Проверки готовности автомобиля к эксплуатации
Данный раздел составлен с целью помочь владельцу автомобиля должным образом
подготовиться к прохождению технического осмотра транспортного средства. Естественно,
произвести все проверки по профессиональным стандартам не представляется возможным,
однако последовательное и полное выполнение описываемых ниже процедур позволит
владельцу автомобиля выявить дефекты и отклонения, способные привести к отказу
в прохождении техосмотра в ГИБДД.
При выявлении узла или компонента, находящегося на грани отказа, владелец автомобиля
оставляет на свое усмотрение решение вопроса о необходимости внесения соответствующего
исправления. В основу такого решения обычно кладется общее состояние автомобиля.
Если транспортное средство представляется к осмотру чисто помытым и хорошо ухоженным,
проверяющий может закрыть глаза на наличие незначительных отклонений и близкий
к границе износ определенных компонентов. В то же время, технический инспектор
опытным глазом всегда может выявить признаки нерадивого отношения владельца к
своему транспортному средству и учесть это как отягчающий фактор.
Следует учесть, что предоставляемый вниманию читателя список проверок и регулировок
является полным лишь на момент составления данного Руководства, и принятые в более
позднее время нормы и требования не могли быть учтены авторами.
Заметим также, что для полного и качественного выполнения многих из перечисленных
ниже процедур потребуется помощь ассистента.
Полный перечень проверок можно условно разбить на несколько категорий, которые
правильно будет озаглавить следующим образом:
a) Проверки, производимые с водительского места;
b) Проверки, выполняемые на стоящем на земле автомобиле;
c) Проверки, проводимые на автомобиле, колеса которого оторваны от земли;
d) Проверка состояния отработавших газов.
Проверки, производимые с водительского места
Стояночный тормоз
|
1. Проверьте исправность функционирования стояночного тормоза.
Чрезмерный ход рычага управления (слишком много щелчков) указывает
на необходимость выполнения регулировки приводного троса.
|
2. Удостоверьтесь, что при легком постукивании по рычагу
управления не происходит самопроизвольного отпускания стояночного
тормоза.
|
|
|
Ножной тормоз
|
1. Выжмите педаль ножного тормоза до упора и удостоверьтесь,
что она не продолжает медленно проваливаться до пола. В противном
случае следует проверить состояние ГТЦ. Отпустите педаль, обождите
несколько секунд и вновь выжмите ее. Если заметное сопротивление
выжиманию возникает лишь, когда педаль опустилась почти до пола,
следует произвести регулировку или ремонт тормозов. Мягкий ход педали
тормоза говорит о попадании воздуха в гидравлический тракт. В этом
случае система должна быть прокачана (см. Главу
Тормозная
система).
|
2. Проверьте исправность состояния и надежность крепления
тормозной педали. Также удостоверьтесь в отсутствии подтеков
жидкости под педалью на коврике или панели пола. Наличие влаги
под педалью говорит о неисправности ГТЦ.
|
3. Проверьте исправность функционирования вакуумного усилителя
тормозов (при соответствующей комплектации автомобиля), для чего
несколько раз надавите на педаль тормоза, затем выжмите ее до упора
и запустите двигатель. Если вакуумный усилитель в порядке, педаль
после запуска двигателя заметно провалится вниз, в противном случае
проверьте состояние вакуумного шланга и собственно блока вакуумного
усилителя.
|
|
Рулевое колесо и колонка
|
1. Проверьте состояние и прочность крепления ступицы, спиц и обода
рулевого колеса.
|
2. Подергайте рулевое колесо из стороны в сторону и вверх-вниз.
