Еженедельные проверки
Введение
В число процедур обязательного регулярного обслуживания транспортного средства
входит комплекс простейших проверок, отнимающих минимум времени, но позволяющих
избежать непредвиденных расходов на выполнение порой дорогостоящего ремонта.
Данные проверки должны производиться еженедельно и не требуют от исполнителя никаких
специальных навыков и умения пользоваться специальными инструментами.
- Следите за состоянием и давлением накачки шин - своевременное выявление
дефектов позволит не только повысить срок службы протекторов, но и избежать попадания
в аварийную ситуацию.
- Большое количество отказов связано с неисправностями электрооборудования.
Наиболее типичными являются нарушения, связанные с состоянием аккумуляторной батареи.
- Помните, что первым признаком появления утечек тормозной
жидкости является нарушение исправности торможения автомобиля. регулярная проверка
уровня жидкости позволит избежать попадания в аварийную ситуацию.
- Помните, что повреждения, связанные с недостатком моторного
масла или охлаждающей жидкости могут потребовать проведения очень дорогостоящего
ремонта. Регулярно проверяйте уровни упомянутых рабочих жидкостей. Старайтесь
вовремя выявлять утечки и устранять их причину.
На иллюстрациях показаны главные проверочные точки двигательного отсека каждой
из рассматриваемой в настоящем руководстве моделей автомобиля Skoda Felicia.
Бензиновые модели 1.3 л
|
А — Щуп измерения двигательного масла
В — Крышка заливной горловины двигательного масла
С — Расширительный бачок системы охлаждения
|
D — Резервуар тормозной жидкости
Е — Резервуар жидкости омывания ветрового стекла
F — Батарея
|
Бензиновые модели 1.6 л
|
А — Щуп измерения двигательного масла
В — Крышка заливной горловины двигательного масла
С — Расширительный бачок системы охлаждения
D — Резервуар тормозной жидкости
|
Е — Резервуар жидкости системы гидроусиления руля
F — Резервуар жидкости омывания ветрового стекла
G — Батарея
|
Дизельные модели 1.9 л
|
А — Щуп измерения двигательного масла
В — Крышка заливной горловины
двигательного масла
С — Расширительный бачок системы
охлаждения
|
D — Резервуар тормозной жидкости
Е — Резервуар жидкости системы гидроусиления руля
F — Резервуар жидкости омывания ветрового стекла
G — Батарея
|
Проверка уровня двигательного масла
|
Выполняется перед поездкой, либо спустя не менее 5 мин после
выключения двигателя. В противном случае часть масла будет распределена
по поверхности смазываемых компонентов двигателя и проверка даст заниженный
результат. Автомобиль должен быть запаркован на ровной горизонтальной
площадке, по возможности с твердым покрытием.
Современные автомобили очень чувствительны к выбору заливаемого в двигатель
моторного масла. Старайтесь придерживаться рекомендаций, приведенных в
соответствующем Разделе Введения к настоящему Руководству.
|
|
1. Извлеките щуп двигательного масла, рукоятка которого обычно
окрашена в яркий цвет.
|
|
2. Насухо протрите лезвие щупа чистой неворсящейся ветошью, введите
щуп обратно в направляющую трубку (до упора) и вновь извлеките его.
|
|
3. Уровень масла должен находиться между отметками MIN и МАХ на
лезвии щупа. Если край смоченного участка лезвия находится вблизи
отметки MIN, долейте соответствующее количество моторного масла
того же сорта, что уже заправлено в двигатель.
|
|
4. Масло заливается в двигатель через специальную горловину, с
которой предварительно необходимо снять крышку. Заливайте масло
небольшими порциями, каждый раз проверяя его уровень по щупу и выдерживая
паузы, достаточные для стекания залитой порции в поддон картера.
Продолжайте процедур до тех пор, пока уровень масла не окажется
между отметками на лезвии щупа.
|
|
5. Если необходимость
в корректировке уровня моторного масла возникает слишком часто,
следует проверить агрегат на наличие признаков утечек. Проще всего
выявить утечки можно, оставив под запаркованным на ночь автомобилем
чистый лист картона. Если утечек нет, причиной расхода масла может
являться его выгорание (см. Раздел
Диагостика
неисправностей узлов и систем автомобиля).
|
6. Старайтесь поддерживать уровень масла между отметками на лезвии
щупа (см. выше). Чрезмерное падение уровня может привести повреждению
внутренних компонентов двигателя в результате масляного голодания.
