3.2.29. Установка шатунов и поршней, проверка зазоров в шатунных подшипниках
Перед установкой поршней в сборе с шатунами поверхность цилиндра должна быть
абсолютно чистой, с кромок цилиндров должна быть снята фаска, а коленвал установлен
в блок цилиндров.
| ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
| 1. Разберите шатун 1-го цилиндра.
Протрите тыльную поверхность нового верхнего шатунного вкладыша и
уложите его по месту в шатун. Убедитесь, что выступ на вкладыше зашел
в выборку в шатуне и смазочные отверстия совпали. Вкладыш не смазывать.
Аналогично установите в крышку шатуна нижний вкладыш. |
| 2. Расставьте стыки поршневых колец
так, чтобы они располагались под углом 120°. |
| 3. Наденьте шланги на болты шатунов.
Смажьте поршни и кольца чистым маслом для двигателя, сожмите кольца
приспособлением, оставив выступающий участок поршня 6–7мм. |
| 4. Проверните коленвал до НМТ в
первом цилиндре, смажьте стенки цилиндра маслом для двигателя. |
| 5. Сориентируйте поршень так, чтобы
выемка была обращена в сторону передней части двигателя. |
| 6. Осторожно введите нижнюю часть
поршня с шатуном в первый цилиндр до упора приспособления в блок цилиндров.
Слегка постучите по верхнему краю оправки для равномерного контакта
с плоскостью блока цилиндров. |
|

|
7. Введите поршень в цилиндр,
осторожно постукивая деревянной рукояткой молотка по днищу поршня.
Большое усилие не прилагать. Если ощущается сопротивление, то немедленно
прекратите сбоку и устраните причину заедания. |
|

|
8. Притяните шатун к шейке коленвала и проверьте
зазор в шатунном подшипнике. |
| 9. Процедура проверки ничем
не отличается от процедуры для коренных подшипников (см. подраздел
3.2.23). Вращение коленвала или малейшее
попадание масла на вкладыши при измерениях не допускаются. Гайки крышки
шатуна затяните с заданным моментом (см. подраздел 3.2.2)торцовой
головкой с тонкими стенками (чтобы исключить заклинивание головки
между гайкой и крышкой шатуна, на двигателях М10 и М20 затяните гайки
в 3 этапа). Если зазор не соответствует норме, то убедитесь в отсутствии
смазки и грязи и снова проверьте диаметр шейки и правильность подбора
шатунного вкладыша. |
|
Окончательная сборка шатунов
| ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
| 1. Осторожно удалите остатки калибра, смажьте
вкладыши и шатунную шейку коленвала, установите крышку и равномерно
затяните гайки с заданным моментом. |
| 2. Повторите процедуру измерения и сборки для
остальных шатунов. Проверьте свободу вращения собранного коленвала.
|
| 3. Проверьте осевой люфт шатуна (см. подраздел 3.2.15).
Имейте ввиду, что после установки новых шатунов люфт может быть меньше
нормы и потребуется шлифовка шатунов. |
| 4. Соберите и установите двигатель. |
|