Поиск

Ford

Сервисное обслуживание и эксплуатация
Предлагаем Вашему вниманию адресно-телефонный справочник автопредприятий предоставляющих товары и услуги автомобилям Ford:
 

2.17 Головка блока цилиндров

Головка блока цилиндров

Элементы механизма клапанного газораспределения на 1,8-литровом двигателе

2.17 Головка блока цилиндров Ford

1 — натяжной ролик зубчатого ремня;
2 — зубчатый приводной ремень;
3 — шкив зубчатого ремня привода распределительного вала;
4 — распределительный вал;

5 — стаканный толкатель с регулировочной шайбой;
6 — пружина клапана с мелкими деталями (например, прокладка стержня клапана);
7 — клапан;
8 — направляющий ролик зубчатого ремня.


Элементы механизма газораспределения дизеля

2.17 Головка блока цилиндров Ford

1 — натяжной ролик зубчатого приводного ремня;
2 — зубчатый приводной ремень;
3 — звездочка зубчатого ремня распределительного вала;
4 — распределительный вал;

5 — стаканный толкатель с регулировочной шайбой;
6 — пружина клапана с составными деталями;
7 — клапан;
8 — направляющий ролик зубчатого приводного ремня.


Механизм клапанного газораспределения 16V-двигателя

2.17 Головка блока цилиндров Ford

1 — натяжной ролик зубчатого ремня;
2 — зубчатый приводной ремень;
3 — звездочка зубчатого ремня выпускного распределительного вала;
4 — выпускной распределительный вал;

6 — пружина сдвоенного клапана с составными элементами;
7 — клапан;
8 — звездочка зубчатого ремня впускного распределительного вала;
9 — направляющий ролик зубчатого ремня.

Для выполнения работ по ремонту и обслуживанию головки блока цилиндров у Вас должен быть, по меньшей мере, один помощник. Для описанных ниже работ Вам необходимо иметь динаметрический ключ (ключ с измерителем крутящего момента).

Разборка распределительного вала

Двигатели типа «F», кроме 16-клапанного

Если распределительный вал снимается на неснятой головке блока цилиндров, то к проводимым работам добавляется снятие зубчатого ремня. Кроме того, у дизеля нужно отрегулировать момент впрыска топливного насоса высокого давления заново. На 16-клапанном двигателе работы проводятся точно так же, но с большим объемом и степенью сложности по сравнению с F-двигателем, поэтому 16-клапанный двигатель лучше всего ремонтировать в автомастерской.

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Зафиксируйте шкив зубчатого ремня распределительного вала с помощью вставленного в одно из отверстий шкива торцового ключа № 10 или отвертки.
  2. Открутите центральный болт крепления шкива распределительного вала.
  3. Легкими ударами пластмассового молотка отделите шкив зубчатого ремня от конусообразного седла распределительного вала.
  4. Снимите пружинную шайбу распределительного вала.
  5. Снимите распределитель зажигания (для бензиновых двигателей) или, соответственно, вакуумный насос усилителя тормозного привода (для дизеля).
  6. Пронумеруйте крышки подшипников распределительного вала накерниванием или мелом (для последующей сборки).
  7. Снимите крышки подшипников 1, 3 и 5.
  8. Открутите попеременно крест-накрест гайки крышек подшипников 2 и 4.
  9. Выньте распределительный вал из головки блока цилиндров.
  10. Когда Вы снимаете толкатели клапанов, помечайте их вместе с относящимися к ним регулировочными шайбами (необходимо также записать размеры регулировочных шайб). Это очень важно для последующей сборки!
  11. Перед сборкой смажьте рабочие поверхности.
  12. Установите распределительный вал таким образом, чтобы кулачки цилиндра № 1 симметрично смотрели вверх.
  13. Установите крышки подшипников согласно отмеченной при разборке последовательности. Затяните 6-мм болты моментом в 10 Нм, а 8-мм болты моментом 20 Нм.
  14. Установите звездочку зубчатого ремня распределительного вала — не забудьте установить сегментную шпонку и затяните центральный болт моментом в 50 Нм.
  15. Дальнейшие работы проводятся в обратной последовательности относительно процесса разборки.
  16. Проверьте зазор в клапанном механизме и при необходимости отрегулируйте его.

 border=

 Рекомендация: на более темные места крышек подшипников 1 и 5 нанесите герметик (например, «Курил» (Curil)).

Следите за тем, чтобы рабочие поверхности подшипников распределительного вала и крышек подшипников не были повреждены.

