.
c. Замените исходный предохранитель генератора или кабель АКБ.
d. Установка выполняется в порядке, обратном разборке.
Предохранитель датчика АКБ
(4) Проверьте проводимость предохранителя датчика АКБ (А).
(5) Замените предохранитель датчика АКБ, соблюдая номинал.
(6) Измерьте напряжение
Стандартное значение:Приблизительно 0 В
3. ПРОВЕРКА ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ПРИВОДНОГО РЕМНЯ
(1) Визуально проверьте состояние ремня на наличие чрезмерного износа, истершихся кордовых нитей и т. д.
В случае обнаружения любого дефекта замените приводной ремень.
• Наличие трещин на ребристой стороне ремня считается допустимым. Если же отсутствуют отдельные куски ребер, ремень следует заменить.
4. Измерить натяжение приводного ремня и произвести регулировку.
(См. раздел «Приводной ремень» в группе «Механическая система двигателя»)
5. Проверить визуально жгут проводов генератора и убедиться в отсутствии нехарактерного шума.
(1) Убедитесь в том, что электропроводка находится в хорошем состоянии.
(2) Убедитесь в том, что во время работы двигателя генератор переменного тока не издает необычного шума.
6. ПРОВЕРКА ЦЕПИ КОНТРОЛЬНОЙ ЛАМПЫ РАЗРЯДА АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ
(1) Прогрейте двигатель и выключите его.
(2) Выключите все вспомогательное оборудование.
(3) Установите ключ зажигания в положение ON. Проверьте, горит ли контрольная лампа разряда АКБ.
(4) Запустите двигатель. Проверьте, горит ли контрольная лампа.
Если лампа не гаснет, как указано, выполните процедуру устранения неполадок цепи контрольной лампы разряда аккумуляторной батареи.
Проверка состояния крепления выводов
• Состояние вывода B+ генератора
• Гайка крепления вывода B+ генератора
• Состояние положительного (+) вывода АКБ
• Гайка затяжки зажима положительного (+) провода АКБ
• Состояние отрицательного (-) вывода АКБ
• Гайка зажима отрицательного (-) провода АКБ
• Состояние затяжки болта крепления отрицательного (-) вывода АКБ («масса» шасси)
• Состояние отрицательного (-) вывода датчика АКБ (с датчиком АКБ)
• Состояние затяжки гайки крепления отрицательного (-) вывода датчика АКБ (с датчиком АКБ)
• Состояние затяжки болта крепления отрицательного (-) вывода датчика АКБ («масса» шасси) [С датчиком АКБ]
• Состояние положительного (+) жгута блока предохранителей & реле моторного отсека
• Состояние затяжки гайки положительного (+) жгута блока предохранителей & реле моторного отсека
• Убедитесь, что краска шасси не препятствует соединению с «массой»
Расположение компонентов для проверки1. Вывод генератора B+
2. Положительный (+) вывод блока предохранителей & реле моторного отсека
3. Отрицательный (+) вывод АКБ
4. Отрицательный (-) вывод АКБ
5. "Масса" шасси
Проверка состояния «массы» двигателя/трансмиссии
• Состояние «массы»
• Состояние затяжки крепежного болта (шасси)
• Состояние затяжки крепежного болта (двигатель)
• Убедитесь, что краска шасси не препятствует соединению с «массой»
Проверка состояния «массы» жгута проводки
• Состояние «массы»
• Состояние затяжки крепежного болта (шасси)
• Состояние затяжки крепежного болта (двигатель)
• Убедитесь, что краска шасси не препятствует соединению с «массой»
1. «Масса» двигателя (двигатель ↔ шасси)
2. «Масса» трансмиссии (трансмиссия ↔ шасси)
Проверьте точку соединения с «массой».
(См. раздел «Точка соединения с "массой"» в группе «Разводка жгутов ETM»)
Проверка указанного электрического значения (с помощью вольтметра или амперметра)
1. ПРОВЕРКА ПАДЕНИЯ НАПРЯЖЕНИЯ В ВЫХОДНОМ ПРОВОДЕ ГЕНЕРАТОРА ПЕРЕМЕННОГО ТОКА
Данная проверка с использованием метода измерения падения напряжения позволяет определить исправность электропроводки между клеммой "B" генератора переменного тока и клеммой (+) аккумуляторной батареи.
(1) ПОДГОТОВКА
a. Переведите замок зажигания в положение "OFF" (Выкл.).
b. Отсоедините выходной провод от вывода «B» генератора. Подсоедините положительный (+) измерительный провод амперметра к выводу «B» генератора, а отрицательный (-) измерительный провод амперметра – к выходному проводу. Подсоедините положительный (+) измерительный провод вольтметра к выводу «B» генератора, а отрицательный (-) измерительный провод вольтметра – к положительному (+) выводу АКБ.