Превышение уровневой нормы обычно приводит к выходу из строя сальников
коленчатого вала.
|
|
Проверка уровня охлаждающей жидкости
|
Во избежание получения ожогов паром, ни в коем случае не снимайте
крышку с заливной горловины расширительного бачка при горячем двигателе!
Помните, что охлаждающая жидкость высокотоксична - не оставляйте открытой
тару с антифризом!
Во избежание развития внутренней коррозии компонентов система охлаждения
должна быть заправлена смесью антифриза с водой в течение всего года,
а не только в зимние месяцы. Старайтесь не допускать разжижения охлаждающей
жидкости, используя для корректировки ее уровня чистую воду.
|
|
1. Уровень жидкости в расширительном бачке системы охлаждения может
варьироваться в зависимости от температуры двигателя. Нормой является
нахождение уровня между отметками MIN и МАХ на полупрозрачной стенке
бачка при холодном двигателе. В ходе прогрева двигателя уровень
жидкости может слегка подниматься над отметкой МАХ.
|
|
2. В случае необходимости корректировки уровня охлаждающей жидкости
дождитесь полного остывания двигателя. Медленно отвернув крышку
бачка, сбросьте остаточное внутреннее давление в системе.
|
Чтобы полностью избежать риска ошпаривания крышку
перед отворачиванием лучше будет обернуть ветошью.
|
|
|
3. Долейте в бачок правильным образом составленную смесь антифриза
с водой. Продолжайте заливать жидкость до тех пор, пока ее уровень
не окажется между отметками MIN и МАХ на стенках резервуара.
|
|
4. В типичных для большинства современных автомобилей системах
охлаждения герметичного типа необходимость в корректировке уровня
охлаждающей жидкости возникает только в случае развития утечек.
Наиболее типичными источниками утечек являются корпус радиатора,
шланги и стыки сопрягаемых между собой компонентов силового агрегата.
Старайтесь без промедления устранять причины выявленных утечек.
|
|
Проверка уровня тормозной жидкости
|
Помните, что тормозная жидкость является высокотоксичной и
агрессивна по отношению к лакокрасочным покрытиям - соблюдайте соответствующие
меры предосторожности.
|
Тормозная жидкость также в высшей степени гигроскопична, т.е. обладает способностью
впитывать влагу из атмосферы. Не используйте для корректировки уровня долгое время
хранившуюся в неплотно закрытой таре жидкость - наличие в ней влаги ведет к опасному
снижению эффективности торможения.
|
По мере износа тормозных колодок уровень жидкости в резервуаре
ГТЦ немного падает за счет постепенного выдвижения поршней суппортов и
колесных цилиндров. Однако не следует допускать падения уровня жидкости
ниже отметки MIN на стенке резервуара.
|
|
1. Полупрозрачный резервуар тормозной жидкости расположен на левой
переборке двигательного отсека. Отметки уровня жидкости нанесены
на передней стенке резервуара.
|
|
2. Уровень тормозной жидкости должен постоянно поддерживаться между
отметками на стенке резервуара. Перед выполнением корректировки
(если необходимость в таковой будет иметь место) тщательно протрите
крышку заливной горловины резервуара и окружающую ее поверхность
во избежание попадания в гидравлическую систему грязи.
|
|
3. Отверните крышку и осторожно снятие ее с горловины резервуара.
Постарайтесь не повредить вмонтированный в крышку поплавок датчика-выключателя
контрольной лампы уровня тормозной жидкости. Уложите сборку крышки
с поплавком на чистый лист картона или подстеленную ветошь, затем
внимательно осмотрите резервуар снаружи. При выявлении признаков
загрязнения тормозной жидкости гидравлическую систему следует опорожнить
и заполнить свежей жидкостью.
|
|
4. Аккуратно долейте в резервуар свежую жидкость из только что
открытой тары. Старайтесь не допускать попадания брызг на поверхности
расположенных по близости компонентов и лакокрасочное покрытие кузовных
панелей. Для корректировки уровня используйте только жидкость требуемого
сорта. Помните, что смешивание жидкостей различного сорта ни в коем
случае не допустимо!
|
|
5. Если необходимость в корректировке уровня тормозной жидкости
возникает слишком часто, следует проверить гидравлическую систему
на наличие утечек, причины которых должны быть без промедления устранены.
|
При наличии подозрений на наличие утечек тормозной
жидкости от эксплуатации автомобиля следует воздержаться до
выполнения тщательной проверки системы.
|
|
|
Проверка состояния и давления накачки шин
Чрезвычайно важно постоянно поддерживать шины в исправном состоянии и накачанными
с должным давлением - выход колеса из строя во время движения (при любой скорости)
в высшей степени опасен. Скорость износа протекторов шин в первую очередь определяется
манерой вождения - частые резкие торможения и ускорения, совершение поворотов
без снижения скорости и т.п. факторы в значительной мере способствуют сокращению
срока службы шин. Как правило, протекторы передних колес изнашиваются несколько
раньше задних, поэтому своевременное выполнение ротации колес автомобиля позволяет
добиться более равномерного износа шин и, как следствие, продления срока их службы.