Гидрокомпенсаторы 16-клапанного двигателя

Стук клапанов

Стук клапанов в 16-клапанном двигателе указывает на неисправность одного или нескольких гидрокомпенсаторов. Стук клапанов может появиться и у исправно работающих гидрокомпенсаторов, если:

  • после пуска двигателя не сразу поступает масло в гидрокомпенсатор;
  • двигатель длительное время работал на больших оборотах при высокой температуре окружающего воздуха, и моторное масло стало жидким;
  • машина долгое время не эксплуатировалась. После прогрева двигателя стук должен прекра-
    титься.

Определение неисправности гидрокомпенсаторов

  • запустите двигатель и оставьте его работать до тех пор, пока не включится электрический вентилятор системы охлаждения двигателя;
  • увеличьте частоту вращения до 2000 об/мин;
  • если стук клапанов не прекратится, то выключите двигатель и снимите крышку головки блока цилиндров;
  • установите 1-й цилиндр (как при регулировке зазора в клапанном механизме) в положение ВМТ. Кулачки распределительного вала должны смотреть налево и направо вверх;
  • нажмите на проверяемый гидрокомпенсатор деревянным стержнем. Если продавливается больше чем на 0,1 мм, то его нужно заменить.

Разборка головки блока цилиндров

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Все двигатели: отсоедините провод «массы» от клеммы аккумуляторной батареи.
  2. Снимите воздушный фильтр.
  3. Слейте охлаждающую жидкость в чистую емкость, см. главу Система охлаждения.
  4. Слейте масло из двигателя.
  5. Отсоедините электрические провода от клемм и пометьте их для последующей сборки.
  6. Отсоедините переднюю выпускную трубу от выпускного коллектора глушителя и от основного глушителя.
  7. Бензиновые двигатели: отсоедините топливные шланги от системы впрыска и заткните их. Будьте внимательны! Система питания находится под давлением.
  8. Снимите шланг разрежения тормозного механизма с впускного коллектора. При последующей сборке замените обжимной хомутик на шланге.
  9. Дизель: отсоедините шланги рециркуляции топлива, идущие к топливному насосу высокого давления от форсунок.
  10. Отсоедините топливопроводы от топливного насоса высокого давления и форсунок и сложите их на чистом куске ткани.
  11. Заткните отверстия топливного насоса высокого давления и форсунок маленькими заглушками из мягкого материала.
  12. Снимите вакуумный насос усилителя тормозного механизма.
  13. Снимите фильтр с нагревательным устройством. Отсоедините от двигателя шланги подачи нагретого воздуха с кронштейном.
  14. Отсоедините провод «массы» двигателя.
  15. Открутите нижние болты кожуха генератора.
  16. Дизель с газотурбинным наддувом: отсоедините трубопроводы, идущие к радиатору и охладителю наддува.
  17. Снимите с двигателя кронштейны воздушных патрубков турбокомпрессора.
  18. Снимите кронштейны подачи и отвода воздуха с выпускного коллектора глушителя и турбокомпрессора.
  19. Снимите воздушные патрубки с охладителя наддува.
  20. Если установлена распорка между стойками амортизаторов, то ее необходимо снять.
  21. Дизель и дизель с турбокомпрессором: установите двигатель на опору. Для этого в автомастерских, специализирующихся на Renault, используется распорочное приспособление (Мот. № 1159-02), которое устанавливается перед правым приводным валом между лонжероном и выступом отливки корпуса двигателя. При отсутствии этого приспособления установите двигатель на подходящую опору.
  22. Также для подпорки двигателя устанавливается лист железа, имеющий 2 отверстия, через которые крепится рядом с водяным насосом между корпусом двигателя и правым лонжероном. В автомастерских с этой целью используется инструмент Мот. 1159.
  23. Двигатели типа «F»: снимите крышку головки блока цилиндров.
  • снимите зубчатый ремень, как было описано.
  • снимите задний кожух зубчатого приводного ремня.
  • открутите крепление термостата на головке блока цилиндров.
  • снимите термостат, см. главу Система охлаждения.
  • Бензиновый двигатель типа «F» с многоточечным впрыском: снимите сборный всасывающий патрубок с впускного коллектора. Для этого открутите 5 гаек и осторожно снимите распределительный трубопровод. При этом не повредите прокладку.
2.17 Головка блока цилиндров Ford

Головка блока цилиндров двигателя типа «С». Чтобы избежать перекоса головки блока цилиндров, сделанной из легкого металла, при установке необходимо точно соблюдать последовательность затяжки болтов, крепящих головку блока цилиндров. Необходимое усилие затяжки достигается при этом в несколько этапов (см. таблицу).