(2) ПРОВЕРКА
a. Запустите двигатель.
b. Включить фары и электродвигатель вентилятора. Отрегулировать частоту вращения таким образом, чтобы амперметром отображалась сила тока 20 А, после чего снять показания напряжения.
(3) РЕЗУЛЬТАТЫ
a. Вольтметр может показать стандартное значение.
Стандартное значение:Макс. 0,2 В
b. Повышенные (более 0,2 В) показания вольтметра указывают на неисправность проводки. В этом случае проверьте проводку от вывода «B» генератора до положительного (+) вывода АКБ. Проверьте надежность соединений, также проверьте проводку на изменение цвета вследствие перегрева и т. п. Перед повторным испытанием исправьте обнаруженные неисправности.
c. По завершении испытания установите скорость холостого хода. Выключите фары и электродвигатель вентилятора, а также выключите зажигание.
2. ПРОВЕРКА ВЫХОДНОГО ТОКА
Данное испытание определяет соответствие выходного тока генератора нормативному значению.
(1) ПОДГОТОВКА
a. Перед началом испытания выполните указанные ниже проверки и при необходимости устраните неполадки.
Проверьте установленную в автомобиле АКБ, чтобы убедиться в ее хорошем состоянии. Описание проверки аккумуляторной батареи приводится в разделе «Аккумуляторная батарея».
Батарея, которая используется для проверки выходного тока, должна быть частично разряжена.
При полностью заряженной АКБ результаты проверки могут быть неточными вследствие недостаточной нагрузки.
Проверить натяжение приводного ремня генератора. Описание проверки натяжения ремня приводится в разделе «Проверка приводного ремня».
b. Выключите замок зажигания.
c. Отсоедините провод заземления аккумуляторной батареи.
d. Отсоедините выходной провод генератора переменного тока от клеммы "B" генератора.
e. Подсоедините амперметр DC (со шкалой от 0 до 150 А) последовательно между клеммой «B» генератора и отсоединенным выходным проводом. Обязательно подсоедините отрицательный (-) измерительный провод амперметра к отсоединенному выходному проводу.
Надежно затяните все соединения, поскольку по ним будет проходить сильный ток. Не полагайтесь на зажимы.
f. Подсоедините вольтметр (со шкалой от 0 до 20 В) между выводом B и «массой». Подсоедините положительный (+) вывод к выводу B генератора, а отрицательный (-) вывод – к «массе».
g. Подсоедините провод заземления аккумуляторной батареи.
h. Оставьте капот двигателя открытым.
(2) ПРОВЕРКА
a. Убедитесь, что измеренное вольтметром напряжение соответствует напряжению аккумуляторной батареи. Нулевые показания вольтметра указывают на обрыв в цепи между выводом «B» генератора и положительным полюсным выводом аккумуляторной батареи или на плохой контакт с массой.
b. Запустите двигатель и включите фары.
c. Включите дальний свет фар и установите регулятор вентилятора отопителя в положение «HIGH» (ВЫСОКАЯ СКОРОСТЬ), затем быстро увеличьте частоту вращения коленчатого вала до 2500 об/мин и определите с помощью амперметра максимальное значение выходного тока.
• После пуска двигателя зарядный ток резко падает. Следовательно, для правильного измерения максимального зарядного тока его следует проводить быстро.
(3) РЕЗУЛЬТАТЫ
a. Показания омметра должны быть выше предельного значения. Если они ниже, но выводной провод генератора находится в хорошем состоянии, снимите генератор с автомобиля и проверьте его.
Предельное значение:60 % номинального тока
• Номинальное значение выходного тока указано на табличке, которая находится на корпусе генератора.
• Значение выходного тока зависит от электрической нагрузки и температуры генератора. Следовательно, номинальный выходной ток может быть не достигнут. В этом случае для разрядки АКБ оставьте фары включенными или используйте фары другого автомобиля для увеличения электрической нагрузки.
Номинальный выходной ток может быть не достигнут в случае высокой температуры окружающей среды или самого генератора. В этом случае перед повторным испытанием примете меры к снижению температуры.
b. После завершения проверки выходного тока переведите двигатель в режим холостого хода и выключите зажигание.
c. Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи.
d. Отсоедините амперметр, вольтметр и тахометр двигателя.
e. Подсоедините выходной провод генератора переменного тока к клемме "B" генератора.
f. Подсоединить отрицательный (–) провод к АКБ.
