Система антиблокировки тормозов (ABS) - общая информация, принцип функционирования
Схема расположения компонентов ABS и смежных системФункционирование гидромодулятора ABS в режиме нормального торможения при пассивной ABS (на примере контура одного колеса)
Функционирование гидромодулятора ABS в режиме снижения давления (на примере контура одного колеса)
Функционирование гидромодулятора ABS в режиме удержания давления (на примере контура одного колеса)
Функционирование гидромодулятора ABS в режиме повышения давления (на примере контура одного колеса)
Конструкция и принцип функционирования колесного датчика
1 — Корпус датчика
|
4 — Полная скорость вращения
|
На оборудованных тормозной системой обычного типа транспортных средствах, резкое выжимание педали ножного тормоза приводит к блокировке колес. При этом нарушается сцепление протектора с дорожным покрытием, и автомобиль может пойти юзом, теряя управляемость. Система антиблокировки тормозов (ABS) предотвращает преждевременную блокировку колес, непрерывно управляя скоростью их вращения во время торможения за счет модуляций давления гидравлической жидкости в каждом из тормозных механизмов.
Выход ABS из строя приводит к активации аварийного режима, при котором обеспечивается нормальное функционирование обычной тормозной системы, - на приборном щитке автомобиля загорается соответствующая контрольная лампа.
Схема расположения компонентов ABS и смежных систем представлена на иллюстрации.
Блок управления/гидромодулятор
В стандартную комплектацию всех моделей Legacy/Outback входит ABS типа 5.3i, в которой гидромодулятор, блок управления ABS, реле клапанов и электромотора с целью упрощения обслуживания и снижения веса объединены в единую сборку, именуемую сборкой модуля управления/гидромодулятора. Блок управления ABS отслеживает скорость вращения каждого из колес автомобиля, ориентируясь на поступающие сигналы от колесных датчиков. Когда при аварийном торможении какое-либо из колес начинает преждевременно блокироваться, модуль управления выдает команду на активацию помещенного внутрь гидравлического модулятора электромагнитного клапана, который, срабатывая, открывает соответствующий участок тормозного контура, выпуская из него в резервуар часть гидравлической жидкости и, соответственно, снижая рабочее давление.
В системе типа 5.3i давление в каждом из передних колес автомобиля контролируется и регулируется индивидуально, блокировка же любого из задних колес приводит к равномерному снижению тормозного давления в контурах обоих задних тормозных механизмов. |
Как только скорости вращения колес уравниваются, клапан вновь закрывается, и давление продолжает подниматься. Цикл длится доли секунды на каждом из колес и повторяется до тех пор, пока торможение не будет завершено. Конструкция системы позволяет корректировать давление в гидравлических контурах каждого из четырех колес. В действительности схема функционирования ABS намного сложнее, чем это может показаться, поэтому составители настоящего Руководства не рекомендуют владельцам автомобилей производить попытки самостоятельного выполнения ремонта системы. В случае возникновения неполадок разумнее всего будет обратиться к специалистам автосервиса.
Клапанное реле исполняет роль силового переключателя обмоток электромагнитных клапанов и реле электромотора. Срабатывание реле происходит по команде блока управления.
Реле электромотора обеспечивает управление функционированием гидравлического насоса.
Принцип функционирования гидромодулятора
Цикл функционирования гидромодулятора состоит из четырех рабочих режимов: одного пассивного, - режим нормального торможения (ABS не активирована), - и трех активных режимов: режим повышения давления, режим удержания давления и режим снижения давления.
Режим нормального торможения (ABS не активирована)
В режиме нормального торможения оба (впускной и выпускной) электромагнитные клапаны модулятора деактивированы, т.е. входной порт впускного клапана открыт, выходной порт выпускного клапана закрыт и развиваемый в ГТЦ напор гидравлической жидкости полностью передается на колесный цилиндр.
Режим снижения давления (ABS активирована)
Оба (впускной и выпускной) электромагнитных клапана активированы (входной порт закрыт, выходной открыт). В данном состоянии колесный цилиндр изолирован от ГТЦ, но подключен к резервуару и тормозная жидкость может свободно перетекать в последний, что сопровождается сбросом гидравлического давления и снижением тормозного усилия.
Скапливающаяся в резервуаре жидкость перекачивается насосом обратно в главный цилиндр. На продолжении всего цикла данной фазы насос продолжает функционировать.
Режим удержания давления (ABS активирована)
Впускной электромагнитный клапан активирован и его входной порт закрыт. Выпускной клапан деактивирован, - его выпускной порт также закрыт. Все каналы, соединяющие колесный цилиндр с ГТЦ и резервуаром перекрыты. В результате давление удерживается в колесном цилиндре.
На продолжении всего цикла данной фазы насос продолжает функционировать.
Режим повышения давления (ABS активирована)
Оба (впускной и выпускной) электромагнитных клапана деактивированы (входной порт впускного клапана открыт, выходной порт выпускного клапана закрыт). В данном состоянии нагнетаемое ГТЦ рабочее давление подается в колесный цилиндр способствует повышению тормозного усилия.
На продолжении всего цикла данной фазы насос продолжает функционировать.
Колесные датчики и их роторы
ABS электрическим способом осуществляет управление давлением в тормозных механизмах всех колес автомобиля, предотвращая преждевременную блокировку последних при резком торможении. Каждое из колес оборудовано индивидуальным датчиком оборотов. Датчик состоит из ротора (кольца с равномерно расположенными по его периметру зубцами) и чувствительного элемента в виде подмагниченной катушки. Чувствительный элемент датчика фиксирует моменты прохождения мимо него зубьев ротора и преобразует получаемую информацию в электрические сигналы, непрерывно передаваемые на модуль управления ABS. По результатам обработки поступающих сигналов модуль управления получает информацию об относительной скорости вращения каждого из колес. Пока все четыре колеса вращаются с одинаковой частотой, ABS пребывает в пассивном состоянии. Как только любое из колес начинает блокироваться, блок управления фиксирует изменение входящего сигнала и вырабатывает команду на срабатывание модулятора, мгновенно сбрасывающего давление гидравлической жидкости в тормозном механизме соответствующего колеса.
Датчик-выключатель стоп-сигналов
По сигналам, поступающим от датчика-выключателя стоп-сигналов, блок управления определяет момент, когда водитель выжимает педаль ножного тормоза, сразу же активируя ABS.
Датчик перегрузок (G-датчик)
G-датчик служит для выявления связанных с акселерацией/деселерацией продольных ускорений транспортного средства и выдает на блок управления ABS информацию в виде сигнального напряжения.
Контрольная лампа ABS
|
Контрольная лампа ABS предупреждает водителя о неисправностях антиблокировочной системы. Одновременно разрывается электрическая цепь блока управления /гидромодулятора и тормозная система продолжает работать в нормальном режиме (как при отсутствии ABS). При замыкании клемм диагностического разъема лампа может быть использована в качестве устройства вывода хранящихся в памяти процессора кодов неисправности.
Модуль управления АТ (TCM)
На оборудованных АТ моделях TCM обеспечивает контроль переключения передач и на основании поступающих от блока управления ABS информации может производить активацию режима ограничения по 3-й передаче (3D) или перераспределение мощности между передними и задними колесами автомобиля.