Следует, однако, заметить, что при равномерном износе протекторов владелец автомобиля
сталкивается с необходимостью выполнения единовременной замены сразу четырех колес,
что не каждому автолюбителю может оказаться по карману. В этом случае лучше пренебречь
ротацией колес и производить замену шин попарно, рассосредоточивая тем самым траты.
Регулярно осматривайте протекторы всех колес автомобиля, извлекая из канавок узора
протектора застрявшие в них мелкие камешки, гвозди и прочие посторонние предметы
прежде чем они вызовут прокол колеса. Если при извлечении гвоздя выявляется факт
прокола, вставьте гвоздь обратно в отверстие, пометив тем самым дефект, затем
поменяйте колесо и доставьте его в шиномонтажную мастерскую для ремонта.
Уделяйте также внимание таким дефектам, как трещины, порезы, вздутия (“яйца”)
и т.п., которые чаще всего образуются на боковой поверхности шины. Регулярно снимайте
колеса для тщательной очистки дисков от грязи как с наружной, так и с внутренней
стороны. Проверяйте ободы дисков на наличие следов развития коррозии, деформаций
и прочих повреждений. Помните, что изготовленные из легкого сплава диски легко
выходят из строя при наездах на поребрики и глубокие дефекты покрытия. Штампованные
диски в таких ситуациях обычно лишь деформируются и могут быть восстановлены путем
прокатки на специальном станке, имеющемся практически в любой шиномонтажной мастерской.
В случае сильных повреждений диски не подлежат восстановлению, и единственной
альтернативой становится их замена.
Каждый раз при замене шин колеса подлежат балансировке в сборе. Необходимость
в повторной балансировке колес может возникнуть в процессе износа протекторов,
а также в случае утери противовесов. Нарушение балансировки колес приводит к сокращению
срока службы протекторов за счет ускорения их износа. Кроме того, во время движения
в значительной мере возрастает вибрационная нагрузка на компоненты подвески и
рулевого управления. Первым признаком нарушения балансировки колес является возникновение
заметных вибраций, особо заметных при определенных скоростях движения (обычно
в районе 80 км/ч [50 миль/ч]). Если вибрация передается главным образом на рулевое
колесо, следовательно имеет место нарушение балансировки лишь передних колес.
При кузовной вибрации следует отбалансировать все колеса автомобиля. Балансировка
колес должна производиться в условиях шиномонтажной мастерской.
Визуальная проверка степени износа протектора
|
|
Входящие в стандартную комплектацию автомобилей марки Skoda
Felicia колеса обычно оборудованы встроенными индикаторами
износа протекторов. Индикаторы представляют собой цветные
полоски резины( В), вмонтированные в среднюю часть протектора
и проявляющиеся при износе последнего до остаточной глубины
узора ниже 1.6 мм. Местоположение индикаторов на протекторе
определяется по треугольным меткам, нанесенным боковую поверхность
шины (А).
|
|
|
Измерение остаточной глубины протектора вручную
|
|
Альтернативно, степень износа протектора может быть определена
путем измерения остаточной глубины его узора при помощи специального
щупа, приобрести который можно сравнительно недорого практически
в любом магазине автомобильных аксессуаров.
|
|
|
Проверка давления накачки шин
|
|
Проверка давления накачки шин должна производиться регулярно
и на холодных колесах. Выполнение корректировки давления сразу
после завершения поездки, когда колесо еще не остыло, приведет
лишь к нарушению требуемых параметров.
|
|
|
Типичные примеры износа протекторов
Плечевой износ
|
Равномерный плечевой износ протектора (одинаковый с обеих
его сторон) обычно определяется чрезмерным прогибом шины в
результате слишком слабого давления ее накачки и сопровождается
перегревом шины, снижением сцепления с дорожным покрытием
и сокращением срока службы колеса, не говоря уже о повышенной
опасности разрыва шины во время движения. Проверьте и откорректируйте
давление накачки шин.
Односторонний плечевой износ протектора чаще всего оказывается
связан с нарушением углов установки колеса. Следует без промедления
проверить геометрические параметры подвески и произвести соответствующие
исправления.