3. ПРОВЕРКА РЕГУЛИРУЕМОГО НАПРЯЖЕНИЯ
Данная проверка позволяет убедиться в том, что электронный стабилизатор напряжения правильно контролирует напряжение.
(1) ПОДГОТОВКА
a. Перед началом испытания выполните указанные ниже проверки и при необходимости устраните неполадки.
Убедитесь, что установленная на автомобиле АКБ полностью заряжена. Описание проверки аккумуляторной батареи приводится в разделе «Аккумуляторная батарея».
Проверить натяжение приводного ремня генератора. Описание проверки натяжения ремня приводится в разделе «Проверка приводного ремня».
b. Переведите замок зажигания в положение "OFF" (Выкл.).
c. Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи.
d. Подсоедините цифровой вольтметр между клеммой "B" генератора переменного тока и массой. Подсоедините провод (+) вольтметра к клемме "B" генератора переменного тока. Подсоедините провод (-) к надежному заземлению или клемме (-) аккумуляторной батареи.
e. Отсоедините выходной провод генератора переменного тока от клеммы "B" генератора.
f. Подсоедините амперметр постоянного тока (со шкалой от 0 до 150 А) последовательно между клеммой «B» генератора и отсоединенным выходным проводом. Подсоедините отрицательный (–) провод амперметра к отсоединенному выходному проводу.
g. Подсоединить отрицательный (–) провод к АКБ.
(2) ПРОВЕРКА
a. Включите замок зажигания и убедитесь в том, что вольтметр показывает следующее значение.
Напряжение =Напряжение аккумуляторной батареи
0 В на вольтметре указывает на обрыв в цепи между выводом B генератора и отрицательным (-) выводом АКБ.
b. Запустите двигатель. Держите все фары и вспомогательное оборудование выключенными.
c. Установите частоту вращения коленчатого вала равной приблизительно 2 500 об/мин и считайте показания вольтметра, когда выходной ток генератора уменьшится до 10 А (или менее).
(3) РЕЗУЛЬТАТЫ
a. Если показания вольтметра не соответствуют стандартному значению, неисправен регулятор напряжения или генератор.
Регулируемое напряжение :11,7 – 15,3 В
b. Если показания вольтметра не соответствуют стандартному значению, неисправен регулятор напряжения или генератор.
c. Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи.
d. Отсоедините вольтметр и амперметр.
e. Подсоедините выходной провод генератора переменного тока к клемме "B" генератора.
f. Подсоединить отрицательный (–) провод к АКБ.
Проверка указанного электрического значения (с помощью вольтметра или амперметра с контактным зажимом)
1. ПРОВЕРКА ПАДЕНИЯ НАПРЯЖЕНИЯ В ВЫХОДНОМ ПРОВОДЕ ГЕНЕРАТОРА ПЕРЕМЕННОГО ТОКА
Данная проверка с использованием метода измерения падения напряжения позволяет определить исправность электропроводки между клеммой "B" генератора переменного тока и клеммой (+) аккумуляторной батареи.
(1) ПОДГОТОВКА
a. Переведите замок зажигания в положение "OFF" (Выкл.).
b. Подсоедините амперметр с контактным зажимом к положительному (+) выводу АКБ и выводу «B» генератора.
c. Подсоедините положительный (+) измерительный провод вольтметра к выводу «B» генератора, а отрицательный (-) измерительный провод вольтметра – к положительному (+) выводу АКБ.
(2) ПРОВЕРКА
a. Запустите двигатель.
b. Включить фары и электродвигатель вентилятора. Отрегулировать частоту вращения таким образом, чтобы амперметром отображалась сила тока 20 А, после чего снять показания напряжения.
(3) РЕЗУЛЬТАТЫ
a. Вольтметр может показать стандартное значение.
Стандартное значение:Макс. 0,2 В
b. Повышенные (более 0,2 В) показания вольтметра указывают на неисправность проводки. В этом случае проверьте проводку от вывода «B» генератора до положительного (+) вывода АКБ. Проверьте надежность соединений, также проверьте проводку на изменение цвета вследствие перегрева и т. п. Перед повторным испытанием исправьте обнаруженные неисправности.
c. По завершении испытания установите скорость холостого хода. Выключите фары и электродвигатель вентилятора, а также выключите зажигание.
2. ПРОВЕРКА ВЫХОДНОГО ТОКА
Данное испытание определяет соответствие выходного тока генератора нормативному значению.
(1) ПОДГОТОВКА
a. Перед началом испытания выполните указанные ниже проверки и при необходимости устраните неполадки.