Наличие заметного люфта говорит об износе компонентов колонки,
либо отпускании крепежной гайки. Продолжайте дергать рулевое
колесо как раньше, одновременно слегка поворачивая его вправо-влево.
|
3. Удостоверьтесь в надежности крепления рулевого колеса на валу
колонки и в отсутствии чрезмерного люфта, указывающего на износ
упорных подшипников или муфт рулевой колонки.
|
|
Ветровое стекло и зеркала заднего вида
|
|
На ветровом стекле не должно быть трещин и прочих дефектов,
ограничивающих обзор водителю. Допустимо наличие лишь мелких
каверн, оставленных ударами вылетающих из-под колес мелких
камней. Зеркала заднего вида должны быть надежно закреплены,
свободны от трещин и прочих дефектов, кроме того, должен исправно
работать привод их регулировки.
|
|
|
Сиденья и ремни безопасности
|
|
Перечисленные ниже проверки относятся как передним,
так и к задним ремням безопасности.
|
|
1. Проверьте тканевую структуру ремня на отсутствие порезов,
сильных потертостей и прочих повреждений. Осматривайте ремни
по всей их длине, не забудьте про задние, если они предусмотрены.
Проверьте исправность срабатывания пряжек ремней - пряжки
должны свободно застегиваться и не менее свободно отпускаться,
обеспечивая при этом надежную фиксацию в защелкнутом состоянии.
В случае ремней инерционного типа проверьте исправность функционирования
возвратного механизма. Проверьте состояние всех анкерных опор
ремней безопасности, доступ к которым возможен из салона автомобиля.
|
2. Передние сиденья должны быть надежно закреплены на салазках,
а их спинки фиксироваться в вертикальном положении.
|
|
Двери
Обе передние двери должны беспрепятственно открываться и закрываться как снаружи,
так и изнутри автомобиля. Защелки замков должны надежно фиксировать двери в закрытом
положении.
Проверки, выполняемые на установленном на земле автомобиле
Идентификационные номера автомобиля
|
Номерные знаки должны быть очищены и удобочитаемы. Расстояние А между
литерами знака должно быть вдвое больше расстояния В.
|
|
Информация, изложенная на шильде VIN и/или гомологическом ярлыке должна
быть разборчива и удобочитаема.
|
Электрооборудование
|
1. Включите зажигание и проверьте исправность функционирования
клаксона.
|
2. Проверьте состояние щеток стеклоочистителей, дефектные
щетки замените.
|
3. Проверьте исправность срабатывания стеклоомывателей.
4. Проверьте исправность функционирования стоп-сигналов, габаритных
огней и подсветки номерного знака. Линзы и рефлекторы фонарей должны
быть надежно закреплены, а также свободны от следов загрязнения
и повреждений.
5. Проверьте функционирование головных фар и правильность регулировки
направления их лучей. Рефлекторы не должны быть потускневшими, наличие
трещин на линзах также недопустимо.
6. Включите зажигание и проверьте исправность функционирования указателей
поворотов (включая контрольные лампы на панели приборов) и аварийной
сигнализации. Включение боковых и задних габаритных огней не должно
оказывать влияния на работу указателей поворотов, в противном случае
следует проверить исправность заземления в заднем комбинированном
фонаре.
7. Проверьте функционирование задней противотуманной фары (фар)
и ее контрольной лампы на панели приборов или внутри выключателя.
|
|
Ножной тормоз
|
|
1. Осмотрите ГТЦ, тормозные трубки и блок вакуумного усилителя
на наличие следов утечек, ослабевания крепежа, признаков развития
коррозии и механических повреждений. Резервуар ГТЦ должен
быть надежно закреплен, а уровень жидкости в нем находиться
между верхней (А) и нижней (В) отметками.
|
|
2. Проверьте оба передних гибких тормозных шланга на наличие
трещин, признаков старения материала и прочих повреждений.
|
3. Поверните рулевое колесо от упора до упора и удостоверьтесь,
что шланги не входят в соприкосновение с компонентами подвески и
рулевого привода. Твердо выжав педаль тормоза, удостоверьтесь, что
под давлением на шлангах не образуется вздутий и не появляются следы
утечек.
|
|
Подвеска и рулевое управление
|
1. Попросите помощника вращать рулевое колесо из стороны в сторону
в небольшом диапазоне - до момента начала реагирования управляемых
колес автомобиля. Оцените величину свободного хода рулевого колеса,
- чрезмерный люфт указывает на износ или ослабление шарниров рулевой
колонки, муфты соединения колонки с рулевым механизмом или собственно
реечной передачи.