Еще одной из причин плечевого износа протектора является слишком
резкая манера вождения - снижайте скорость на поворотах!
|
|
Центральный износ
|
Чрезмерное давление накачки шины приводит к более плотному контакту
с дорожным покрытием центральной части протектора, что ведет к ускоренному
срабатыванию последней. В числе побочных явлений следует отметить снижение
сцепления колеса с дорожным покрытием, повышение жесткости хода автомобиля,
не говоря уже о повышении риска неожиданного разрыва шины. Проверьте и
откорректируйте давление накачки шин.
Иногда временное повышение давления в шинах оказывается необходимым, как,
например, в случаях перевозки тяжелых грузов, при длительной езде с высокими
скоростями и т.п. Не забывайте сбрасывать давление в шинах до нормального
при возвращении к обычным условиям эксплуатации автомобиля.
|
Неравномерный износ
|
Неравномерный износ протекторов шин передних колес может быть связан
с нарушением углов установки последних. Проверить и откорректировать геометрию
передней подвески автомобиля за сравнительно небольшую плату можно практически
в любой шиномонтажной мастерской.
При нарушении развала или выбега колес следует произвести необходимый
ремонт или замену вышедших из строя компонентов подвески.
Не забудьте проверить и должным образом откорректировать балансировку
колес.
При нарушении сходимости колес необходимо также произвести соответствующие
регулировки.
|
Чешуйчатый износ протектора, которым обычно сопровождается
нарушение сходимости колес, легче всего определяется на ощупь.
|
|
Проверка уровня жидкости омывания ветрового стекла
|
Расположенный в двигательном отсеке резервуар используется
для омывания как ветрового, так и заднего стекол автомобиля.
|
Добавление в омывающую жидкость патентованных стеклоочистителей не только облегчает
очистку стекла в дождливую погоду, но также повышает точку замерзания смеси. Не
следует добавлять в резервуар системы омывания стекол простую воду, так как это
приводит к разжижению смеси и снижению температуры ее замерзания.
|
Использование в качестве добавки к жидкости омывания стекла
антифриза, применяемого в системе охлаждения двигателя чревато повреждением
лакокрасочного покрытия близлежащих кузовных панелей!
|
|
1. Резервуар жидкости омывания ветрового (а где требуется, и заднего)
стекла расположен слева в передней части двигательного отсека.
|
|
2. Проверка уровня жидкости производится сквозь полупрозрачные
стенки резервуара. При необходимости выполнения корректировки снимите
крышку резервуара.
|
|
|
Проверка уровня жидкости системы гидроусиления руля (PAS)
Подготовка
- Запаркуйте автомобиль на ровной горизонтальной
площадке, по возможности с твердым покрытием.
- Оставив двигатель работающим на холостых оборотах,
два-три раза медленно поверните рулевое колесо от упора до упора, затем установите
его в прямолинейное положение и заглушите двигатель.
- Проверка уровня гидравлической жидкости производится
при заглушенном двигателе. Система должна быть предварительно прогрета до нормальной
рабочей температуры.
|
Для гарантии правильности снимаемых показаний не следует вращать
рулевое колесо после остановки двигателя.
|
|
1. Резервуар системы PAS расположен слева в передней части двигательного
отсека автомобиля. Перед снятием крышки заливной/контрольной горловины
тщательно протрите поверхность резервуара. Отворачивание крышки
производится при помощи подходящего инструмента, заправленного в
специально предусмотренный паз.
|
|
2. Отвернув крышку, чистой неворсящейся ветошью тщательно протрите
лезвие вмонтированного в нее щупа. Установите крышку на место, затянув
ее от руки, затем вновь снимите.
|
|
3. По величине смоченного участка лезвия щупа определите уровень
гидравлической жидкости. При холодном двигателе уровень жидкости
должен находиться вблизи отметки MIN , при горячем - между верхней
(МАХ) и нижней (MIN) отметками на лезвии щупа. В случае необходимости
долейте в резервуар соответствующее количество гидравлической жидкости
требуемого сорта. В заключение плотно затяните крышку резервуара.
|
|
4. Необходимость частого регулярного долива жидкости PAS говорит
о наличии утечек в системе, причины которых должны быть немедленно
выявлены и устранены.
|
|
Проверка состояния щеток стеклоочистителей
|
При веденное ниже описание процедуры замены щеток относится
только к стеклоочистителям заводской комплектации автомобилей Skoda Felicia.
|
Если замена щеток не приводит к прекращению размазывания грязи. Следует попробовать
просто протереть стекло с применением одного из специальных чистящих средств.
|
1. Проверьте состояние резиновых рабочих элементов щеток. В случае
выявления трещин, следов старения материала, а также если щетка
плохо очищает поверхность стекла, произведите ее замену. Замена
щеток вне зависимости от состояния их рабочих элементов должна производиться
ежегодно.
|
|
2. Для замены щетки отведите рычаг от стекла в свое крайнее положение.