  1. Выдвиньте сборный всасывающий патрубок вперед из рабочей зоны. При этом следите за тем, чтобы не отсоединились подводящие шланги.
  2. Снимите тягу дроссельной заслонки (газцуг).
  3. Снимите радиатор, см. главу Система охлаждения.
  4. Дизель и дизель с турбокомпрессором: отсоедините электрические провода свечей накаливания.
  5. Открутите крепления балансированной подвески от самоустанавливающегося подшипника и корпуса двигателя. При этом пометьте положение резьбовых соединений для облегчения последующей сборки.
  6. Турбодизель: разъедините резьбовые соединения подводки масла к турбокомпрессору.
  7. Снимите шланги подводки охлаждающей жидкости к турбонагнетателю.
  8. Двигатель типа «С»: отсоедините шланги системы охлаждения от водяного насоса и пометьте их для последующей сборки.
  9. Снимите трехфазный генератор переменного тока, см. Генератор.
  10. Снимите провода высокого напряжения со свечей зажигания.
  11. Снимите распределитель зажигания, см. главу Система зажигания.
  12. Снимите воздушные шланги с впускного коллектора.
  13. Снимите тягу дроссельной заслонки.
  14. Снимите крышку головки блока цилиндров (3 гайки).
  15. Снимите ось коромысла. Для этого снимите крепление подшипников (2 винта с шайбами и 2 распорных болта).
  16. Выньте клапанные рычаги и сложите по очередности снятия таким образом, чтобы не перепутать их порядок при сборке.
  17. Выкрутите 10 болтов крепления головки блока цилиндров в последовательности, противоположной их затяжке, кроме болта № 2 (находится рядом с распределителем зажигания) из головки блока цилиндров.
  18. Сдвиньте головку блока цилиндров, вращая в горизонтальной плоскости вокруг болта №2.
  19. Если головка блока цилиндров прикипела, сдвиньте ее с места сильными ударами деревянного молотка.
  20. После этого выкрутите болт № 2 и осторожно снимите головку блока цилиндров вместе с впускным и выпускным коллекторами.
  21. Для защиты гильз цилиндров от задиров в автомастерских используется фиксатор гильзы цилиндра (Мот. 521-01).
  22. 16-клапанный двигатель: снимите тепловую защиту выпускного коллектора глушителя с передней стенки. Выкрутите 2 болта выпускного коллектора глушителя.
  23. Выкрутите болты крепления головки блока цилиндров (TORX-Stecknuв E12 и, соответственно, E 55) в 2 этапа в последовательности, обратной затяжке. При этом сначала ослабьте болты крепления до половины и лишь затем полностью выкрутите их.
  24. Двигатель типа «F»: снимите головку блока цилиндров.
  25. Если головка блока цилиндров прикипела, то вставив клин из древесины твердой породы и слегка ударяя по нему, отсоедините головку блока.
  26. Все двигатели: после снятия установите головку блока цилиндров таким образом, чтобы не допустить повреждения открытых клапанов.
  27. Снимите старую прокладку головки блока цилиндров.
  28. Поверхности соприкосновения корпуса двигателя и головки блока цилиндров должны быть абсолютно чистыми. Не повредите мягкую поверхность головки блока цилиндров и ее прокладку.
  29. После очистки поверхности удалите заусенцы с краев камер сгорания. Для этого можно воспользоваться наждачной бумагой. Не повредите края камеры сгорания жестким инструментом. Зачищенная поверхность не должна иметь повреждений.

 border=

 Рекомендация: при снятии головки блока не повредите места уплотнения гильз цилиндров.

На двигателе типа «С» штанги толкателя со стороны регулировочных болтов и со стороны толкателя клапана должны иметь однообразную поверхность. Если места сопряжения повреждены, то штанги толкателя должны быть заменены.

Проверка головки блока цилиндров

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Проверьте, имеются ли в головке блока цилиндров трещины на седых клапанах или на резьбе свечей зажигания.
  2. Не влияют на срок эксплуатации трещины толщиной не более 0,5 мм или сорванные начальные витки резьбы свечей зажигания.
  3. Проверьте головку блока цилиндров на перекос, если имел место перегрев двигателя, для чего:
  4. Установите жесткую металлическую линейку на поверхность соприкосновения головки блока с корпусом двигателя.
  5. При проверке щупом прогиб не должен превышать 0,05 мм. В противном случае головка блока цилиндров должна быть заменена, так как торцовое шлифование является недопустимым.

 border=

 Рекомендация: при работе по очистке головки блока цилиндров необходимо следить за тем, чтобы в смазочные каналы осей коромысла не попали остатки уплотнительной прокладки. Это относится также и к каналам в корпусе двигателя. Остатки уплотнительной прокладки ни в коем случае не удаляйте ножом или скребком, так как царапины могут повредить поверхность головки блока цилиндров. В автомастерских Renault для этого используется чистящее средство «Decap-joint». При применении этого средства размягченные остатки прокладки удаляются деревянным шпателем.