2. Попросите помощника повращать рулевое колесо немного сильнее
в обоих направлениях - так, чтобы управляемые колеса начали поворачиваться.
Сами в это время постарайтесь визуально оценить состояние шарниров,
тяг и опор рулевого привода. На автомобилях, оборудованных гидроусилителем
руля, проверьте надежность крепления и состояние рулевого насоса,
его приводного ремня и соединительных гидравлических шлангов.
3. Удостоверьтесь в горизонтальности посадки автомобиля и адекватности
дорожного просвета.
|
|
Амортизаторы
|
|
Поочередно нажимайте на каждый из углов кузова автомобиля,
затем резко отпуская их. Кузов должен возвращаться в исходное
состояние без раскачиваний. В противном случае следует внимательно
проверить состояние соответствующего амортизатора. Заклинивание
амортизатора может привести к более серьезным повреждениям
компонентов подвески и кузова автомобиля.
|
|
|
Система выпуска отработавших газов
|
1. Запустите двигатель. Попросите помощника прижать к срезу выпускной
трубы комок ветоши и проверьте тракт системы на наличие признаков
утечек газов. Отремонтируйте или замените дефектные секции.
|
2. Проверьте исправность состояния резиновых подвесов опор
секций системы.
|
|
|
Проверки, выполняемые на поднятом над землей автомобиле
Поддомкратьте автомобиль и установите его на подпорки, заведенные не под
компоненты подвески автомобиля. Удостоверьтесь, что колеса полностью оторваны
от земли, а рулевое колесо может поворачиваться в полном диапазоне своего хода
(от упора до упора).
Рулевой механизм
|
1. Попросите помощника повернуть рулевое колесо от упора до упора.
Удостоверьтесь в плавности хода компонентов рулевого привода. Никакие
компоненты, включая колеса не должны при этом соприкасаться с тормозными
шлангами, трубками или кузовными элементами.
|
2. Проверьте состояние защитных чехлов рулевой рейки. На
моделях с гидроусилителем руля осмотрите гидравлические линии
и их штуцерные соединения на наличие признаков утечек. Удостоверьтесь
в отсутствии рывков и заклиниваний компонентов при срабатывании
рулевого привода. Проверьте наличие и исправность шплинтов,
стопорных флажков и прочих деталей блокировки крепежа. Кузовные
панели не должны быть повреждены или затронуты коррозией в
радиусе 30 см вокруг точек крепления компонентов рулевого
привода.
|
|
|
Передняя и задняя подвески и колесные подшипники
|
1. Начните с правого переднего колеса. Ухватитесь за него в точках
на 3 и на 9 часов и резко подергайте. Наличие люфта говорит об износе
или ослаблении преднатяга колесного подшипника, износе шаровых опор
и шарниров, кронштейнов и резинометаллических втулок крепления компонентов
подвески.
|
2. Теперь ухватитесь за колесо в точках на 12 и на 6 часов
и повторите предыдущую проверку. Вручную повращайте колесо,
проверяя его подшипник на наличие рывков и точек заклинивания.
|
|
3. При выявлении признаков износа опорных узлов компонентов
подвески проверьте их путем подрычаживания отверткой или плоской
монтировкой. Наличие заметного люфта укажет на износ резинометаллической
втулки, крепежного болта или собственно кронштейна опоры (часто
болтовые отверстия приобретают овальность).
|
4. Повторите все перечисленные выше проверки для оставшихся колес
автомобиля.
|
|
Пружины и амортизаторы
|
1. Осмотрите стойки подвески (при соответствующей комплектации)
на наличие признаков серьезных утечек, развития коррозии и механических
повреждений кожухов. Также проверьте надежность крепления опор стоек.
2. Если автомобиль оборудован винтовыми пружинами, проследите, чтобы
они правильно размещались в своих седлах, не были треснуты, деформированы
или повреждены коррозией.
