Шарниры приводных валов - общая информация и обслуживание
Общая информация
Для комплектации приводных валов рассматриваемых в настоящем Руководстве автомобилей
могут использоваться шарниры нескольких различных типов. Конкретный выбор определяется
рабочим объемом двигателя, типом трансмиссии, положением шарнира на валу (внутренний
или наружный) и даже положением собственно вала на автомобиле (правый или левый).
Прежде чем приступать к любого рода обслуживанию шарнира (включая замену защитного
чехла) следует определить его конструкцию. В первую очередь следует обратить внимание
на идентификационный номер шарнирной сборки, - номер обычно наносится на большую
торцевую поверхность шарнира, иногда маркировка может быть выбита на концах бандажных
лент.
Как уже упоминалось выше, на рассматриваемых в настоящем Руководстве автомобилях
используется несколько, а именно три типа шарниров приводных валов, это: шарниры
Бирфилда (BJ), триподные шарниры (TJ) и шарниры двойной компенсации (DOJ).
|
Шарниры Бирфилда разборке
не подлежат и в случае выхода из строя заменяются в сборе.
|
Важным эксплуатационным параметром шарниров всех типов является расстояние между
бандажными летами крепления защитного чехла, - чрезмерное растягивание чехла,
либо слишком свободная его посадка могут привести к образованию трещин, утрате
смазки и попаданию внутрь шарнирной сборки грязи и влаги.
|
Для набивки шарниров приводных
валов используется специальная смазка, в обязательном порядке поставляемая
в комплекте со сменными чехлами.
|
Шарниры двойной компенсации (DOJ)
Снятие
|
1. Шарниры DOJ отличаются от прочих более крупными
габаритными размерами и обычно используются в качестве внутренних
ШРУСов.
2. Снимите приводной вал с автомобиля (см. Раздел Снятие и установка приводных валов).
|
3. Оцените состояние резинового
защитного чехла.
|
|
4. Бокорезами перекусите металлические
бандажные ленты и снимите защитный чехол с наружной обоймы
(корпуса) шарнира.
|
|
5. Отыщите и снимите большое
стопорное кольцо в основании шарнирной сборки. Снимите наружную
обойму (корпус) шарнира.
|
6. Извлеките малое стопорное кольцо и снимите внутреннюю обойму
в сборе с сепаратором и шариками. Тщательно вычистите снятый узел,
не разбирая его.
7. Если состояние защитного чехла признано удовлетворительным и
он подлежит дальнейшему использованию, протрите цапфу вала и обмотайте
оборудованный шлицами участок защитным слоем скотча, затем осторожно
снимите чехол с вала.
8. В случае необходимости на данном этапе может быть снят также
и защитный чехол наружного BJ-шарнира.
|
|
Установка
|
1. Проверьте надежность защиты шлицов вала скотчем.
2. Набейте защитный чехол шарнира специальной смазкой (обычно поставляемая
в комплекте с новым чехлом смазка делится на две равных части, одна
из которых уходит на набивку полостей шарнира, вторая заталкивается
в чехол).
3. Посадите на вал сепаратор шарнира (меньшей стороной сепаратора
вперед). Несильно постукивая по периметру торцевой поверхности молотком
через латунную выколотку, аккуратно застучите внутреннюю обойму
сборку до упора ее в специальные плечики на цапфе вала. Набивая
полости компонентов смазкой, сочлените обойму с сепаратором и заправьте
в последний шарики.
4. Также набив смазкой, установите наружную обойму (корпус) шарнира.
5. Натяните на корпус шарнирной сборки защитный чехол (для выравнивания
давлений подденьте край чехла тупым инструментом и выпустите из-под
него воздух) и закрепите его новыми бандажными лентами, - проследите,
чтобы расстояние между внутренней и наружной лентами соответствовало
нормативным требованиям.
6. Установите вал на автомобиль (см. Раздел Снятие
и установка приводных валов). |
|
Прочие шарниры
Снятие
|
1. Отсоедините отрицательный провод от батареи.
|
Если установленная на автомобиле стереосистема оборудована
охранным кодом, прежде чем отсоединять батарею удостоверьтесь
в том, что располагаете правильной комбинацией для ввода аудиосистемы
в действие! |
2. Снимите приводной вал (см. Раздел Снятие и установка приводных валов).
3. Оцените состояние резинового защитного чехла.
4. Бокорезами перекусите бандажные ленты и снимите с корпуса шарнирной
сборки защитный чехол.
5. Извлеките стопорное кольцо стопорное кольцо и снимите с цапфы
вала крестовину триодной сборки.
|
Триподный узел
разборке не подлежит и требует осторожности в обращении.
|
6. Если состояние защитного чехла признано удовлетворительным и
он подлежит дальнейшему использованию, протрите цапфу вала и обмотайте
оборудованный шлицами участок защитным слоем скотча, затем осторожно
снимите с вала динамический демпфер (при наличии такового) и резиновый
чехол/чехлы.
|
|
Установка
|
1. Проверьте надежность защиты шлицов вала скотчем.
2. В соответствующем порядке осторожно посадите на вал чехол/чехлы
и динамический демпфер (если предусмотрен).
3. Установите триподную сборку и зафиксируйте ее стопорным кольцом.
4. Набейте внутренние полости шарнира специальной смазкой из ремнабора
(используйте на набивку шарнира примерно половину запаса смазки,
- вторая половина уйдет на заполнение чехла).
|
Постарайтесь
не допустить попадания смазки на резиновые элементы сборки
динамического демпфера, если таковой предусмотрен!
|
5. Набив остатками смазки чехол, натяните его на корпус шарнира
(для выравнивания давлений подденьте край чехла тупым инструментом
и выпустите из-под него воздух) и закрепите бандажными лентами,
- проследите, чтобы расстояние между внутренней и наружной лентами
соответствовало нормативным требованиям.
6. Установите вал на автомобиль (см. Раздел Снятие и установка приводных валов) и подсоедините отрицательный
провод к батарее.
|
|