Разверните щетку под 90°, затем отожмите стопорный язычок и снимите
щетку с рычага. При установке новой щетки проследите за надежностью
фиксации ее на рычаге. Удостоверьтесь также в правильности расположения
щетки на стекле.
|
|
3. Не забудьте проверить состояние щетки очистителя заднего стекла.
|
|
|
Проверка состояния аккумуляторной батареи
|
Не забывайте о необходимости соблюдения особых мер предосторожности
при обслуживании аккумуляторной батареи! Помните об опасностях, связанных
с возможностью получения электрического шока, создания короткого замыкания,
попадания в глаза, на кожу и окрашенные поверхности кузовных панелей химически
агрессивного электролита!
|
- Удостоверьтесь в исправности состояния поддона батареи. Проверьте
надежность фиксации батареи на поддоне прижимной планкой. Следы коррозии с поддона,
прижимной планки и корпуса батареи могут быть удалены при помощи раствора пищевой
соды. По завершении тщательно ополосните обработанные поверхности чистой водой.
Поврежденные коррозией металлические поверхности должны быть покрыты специальной
грунтовкой на цинковой основе, а затем окрашены.
- Регулярно (приблизительно раз в три месяца) проверяйте уровень
заряда батареи.
- В случае подсадки батареи запуск двигателя может быть осуществлен
от внешнего источника питания
.
|
Приостановке развития коррозии клемм и клеммных зажимов способствует
обработка их бескислотным вазелином.
|
|
1. Батарея расположена в задней части двигательного отсека автомобиля.
Внешний осмотр корпуса батареи на наличие трещин и прочих повреждений
должен производиться регулярно.
|
|
2. Проверьте гарантирующую надежность электрического контакта прочность
затягиванияклеммных зажимов проводов батареи. Зажимы не должны свободно
проворачиваться на клеммах. Параллельно проверьте состояние изоляции
проводов.
|
|
3. При выявлении на клеммах следов развития коррозии в виде порошкообразных
отложений белого цвета снимите с клемм зажимы и тщательно зачистите
поврежденные поверхности жесткой щеткой. Установите зажимы на место
и прочно затяните их.
|
В магазинах автомобильных аксессуаров можно приобрести
специальные приспособления для зачистки полюсных клемм батареи.
|
|
|
4. Выпускаются также специальные жесткие щетки для зачистки внутренних
поверхностей клеммных зажимов.
|
|
|
Проверка состояния ламп осветительных приборов и предохранителей
электрических цепей
- Удостоверьтесь в исправности функционирования всех наружных
осветительных приборов и клаксона. В случае выявления отказов проверьте состояние
электрических цепей (см. соответствующие Разделы в Главе
Бортовое
электрооборудование).
- Произведите визуальную проверку доступной электропроводки,
ее контактных соединений и промежуточных фиксаторов.
|
Для того, чтобы проверить исправность функционирования стоп-сигналов
и указателей поворотов в одиночку, подгоните автомобиль вплотную к стене
гаража и ориентируйтесь по отсветам.
|
|
1. Отказ одного из стоп-сигналов
или указателей поворотов чаще всего оказывается связан с перегоранием
соответствующей лампы. Подробная информация по замене ламп осветительных
приборов изложена в Главе 12. Единовременный выход из строя обоих
стоп-сигналов, скорее всего, объяснится отказом датчика-выключателя
(см. Главу
Тормозная система).
|
|
2. При отказе более одного из указателей
поворотов или задних габаритных огней следует проверить состояние
соответствующего предохранителя, а также электропроводки защищаемых
им цепей (см. Главу
Бортовое электрооборудование).
Основная часть предохранителей собрана в оборудованном крышкой монтажном
блоке, установленном под панелью приборов автомобиля с пассажирской
ее стороны. Дополнительные (встроенные) предохранители могут располагаться
непосредственно на защищаемом компоненте.
|
|
3. При помощи специального приспособления,
изготовленного из пластмассы и закрепленного на крышке монтажного
блока, извлеките подозреваемый предохранитель из своего гнезда и
внимательно изучите его состояние. Выбитый предохранитель следует
заменить на соответствующий ему по силе тока. Заметим, что простой
замены предохранителя далеко не всегда оказывается достаточно для
исправления ситуации, - следует постараться выявить и устранить
причину перегрузки цепи (см. Главу
Бортовое электрооборудование).
|
|
|