3. В случае подвески на листовых пружинах (рессорах) проверьте исправность
состояния рессор, надежность крепления к ним моста, а также состояние
резинометаллических втулок анкерных опор и серег рессор.
4. Те же проверки относятся и к автомобилям, оборудованным другими
типами подвески, такими как подвеска на торсионных штангах, гидравлических
дисплейсерах, и т.д. Проверьте прочность крепления всех опор и кронштейнов.
Удостоверьтесь в отсутствии признаков чрезмерного износа, развития
коррозии и механических повреждений. На подвесках гидравлического
(активного) типа осмотрите гидравлические трубки на наличие признаков
утечек и повреждений.
5. Проверьте на утечки амортизаторы. Оцените степень износа втулок
опор, осмотрите корпуса амортизаторов на наличие признаков механических
повреждений.
|
|
Приводные валы (только для переднеприводных автомобилей)
|
|
Поочередно проверните оба передних колеса, визуально проверяя
состояние защитных чехлов ШРУСов привалов. Также проверьте
оба приводных вала на наличие признаков деформаций и прочих
повреждений.
|
|
|
Тормозная система
|
|
1. По возможности не разбирая тормозные механизмы, оцените
степень износа колодок и проверьте состояние тормозных дисков.
Удостоверьтесь, что материал фрикционных накладок (А) не изношен
свыше допустимого предела, а тормозной диск (В) свободен от
каверн, сколов, борозд и прочих повреждений.
|
2. Проверьте состояние всех жестких тормозных линий и гибких шлангов
в задней части автомобиля. Обращайте внимание на следы коррозии,
ослабевание крепления штуцерных соединений, потертости, вздутия
(под давлением), трещины порезы и признаки старения материала.
3. Проверьте на наличие признаков утечек суппорты и щиты тормозных
механизмов. Отремонтируйте или замените дефектные компоненты.
4. Медленно вращая поочередно каждое из колес, попросите помощника
выжимать и отпускать в это время педаль ножного тормоза. Удостоверьтесь
в исправности срабатывания тормозных механизмов и в том, что колесо
свободно вращается при отпускании педали.
|
5. Проверьте механизм привода стояночного тормоза на наличие
обрывов и повреждений тросов, коррозии, износа и ослабевания
крепления тяг и т.п. Удостоверьтесь, что стояночный тормоз
надежно блокирует оба задних колеса и полностью освобождает
их при отпускании рычага.
|
6. Проверить эффективность функционирования тормозной системы без
специального оборудования не представляется возможным, однако следует
произвести небольшие ходовые испытания автомобиля, проверяя исправность
его торможения без потерь курсовой устойчивости.
|
|
Системы питания и выпуска отработавших газов
|
1. Проверьте состояние бензобака (включая заливную горловину),
топливных трубок, шлангов и их штуцерных соединений. Все компоненты
должны быть надежно прикреплены и свободны от повреждений и признаков
утечек.
|
По всей длине осмотрите тракт системы выпуска. Проверяйте
трубы и компоненты системы на наличие следов утечек отработавших
газов, механических повреждений и признаков развития коррозии.
Также проверьте надежность крепления секций между собой и
в подвесах опор.
|
|
|
Колеса и шины
|
1. Внимательно осмотрите боковые стенки и протекторы шин всех колес
автомобиля, включая запасное. Проверяйте шины на наличие порезов,
вздутий, обнажения корда, следов отслоения протектора и неравномерного
его износа. Удостоверьтесь в правильности посадки шин на ободах
дисков. Проверьте состояние и правильность посадки вентилей накачки.
2. Удостоверьтесь, что установленные на автомобиль колеса по своему
типоразмеру соответствуют классу и модели транспортного средства.