Установка головки блока цилиндров

 ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ

  1. Резьба болтов крепления головки блока цилиндров и резьба в отверстиях для них в корпусе двигателя не должна быть повреждена.
  2. Если резьба повреждена, то вкручивайте новые болты крепления головки блока цилиндров.
  3. Во избежание раскручивания в отверстиях под болты корпуса двигателя ни в коем случае не должно быть масла или воды.
  4. Если коленчатый вал после разборки головки блока провернулся, то поверните его таким образом, чтобы ни один из поршней не находился в ВМТ, иначе открытый клапан при установке головки блока может столкнуться с поршнем.
  5. Используйте центрирующие гильзы.
  6. Установите новую прокладку головки блока цилиндров без нанесения герметика таким образом, чтобы не были закрыты каналы смазки.
  7. Установите головку блока, предварительно проверив, правильно ли расположены центрирующие гильзы в корпусе двигателя, и вкрутите смазанные маслом болты рукой.
  8. Затяните болты крепления головки блока цилиндров в порядке, указанном на рисунке, с предписанным моментом.
  9. Двигатель типа «С»: Установите смазанные с обоих концов маслом штанги толкателей в направляющие втулки. При необходимости замените изношенные штанги толкателей.
  10. Установите ось коромысла, при этом регулировочные болты клапанов должны войти в направляющие втулки.
  11. Затяните болты стойки оси коромысла с моментом 15—20 Нм.
  12. 16-клапанный двигатель: При отсутствии центрирующих гильз вкрутите два старых болта крепления головки блока в отверстия болтов №№ 8 и 10 (предварительно отпилите головки у этих болтов и прорежьте шлиц под отвертку). После установки головки блока вкрутите оставшиеся 8 болтов. После этого замените центрирующие болты на два новых.
  13. Двигатель типа «F»: Установите задний кожух зубчатого ремня.
  14. Установите зубчатый приводной ремень и отрегулируйте его натяжение.
  15. Все двигатели: Отрегулируйте зазор в клапанном механизме.
  16. Остальные работы выполняются точно так же, как и при демонтаже, только в обратном порядке.

 border=

 Рекомендация: болты крепления головки блока цилиндров используются только один раз.

У дизеля, в зависимости от того, насколько выходят поршни, применяются три вида уплотнительных прокладок, имеющих различную толщину. Чтобы отличить разные виды прокладок, они имеют в верхнем левом углу маркировку, состоящую из одной, двух или трех точек. Следите за тем, чтобы новая прокладка головки блока цилиндров имела ту же маркировку, что и старая.

Если прокладка головки блока цилиндров имеет клейкий слой, то после ее снятия необходимо установить новую прокладку.

Моменты затяжки головки блока цилиндров

Двигатель
1,4-литровый двигатель (C3J)
1,7-литровый двигатель (F3N)
1,8-литровый двигатель (F3P)
дизель (F8Q)
16-клапанный двигатель (F7P)

1. Ступень

Болты крепления
головки блока цилиндров:
№1—10 затянуть моментом 55—65 Нм

Болты крепления
головки блока цилиндров:
№1—10 затянуть моментом 30 Нм

Болты крепления
головки блока цилиндров:
№1—10 затянуть моментом 30 Нм

2. Ступень
№1—10 затянуть моментом 70 Нм
после не менее чем 3-х минутной
паузы, болты:
№1—10 затянуть моментом 50 Нм
3. Ступень
№1—10 полностью ослабить
после не менее чем 3-х минутной паузы, болты:
4. Ступень
№1—10 затянуть моментом 25 Нм
№1—10 полностью ослабить
5. Ступень
№1—10 провернуть дальше на 123 2°
№1—10 затянуть моментом 20 Нм

Затяжка болтов крепления головки блока, измеряемая в угловых градусах, должна выполняться угломерным ключом. Ключ без угломера необходимо оснастить самодельной картонной шкалой, на которой должны быть нанесены угловые градусы.

Реклама