Установка коленчатого вала и проверка рабочих зазоров коренных
подшипников
|
Вкладыши коренных подшипников
рекомендуется заменять вне зависимости от их состояния.
|
|
- Установка коленчатого вала является первым шагом процедуры собственно
сборки двигателя. Подразумевается, что на данном этапе коленчатый
вал и блок двигателя уже должным образом вычищены, проверены и
подвергнуты необходимому восстановительному ремонту.
- Переверните двигатель вверх дном.
- Отдайте крепежные болты, снимите крышки коренных подшипников
и разложите их на верстаке в порядке установки на двигателе.
- Если еще не проделали этого, извлеките из своих постелей в
блоке и крышках старые вкладыши коренных подшипников. Протрите
постели чистой неворсящейся ветошью — они должны быть безукоризненно
чистыми.
|
|
Проверка рабочих зазоров коренных подшипников
|
Старайтесь не прикасаться
к поверхностям новых вкладышей голыми руками во избежание нежелательного
контакта подшипников со всегда присутствующими на пальцах следами масла
и химически агрессивных веществ.
|
|
- Протрите спинки новых вкладышей коренных подшипников и вложите
оборудованные масляной канавкой половинки в свои постели в блоке
(если используются старые вкладыши, проследите, чтобы они укладывались
строго на свои прежние места). Оставшиеся половинки вкладышей
вложите в соответствующие крышки подшипников. Проследите, чтобы
язычки вкладышей вошли в ответные посадочные пазы в постелях блока
и крышек. Масляные отверстия в блоке должны оказаться правильным
образом совмещенными с отверстиями во вкладышах.
|
|
|
Ни в коем
случае производите попыток застучать неподдающийся установке
вкладыш в свою постель молотком. Ничем не смазывайте подшипники
на данном этапе!
|
|
- Помните, что оснащенный упорными полукольцами комбинированный
вкладыш укладывается в верхнюю постель третьего коренного подшипника
на всех двигателях, кроме дизеля 1.7 л DOHC, где упорным является
второй подшипник, причем в последнем случае полукольца поставляются
как отдельные компоненты и должны укладываться в специальные вырезы
в постели подшипника маслосгонными канавками наружу.
|
|
- Протрите поверхности подшипников в блоке и коренные шейки коленчатого
вала чистой неворсящейся ветошью.
- Проверьте проходимость масляных отверстий вала, в случае необходимости
прочистите их. Любые содержащиеся в маслотоках посторонние частицы,
в конце концов, неизбежно попадают в подшипники.
- Тщательно протертый коленчатый вал аккуратно уложите в коренные
подшипники блока (не используйте никакую смазку).
- Прежде чем устанавливать вал окончательно, необходимо проверить
величины рабочих зазоров в его коренных подшипниках.
|
- Нарежьте калиброванную пластмассовую проволоку из измерительного
набора Plastigage отрезками, длиной чуть короче ширины вкладышей,
и уложите по одному кусочку проволоки вдоль каждой из коренных
шеек вала, параллельно их оси.
|
|
- Протрите поверхности вкладышей в крышках и установите последние
на свои штатные места (проследите за правильностью ориентации
маркировки). Постарайтесь не сдвигать уложенные вдоль шеек вала
отрезки калиброванной проволоки. Слегка смажьте маслом резьбу
крепежных болтов и вверните их, зафиксировав крышки.
- Двигаясь по спирали от центра наружу, в три этапа затяните
болты крепления крышек с требуемым усилием (см.
Спецификации),
— не допускайте проворачивания вала в процессе затягивания крепежа!
- Выверните болты и осторожно снимите крышки коренных подшипников.
Сложите снятые крышки в порядке расположения их на двигателе.
Постарайтесь не повредить расплющенную калиброванную проволоку
и не проворачивайте вал. Если какая-либо из крышек не поддается
снятию, для освобождения аккуратно обстучите ее молотком с мягким
бойком.
|
- По ширине расплющенных нитей, измеренной по шкале, нанесенной
на упаковку набора Plastigage, определите величину рабочих зазоров
подшипников. Сравните результаты измерений с требованиями (см.
Спецификации).
|
|
- Если величина зазора выходит за допустимые пределы, возможно,
были установлены вкладыши не того типоразмера (см.
Проверка
состояния коренных и шатунных подшипников коленчатого вала).
Прежде чем подыскивать новые вкладыши, удостоверьтесь, что под
вложенные на данном этапе не попали посторонние частицы. Если
калиброванная проволока расплющена с одного конца больше чем с
другого, это свидетельствует о наличии конусности шейки (см.
Проверка
состояния коленчатого вала).