На оба колеса каждой из осей автомобиля должны быть установлены
шины одного типоразмера.
|
3. Измерьте остаточную глубину протектора. Минимальное допустимое
значение составляет 1.6 мм по меньшей мере на трех четвертях
площади протектора. Неравномерный износ протектора указывает
на нарушение геометрии передней подвески.
|
|
|
Коррозия кузова
|
1. Проверьте несущие элементы кузова и рамы автомобиля (включая
коробчатые секции шасси, пороги, поперечные балки, стойки, а также
опорные точки компонентов подвески, рулевого привода и тормозных
механизмов) на наличие следов развития коррозии. Истончение несущих
элементов чревато созданием аварийной ситуации на дороге. В таком
случае понадобится выполнение ремонта с привлечением специалистов.
2. Постарайтесь убрать все острые закраины и заусеницы, появившиеся
на кузовных элементах в результате повреждения их коррозией.
|
|
Проверка состояния отработавших газов
Бензиновые модели
|
1. Прогрейте двигатель до нормальной рабочей температуры и удостоверьтесь
в правильности всех его настроек (в порядке должны быть также все
сопутствующие узлы и системы - система зажигания, воздухоочиститель
и т.д.).
2. Прежде чем приступать к выполнению измерений, поднимите частоту
вращения двигателя до 2 500 об/мин и удерживайте ее на этом значении
в течение около 20 секунд. Затем вновь сбросьте обороты до холостых
и проверьте состояние выхлопа. Если холостые обороты явно завышены,
или из выпускной трубы в течение более 5 секунд выходит хорошо заметный
дым густого синего цвета, автомобиль нельзя считать готовым к прохождению
техосмотра. Синий дым на выхлопе является признаком выгорания масла
вследствие внутреннего износа двигателя. Черный цвет выхлопа свидетельствует
о неполноте сгорания топлива в результате загрязнения воздушного
фильтра или других нарушений в системе питания.
3. При помощи специального газоанализатора может быть определен
уровень содержания в отработавших газах монооксида углерода (СО)
и углеводородных соединений. Если газоанализатора в наличии не имеется,
придется взять его напрокат.
|
|
Проверка уровня содержания в отработавших газах СО
|
На момент составления данного Руководства допустимый уровень содержания
СО при холостых оборотах двигателя составлял 3.5% для автомобилей,
поступивших в эксплуатацию после августа 1986 и 4.5% для более старых
автомобилей. С января 1996 в Европе были приняты более строгие нормы
для автомобилей, оборудованным каталитическим преобразователем и
поступившим в эксплуатацию с августа 1992 (около 0.5%). Если добиться
попадания уровня содержания СО в оговоренные нормами рамки не удается
(при условии правильности настроек двигателя, систем питания, зажигания
и т.д.), то причина лежит в чрезмерном износе карбюратора, или другом
отказе в системе питания. Не исключено также, что просто вышел из
строя каталитический преобразователь (при соответствующей комплектации).
|
|
Проверка уровня содержания в отработавших газах углеводородов
|
1. При нормальном уровне СО содержание углеводородов в отработавших
газах на холостых оборотах двигателя не должно превышать концентрацию
1 200 частиц на миллион. При отрицательном результате данной проверки
ее следует повторить, подняв обороты двигателя до 2 000 в минуту.
Если теперь уровень содержания углеводородов опускается ниже предельного
значения (1 200 ч/млн), автомобиль можно считать готовым к прохождению
техосмотра.
2. Чрезмерное содержание углеводородов в отработавших газах автомобиля
говорит о выгорании двигательного масла, либо, что более вероятно,
о неполноте сгорания топлива.
|
|
Дизельные модели
|
1. Единственной проверкой состояния отработавших газов дизельного
двигателя является измерение интенсивности выхлопа. Для проверки
следует несколько раз резко поднять обороты до максимальных для
разгруженного двигателя.
|
Для выполнения данной проверки чрезвычайно
важно, чтобы газораспределительный ремень находился в исправном
состоянии!
|
2. Чрезмерная интенсивность отработавших газов в чаще всего вызывается
загрязнением фильтрующего элемента воздухоочистителя, в противном
случае следует обратиться за помощью к специалистам автосервиса.
|
|