Общая информация и подготовительные операции
Общая информация
В данной главе приводится описание наиболее типичных и важных процедур обслуживания и ремонта двигателя, за исключением процедур, требующих специальных навыков и инструментов, таких как процедуры капитального ремонта двигателя – эти работы следует поручить специалистам автосервиса. |
3.0 л V-образные 6-цилиндровые 24-клапанные двигатели 1MZ-FE с четырьмя (по два на каждый ряд цилиндров), расположенными сверху, распределительными валами устанавливаются поперечно в передней части автомобиля. Автоматическая трансмиссия расположена слева.
Впускные и выпускные клапаны приводятся от распределительных валов через толкатели. Клапаны расположены в направляющих втулках, запрессованных в головку блока, как и седла клапанов.
Распределительные валы расположены в головках блока цилиндров и приводятся во вращение от коленчатого вала посредством ремня. В каждом ряде цилиндров один распределительный вал приводит в действие впускные клапаны, а другой – выпускные клапаны.
Насос системы охлаждения расположен на правой стороне блока цилиндров и приводится ремнём ГРМ.
Для подготовки топливовоздушной смеси служит электронная система впрыска топлива. Необходимая для воспламенения смеси искра создаётся нерегулируемой системой зажигания.
Масло в систему смазки подаётся под давлением при помощи роторного насоса. На напорной стороне масляного насоса установлен редукционный клапан, который открывается при превышении давления выше установленного значения и даёт части масла стечь назад в поддон картера. Масло всасывается из картера через маслозаборник. Насос направляет масло в сменный полнопоточный фильтр. При засорении масляного фильтра перепускной клапан направляет масло непосредственно в главный канал в обход фильтра.
Из фильтра масло подаётся в главную галерею, расположенную внутри блока цилиндров. В главной галерее расположен Д/В давления двигательного масла, который предупреждает водителя о понижении давления масла, включая контрольную лампу, расположенную на панели приборов. Из главной галереи масло подводится к коренным подшипникам коленчатого вала и головке блока цилиндров.
Масло подводится к шатунным подшипникам через внутренние сверления в коленчатом вале. Внутри головки блока цилиндров находятся две масляные галереи, одна проходит вдоль вала впускных клапанов, другая – вдоль вала выпускных клапанов. Через эти галереи масло подводится к подшипникам валов и толкателям клапанов.
К подшипникам всех валов масло подаётся под давлением, клапаны же и кулачки распределительных валов смазываются разбрызгивающимся маслом, как и другие внутренние узлы двигателя.
Подготовительные операции
Перед проведением каких-либо процедур обслуживания двигателя произведите чистку двигательного отсека и наружных поверхностей силового агрегата с применением специального растворителя. Такая обработка позволит избежать попадания грязи внутрь двигателя.
В случае необходимости, определяемой характером предстоящей работы, можно снять капот с целью обеспечения свободы доступа к подлежащим обслуживанию компонентам (см. Раздел Снятие и установка капота, его замка и декоративной решётки радиатора). Во избежание случайного повреждения лакокрасочного покрытия прикрывайте крылья автомобиля специальными чехлами или старыми одеялами.
Чрезмерный расход двигательного масла можно считать сигналом о необходимости проведения проверки состояния поршневых колец, маслоотражательных колпачков и/или направляющих втулок клапанов. Естественно, прежде всего, следует удостовериться, что потери масла не связаны с развитием его внешних утечек. Проверьте компрессию в цилиндрах (см. Раздел Проверка компрессионного давления), чтобы определить общее состояние двигателя.
Потеря развиваемой мощности, нарушение стабильности оборотов, чрезмерный шум клапанного механизма и повышенный расход топлива обычно являются достаточно характерными признаками необходимости выполнения капитального ремонта двигателя, в особенности, когда все эти факторы проявляются одновременно. Если выполнение полного спектра настроек не поможет в устранении проблем, единственным выходом из положения будет проведение общих механических работ по восстановлению двигателя.
Капитальный ремонт силового агрегата подразумевает восстановление всех его рабочих параметров до уровня, характерного для нового двигателя. В ходе капитального ремонта в обязательном порядке производится замена поршневых колец и реставрация зеркал цилиндров (проточка и/или хонингование). Обычно выполняется замена коренных и шатунных подшипников, в случае необходимости может быть произведена проточка и восстановление шеек коленчатого вала. В обязательном порядке выполняется обслуживание клапанов, состояние которых на момент возникновения необходимости в выполнении капитального ремонта двигателя почти наверняка оставляет желать лучшего. Параллельно с проведением общего ремонта силового агрегата обычно производится также восстановительный ремонт стартёра и генератора.
Такие критичные компоненты системы охлаждения, как шланги, приводные ремни, термостат и водяной насос при проведении капитального ремонта двигателя должны в обязательном порядке заменяться новыми. Кроме того, следует внимательно проверить состояние радиатора (см. Главу Системы охлаждения двигателя, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха). В случае выявления признаков развития утечек или нарушения проходимости радиатор следует заменить. Не забудьте также проверить состояние масляного насоса. |
Капитальный ремонт двигателя вовсе не требует от исполнителя высокой профессиональной подготовки, однако отнимает достаточно много времени. Следует спланировать отказ от пользования автомобилем на срок не менее двух недель, в особенности при необходимости обращения за помощью в механическую мастерскую с целью выполнения отдельных восстановительных работ.
Большая часть работ может быть выполнена с применением обычного набора слесарного инструмента, однако некоторые из проверок по определению пригодности отдельных компонентов к дальнейшему использованию требуют применения прецизионного измерительного оборудования. В сомнительных ситуациях обращайтесь за помощью к специалистам СТО.
Не забывайте, что решающим фактором в вопросе о целесообразности выполнения капитального ремонта двигателя является состояние блока его цилиндров. Часто дешевле и надёжнее оказывается заменить изношенный двигатель восстановленным. |
В заключение можно заметить, что все усилия по выполнению восстановительного ремонта изношенных компонентов окажутся потраченными впустую при небрежном отношении к требованию соблюдения чистоты при сборке агрегата.