Тормозная система
Общая информация
Все рассматриваемые в настоящем Руководстве модели автомобилей оборудованы гидравлической тормозной системой с вакуумным усилением. На передние колеса всегда устанавливаются дисковые тормозные механизмы, на задние - как дисковые, так и барабанные.Все тормозные механизмы оборудованы саморегуляторами. При этом компенсация износа тормозных колодок дисковых механизмов осуществляется автоматически, тогда как, на барабанные механизмы установлены специальные регулировочные устройства, активация которых происходит при взведении стояночного тормоза.
Главный тормозной цилиндр (ГТЦ) установлен на сборке сервопривода вакуумного усилителя тормозов, закрепленной на задней переборке двигательного отсека. Сверху на цилиндре расположен большой резервуар гидравлической жидкости, оборудованный пластмассовой крышкой.
ГТЦ имеет сдвоенную конструкцию, обеспечивающую функционирование двух независимых гидравлических контуров (переднего и заднего). Давление жидкости в каждом из контуров нагнетается индивидуальным поршнем внутри раздельных камер главного цилиндра. Так как первичный поршень ГТЦ непосредственно (через металлический шток) соединен с педалью ножного тормоза, то перемещение последней неизбежно ведет к повышению гидравлического давления внутри тормозных линий. Мгновенное повышение давления в линиях приводит к перемещению поршней в суппортах/колесных цилиндрах тормозных механизмов, причем величина развиваемого последними усилия возрастает пропорционально приращению площади их поршней относительно площади поршней ГТЦ.
Колесные цилиндры барабанных тормозных механизмов оборудованы двумя поршнями, выталкиваемыми в противоположных направлениях и обеспечивающих прижим тормозных башмаков к рабочей поверхности барабана. В дисковых механизмах цилиндры встроены в сборки суппортов и обеспечивают возможность сжимания тормозного диска между двумя фрикционными колодками.
Тормозные колодки/башмаки, а также поршни ГТЦ оборудованы возвратными пружинами, что гарантирует переход системы в исходное состояние при отпускании педали ножного тормоза.
Герметичность посадки поршней в цилиндрах обеспечивается за счет использования резиновых уплотнительных манжет, для защиты цилиндров от грязи и влаги предусмотрены специальные пыльники.
Главный тормозной цилиндр
В главных тормозных цилиндрах двухконтурных тормозных систем используются два установленных непосредственно друг за другом поршня. Первичный поршень посредством металлического штока непосредственно соединен с тормозной педалью. Привод вторичного поршня осуществляется гидравлическим образом за счет заключенного между поршнями объема жидкости. При образовании утечек впереди вторичного поршня, последний смещается вперед до упора в торцевую стенку цилиндра и находящаяся между поршнями жидкость попадает лишь в задний тормозной контур системы. При возникновении утечек в заднем контуре, первичный поршень упирается непосредственно в торец вторичного, обеспечивая изоляцию дефектного участка тракта.
Гидравлический тракт
Во всех сдвоенных тормозных системах реализована возможность предупреждения водителя об отказе одного из гидравлических контуров. Датчик-выключатель обычно встраивается в корпус клапана, устанавливаемого на задней переборке двигательного отсека, либо на раме под сборкой ГТЦ. В клапане находится поршень, одновременно подключенный к обоим контурам гидравлического тракта таким образом, что развиваемое в них давление прикладывается к соответствующей стороне поршня. При исправных контурах давления в обоих контурах равны и поршень остается неподвижным. Любое нарушение баланса приводит к смещению поршня и замыканию датчика-выключателя, в цепь которого включена установленная на приборном щитке автомобиля специальная контрольная лампа. Помимо датчика-выключателя в состав клапанной сборки может входить также дозирующий клапан, обеспечивающий задержку подачи давления в передний контур до момента начала срабатывания барабанных тормозных механизмов задних колес, что позволяет избежать торможения автомобиля одними лишь передними колесами.
Специальный клапан-регулятор позволяет контролировать давление в колесных цилиндрах задних тормозных механизмов, предотвращая тем самым преждевременную блокировку задних колес при резком торможении.
Проверка исправности функционирования контрольной лампы может быть осуществлена путем выжимания педали ножного тормоза при открытом вентиле прокачки одного из тормозных механизмов. В случае необходимости замените лампу, либо проверьте исправность соответствующей электропроводки и выполните необходимый восстановительный ремонт.
Вакуумный усилитель
Входящий в стандартную комплектацию всех моделей специальный вакуумный усилитель использует создаваемое во впускном трубопроводе разрежение для повышения эффективности функционирования гидропривода тормозной системы. Сервопривод вакуумного усилителя закреплен на задней переборке двигательного отсека внутри последнего.
Система антиблокировки тормозов (ABS)
ABS предотвращает преждевременную блокировку колес автомобиля при резком торможении (см. Раздел Замена датчика-выключателя стоп-сигналов).
Стояночный тормоз
Тросовый привод стояночного тормоза подведен к тормозным механизмам задних колес автомобиля. Приводные тросы подведены к исполнительным рычагам сборок тормозных башмаков.
Обслуживание
По завершении любой из процедур обслуживания, связанной со снятием или разборкой какого-либо из компонентов тормозной системы в обязательном порядке проверяйте эффективность функционирования тормозной системы и лишь удостоверившись в полной исправности ее срабатывания, приступайте к эксплуатации автомобиля. Ходовые испытания следует производить на чистом сухом и ровном дорожном покрытии.
Проверяйте эффективность торможения транспортного средства на различных скоростях движения и различных усилиях выжимания педали ножного тормоза. Автомобиль должен тормозиться равномерно, сохраняя при этом курсовую устойчивость. Старайтесь не допускать преждевременной блокировки колес, чреватой потерей контроля над управлением.
Помните, что к числу факторов, оказывающих воздействие на эффективность торможения транспортного средства, относятся состояние и давление накачки шин, уровень загрузки автомобиля и правильность геометрии подвески.
Меры предосторожности
При обслуживании компонентов тормозной системы автомобилей следует соблюдать некоторые особые меры предосторожности:
a) Для заправки тормозной системы используйте только гидравлическую жидкость класса DOT 3;
b) Фрикционные накладки тормозных колодок/башмаков могут содержать вредный для здоровья асбест. Старайтесь не вдыхать тормозную пыль, не сдувайте ее сжатым воздухом. Для протирки компонентов тормозных механизмов применяйте только специальные чистящие составы;
c) Следите за соблюдением всех требуемых допусков и усилий затягивания крепежа. При обслуживании компонентов пользуйтесь только исправным инструментом. При малейших сомнениях обращайтесь за помощью к специалистам. Помните, что исправность функционирования тормозов является залогом безопасности движения;
d) При малейших признаках нарушения исправности функционирования тормозной системы эксплуатация автомобиля должна быть приостановлена!