Проверьте установленную в автомобиле АКБ, чтобы убедиться в ее хорошем состоянии. Описание проверки аккумуляторной батареи приводится в разделе «Аккумуляторная батарея».
Батарея, которая используется для проверки выходного тока, должна быть частично разряжена.
При полностью заряженной АКБ результаты проверки могут быть неточными вследствие недостаточной нагрузки.
Проверить натяжение приводного ремня генератора. Описание проверки натяжения ремня приводится в разделе «Проверка приводного ремня».
b. Выключите замок зажигания.
c. Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи.
d. Подсоедините амперметр с контактным зажимом к положительному (+) выводу АКБ и выводу «B» генератора.
e. Подсоедините амперметр DC (со шкалой от 0 до 150 А) последовательно между клеммой «B» генератора и отсоединенным выходным проводом. Обязательно подсоедините отрицательный (-) измерительный провод амперметра к отсоединенному выходному проводу.
Надежно затяните все соединения, поскольку по ним будет проходить сильный ток. Не полагайтесь на зажимы.
f. Подсоедините вольтметр (со шкалой от 0 до 20 В) между выводом B и «массой». Подсоедините положительный (+) вывод к выводу B генератора, а отрицательный (-) вывод – к «массе».
g. Подсоединить отрицательный (–) провод к АКБ.
h. Оставьте капот двигателя открытым.
(2) ПРОВЕРКА
a. Убедитесь, что измеренное вольтметром напряжение соответствует напряжению аккумуляторной батареи. Нулевые показания вольтметра указывают на обрыв в цепи между выводом «B» генератора и положительным полюсным выводом аккумуляторной батареи или на плохой контакт с массой.
b. Запустите двигатель и включите фары.
c. Включите дальний свет фар и установите регулятор вентилятора отопителя в положение «HIGH» (ВЫСОКАЯ СКОРОСТЬ), затем быстро увеличьте частоту вращения коленчатого вала до 2500 об/мин и определите с помощью амперметра максимальное значение выходного тока.
• После пуска двигателя зарядный ток резко падает. Следовательно, для правильного измерения максимального зарядного тока его следует проводить быстро.
(3) РЕЗУЛЬТАТЫ
a. Показания омметра должны быть выше предельного значения. Если они ниже, но выводной провод генератора находится в хорошем состоянии, снимите генератор с автомобиля и проверьте его.
Предельное значение:60 % номинального напряжения
• Номинальное значение выходного тока указано на табличке, которая находится на корпусе генератора.
• Значение выходного тока зависит от электрической нагрузки и температуры генератора. Следовательно, номинальный выходной ток может быть не достигнут. В этом случае для разрядки АКБ оставьте фары включенными или используйте фары другого автомобиля для увеличения электрической нагрузки.
Номинальный выходной ток может быть не достигнут в случае высокой температуры окружающей среды или самого генератора. В этом случае перед повторным испытанием примете меры к снижению температуры.
b. После завершения проверки выходного тока, уменьшите частоту вращения двигателя до оборотов холостого хода и выключите зажигание
c. Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи.
d. Отсоедините амперметр, вольтметр и тахометр двигателя.
e. Подсоедините выходной провод генератора переменного тока к клемме "B" генератора.
f. Подсоединить отрицательный (–) провод к АКБ.
3. ПРОВЕРКА РЕГУЛИРУЕМОГО НАПРЯЖЕНИЯ
Данная проверка позволяет убедиться в том, что электронный стабилизатор напряжения правильно контролирует напряжение.
(1) ПОДГОТОВКА
a. Перед началом испытания выполните указанные ниже проверки и при необходимости устраните неполадки.
Убедитесь, что установленная на автомобиле АКБ полностью заряжена. Описание проверки аккумуляторной батареи приводится в разделе «Аккумуляторная батарея».
Проверить натяжение приводного ремня генератора. Описание проверки натяжения ремня приводится в разделе «Проверка приводного ремня».
b. Переведите замок зажигания в положение "OFF" (Выкл.).
c. Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи.
d. Подсоедините цифровой вольтметр между клеммой "B" генератора переменного тока и массой. Подсоедините провод (+) вольтметра к клемме "B" генератора переменного тока. Подсоедините провод (-) к надежному заземлению или клемме (-) аккумуляторной батареи.
e. Отсоедините выходной провод генератора переменного тока от клеммы "B" генератора.
f. Последовательно подсоедините амперметр пост. тока (0 – 150A) между выводом «B» и отсоединенным выходным проводом. Подсоедините отрицательный (-) измерительный провод амперметра к отсоединенному выходному проводу.
g. Подсоединить отрицательный (–) провод к АКБ.