- Осторожно удалите расплющенную калиброванную проволоку с шеек,
соскоблив все ее следы каким-нибудь не слишком прочным инструментом
(например, краем старой кредитной карточки). В крайнем случае,
можно воспользоваться собственным ногтем, — главное, чтобы на
поверхности шеек/ вкладышей не осталось царапин и задиров.
|
|
Окончательная установка коленчатого вала
|
- Осторожно извлеките коленчатый вал из двигателя.
- Протрите поверхности подшипников в блоке и равномерно смажьте
их тонким слоем молибденсодержащей или сборочной двигательной
смазки. Не забудьте также смазать также упорные поверхности.
|
Старайтесь
не допустить попадания смазки на спинки вкладышей!
|
- Удостоверьтесь в абсолютности чистоты шеек коленчатого вала,
затем смажьте (той же смазкой или чистым двигательным маслом)
контактирующие с сальниками поверхности цапф. Уложите вал на свое
штатное место. Протрите и смажьте вкладыши в крышках подшипников.
Проследите, чтобы упорные вкладыши были уложены в постели соответствующих
подшипников в блоке (см. выше
Проверка рабочих зазоров
коренных подшипников
, п.2).
|
- Установите крышки подшипников на двигатель. На
всех
двигателях, кроме дизеля 1.7 л DOHC
, сначала устанавливаются
крышки 1-го и 4-го подшипников (первым является подшипник, ближайший
к приводу ГРМ), — проследите, чтобы нанесенная на крышки маркировка
читалась при взгляде на двигатель сзади. Боковые канавки в крышке
5-го (заднего) подшипника перед установкой следует заполнить герметиком
типа № 90485251. На
дизельных двигателях 1.7 л DOHC
порядок тот же (без пятой крышки), однако, сопрягаемые поверхности
первой крышки перед установкой следует слегка смазать герметиком,
выбитые на крышках стрелки должны указывать в сторону привода
ГРМ.
|
|
- Слегка смажьте резьбовую часть и нижние поверхности головок
крепежных болтов чистым двигательным маслом, затем вверните и
от руки затяните болты.
|
- Двигаясь по диагонали от центра к краям, равномерно затяните
все болты с усилием первой стадии, затем, в том же порядке дотяните
их на углы стадий 2 и 3 (см.
Спецификации),
— воспользуйтесь угломерной насадкой, либо нанесите краской или
маркером опорные метки. Дотянув болты, набейте еще немного герметика
в канавки задней крышки, пока он не станет из них выжиматься,
— излишки протрите чистой ветошью.
|
|
- Постучите по торцам цапф вала молотком через латунную или свинцовую
выколотку с целью выравнивания упорных поверхностей и усадки вала
перед окончательным затягиванием крепежа.
- Несколько раз проверните коленчатый вал вручную, проверяя свободу
его вращения.
- В заключение при помощи щупа лезвийного типа или циферблатного
измерителя определите величину осевого люфта вала (см.
Снятие
коленчатого вала). Если упорные поверхности вала не изношены
и не повреждены, а подшипники заменены новыми, величина люфта
не должна выходить за пределы допустимого диапазона.
- Установите шатунно-поршневые сборки (см.
Установка
шатунно-поршневых сборок и проверка величины рабочих зазоров в
шатунных подшипниках коленчатого вала).
- При соответствующей комплектации посадите в заднюю цапфу коленчатого
вала новую направляющую втулку первичного вала коробки передач.
- На
дизельных двигателях 1.7 л DOHC
произведите
замену переднего сальника, удостоверьтесь в абсолютности чистоты
и сухости сопрягаемых поверхностей его корпуса и блока цилиндров.
Смажьте сопрягаемые поверхности герметиком, проверьте наличие
на своих местах направляющих втулок и прижмите корпус сальника
к блоку. Смазав герметиком резьбовую часть крепежных болтов, вверните
их в свои отверстия и затяните с требуемым усилием. Установите
задний сальник.
- На
прочих двигателях
установка новых сальников
коленчатого вала производится в соответствии с инструкциями, изложенными
в соответствующих разделах (см.
Процедуры
ремонта бензиновых двигателей SOHC без извлечения их из автомобиля
,
Процедуры ремонта бензиновых двигателей
DOHC без извлечения их из автомобиля или
Процедуры
ремонта дизельных двигателей 1.7 л и 2.0 л без извлечения их из
автомобиля).
- При соответствующей комплектации установите на крышки коренных
подшипников литую мостовую связку, вверните и затяните с требуемым
усилием болты ее крепления.
- Дальнейшая сборка двигателя производится в соответствии указаниями,
приведенными в соответствующих разделах (см.
Процедуры
ремонта бензиновых двигателей SOHC без извлечения их из автомобиля
,
Процедуры ремонта бензиновых двигателей
DOHC без извлечения их из автомобиля или
Процедуры
ремонта дизельных двигателей 1.7 л и 2.0 л без извлечения их из
автомобиля).
|
|