(2) ПРОВЕРКА
a. Включите замок зажигания и убедитесь в том, что вольтметр показывает следующее значение.
Напряжение =Напряжение аккумуляторной батареи
Нулевые показания вольтметра указывают на обрыв в цепи между выводом «B» генератора и отрицательным (-) выводом АКБ.
b. Запустите двигатель. Держите все фары и вспомогательное оборудование выключенными.
c. Установите частоту вращения коленчатого вала примерно 2 500 об/мин и считайте показания вольтметра, когда выходной ток генератора уменьшится до 10 А (или менее).
(3) РЕЗУЛЬТАТЫ
a. Если показания вольтметра не соответствуют стандартному значению, неисправен регулятор напряжения или генератор.
Регулируемое напряжение :11,7 – 15,3 В
b. Если показания вольтметра не соответствуют стандартному значению, неисправен регулятор напряжения или генератор.
c. Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи.
d. Отсоедините вольтметр и амперметр.
e. Подсоедините выходной провод генератора переменного тока к клемме "B" генератора.
f. Подсоединить отрицательный (–) провод к АКБ.
Проверка паразитных токов
[Использование амперметра]
1. Выключите все электрооборудование, затем переведите ключ зажигания в положение «OFF».
2. Закройте и заблокируйте все двери. Капот оставьте открытым.
(1) Отсоедините разъем выключателя капота.
(2) Закройте крышку багажника.
(3) Закройте двери или снимите выключатели дверей.
3. Подождать несколько минут, чтобы электрические системы транспортного средства перешли в спящий режим.
• Для обеспечения точного измерения паразитных токов в спящий режим необходимо перевести все электрические системы. (Это может занять от одного часа до одного дня.) Однако для получения приблизительных результатов измерения можно проводить уже через 10~20 минут.
4. Подсоедините амперметр последовательно между отрицательным (-) выводом АКБ и проводом "массы", после чего медленно отсоедините зажим от отрицательного (-) вывода АКБ.
• Соблюдайте осторожность, чтобы не допустить отсоединения измерительных проводов амперметра от отрицательного (-) вывода АКБ или от кабеля «массы». Это может привести к короткому замыканию АКБ. В случае отсоединения АКБ подключите кабель АКБ еще раз, затем запустите двигатель или включите зажигание на время более 10 с. Повторите процедуру с пункта № 1.
Для предупреждения отсоединения АКБ в процессе проверки
1) соедините отрицательный (-) вывод АКБ и провод «массы» шунтирующим проводом.
2) Отсоедините провод «массы» от отрицательного (-) вывода АКБ.
3) Подключите амперметр между отрицательным (-) выводом АКБ и проводом «массы».
4) Отсоедините шунтирующий кабель и считайте показания амперметра.
5. Считайте текущие показания амперметра.
• Если паразитный ток превышает предельное значение, найдите аномальную цепь, поочередно снимая предохранители и проверяя паразитный ток.
• Подсоединить обратно только предохранитель цепи, в которой подозревается наличие паразитных токов, и определить проблемное устройство, для чего следует отсоединять поочередно устройства этой цепи, пока паразитное потребление не упадет ниже допустимого предела.
Предельное значение (через 10 – 20 мин):Менее 50 мА
[Использование амперметра с контактным зажимом]
6. Выключите все электрооборудование, затем переведите ключ зажигания в положение «OFF».
7. Закройте и заблокируйте все двери. Капот оставьте открытым.
(1) Отсоедините разъем выключателя капота.
(2) Закройте крышку багажника.
(3) Закройте двери или снимите выключатели дверей.
8. Подождать несколько минут, чтобы электрические системы транспортного средства перешли в спящий режим.
• Для обеспечения точного измерения паразитных токов необходимо все электрические системы перевести в спящий режим. (Это может занять от одного часа до одного дня.) Однако для получения приблизительных результатов измерения паразитного тока можно проводить уже через 10 – 20 мин.
9. Подсоедините амперметр с контактным зажимом к отрицательному (-) выводу АКБ.
10. Считайте текущие показания амперметра.
• Если паразитный ток превышает предельное значение, найдите аномальную цепь, поочередно снимая предохранители и проверяя паразитный ток.
• Подсоединить обратно только предохранитель цепи, в которой подозревается наличие паразитных токов, и определить проблемное устройство, для чего следует отсоединять поочередно устройства этой цепи, пока паразитное потребление не упадет ниже допустимого предела.
Предельное значение (через 10 – 20 мин):Менее 50 мА