1.32. Аккумуляторная батарея
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ |
Аккумулятор – это устройство для хранения энергии в химической форме, которая может использоваться как электриче ство.
Аккумулятор работает благодаря тому, что два различных металла, находясь в кислотном растворе, вырабатывают электричество.
Аккумулятор обладает стопроцентной эффективностью при 27° С. При –18° С эффективность того же аккумулятора падает до 40%. Теперь для того, чтобы запустить двигатель, необходимо иметь более чем в два раза больше энергии, чем это было необходимо при 27° С.
Стартовая мощность (пусковые амперы) показывает способность аккумулятора запустить автомобиль в условиях очень холодной погоды. Он показывает количество ампер, которое вырабатывает аккумулятор в течение 30 секунд при –18° С без падения напряжения ниже 7,2 вольт (минимальный уровень, требуемый для надежного старта). Чем выше этот показатель, тем больше стартовая мощность аккумулятора.
Резервная мощность показывает протяженность времени в минутах, в течение которого аккумулятор обеспечивает 25 ампер при 27° С. Этот фактор представляет собой время, в течение которого аккумулятор обеспечивает работу всех вспомогательных приборов в автомобиле ночью и в условиях плохой погоды при неисправном генераторе заряда.
В зимних условиях при –18° С и ниже аккумулятор будет плохо заряжаться в связи с возрастанием внутреннего сопротивления. При коротких поездках зимой энергия, затраченная аккумулятором на запуск, не компенсируется. В результате аккумулятор работает на износ, постоянно разряжается и в конце концов, отказывает.
В летние месяцы после длительных поездок двигатель сильно нагревается, и часто случается, что его трудно стартовать заново. Такие "горячие старты" иногда требуют столько же мощности, сколько и при холодной погоде, или больше. Это особенно распространяется на высококомпрес сионные двигатели с большим рабочим объемом и автомобили с кондиционерами. Это еще раз подчеркивает важность правильного выбора аккумулятора в соответствии с двигателем автомобиля.
Предупреждение
Работать необходимо в защитных очках. Нельзя допускать попадания капель кислоты и частиц, содержащих соединения свинца, в глаза, на кожу или на одежду.
Электролит очень агрессивен. Используйте защитные перчатки и очки. Не наклоняйте батарею – из вентиляционных отверстий может вылиться электролит. При попадании электролита в глаза тотчас промойте глаза чистой водой в течение нескольких минут. После этого незамедлительно обратитесь к врачу. При попадании электролита на кожу или на одежду, тотчас нейтрализуйте кислоту щелочным мылом и промойте соответствующее место большим количеством чистой воды. Если по ошибке электролит попал внутрь организма, срочно обращайтесь к врачу.
При заряде аккумуляторных
батарей выделяется взрывоопасная смесь газов.
При работе с проводами и электрическими приборами запрещено пользование огнем, искрящими устройствами, открытыми пожароопасны ми световыми приборами и курение. Следует избегать возникновения искрения при обращении с проводами и электрическими устройствами. Никогда не замыкайте напрямую клеммы батареи: существует большая опасность получения трав мы из-за сильного искрения.
Перед проведением любых работ по системе электрооборудования автомобиля отсоединяйте минусовой провод от аккумуляторной батареи. При замене ламп накаливания достаточно выключить соответствующие выключатели.
При отсоединении аккумуляторной батареи от бортовой электросети автомобиля отсоедините сначала минусовой провод, а затем плюсовой. При работающем двигателе нельзя отсоединять батарею, так как, в противном случае будут повреждены электронные устройства системы электрооборудования.
При установке батареи на автомобиль следует сначала подсоединить плюсовой провод, а затем – минусовой.
Чтобы корпус аккумуляторной батареи защитить от воздействия ультрафиолетового излучения, не следует хранить батарею при прямом дневном свете.
Проверка уровня электролита
Расположение меток для проверки уровня электролита в аккумуляторной батарее
Аккумуляторная батарея при нормальных условиях эксплуатации автомобиля почти не требует обслуживания. При высокой температуре окружающего воздуха рекомендуется время от времени проверять уровень электролита в батарее. Также следует проверять уровень электролита при заряде батареи. Он должен всегда находиться между метками MIN и МАХ, нанесенными на продольных сторонах батареи, см. рис. Расположение меток для проверки уровня электролита в аккумуляторной батарее.
При снижении уровня электролита следует в соответствующие банки долить дистиллированную воду до отметки МАХ. Это следует сделать до того, как электролит опустится ниже отметки MIN.
Не наливайте электролит выше необходимого уровня, так как в противном случае электролит будет вытекать через вентиляционное отверстие. Это может привести к повреждению лакокрасочного покрытия и к коррозии кузова.
После доливки электролита следует плотно закрыть соответствующие аккумуляторные
банки пробками.
Эксплуатация в зимних условиях
Зимой на аккумуляторную батарею падает особенно большая нагрузка. Кроме того,
при низких температурах батарея отдает при пуске двигателя только часть той
мощности, которой она располагает при положительной температуре. Поэтому мы
рекомендуем перед началом зимнего сезона проверить аккумуляторную батарею и
при необходимости дозарядить ее.
Если автомобиль при очень сильных морозов на протяжении нескольких недель
не эксплуатируется, следует снять аккумуляторную батарею и поставить ее на хранение
в отапливаемое помещение для того, чтобы она не замерзла и вследствие этого
не разрушилась.
Зарядка аккумуляторной батареи
Перед зарядом следует выключить зажигание и все потребители тока.
При заряде малым током (например с помощью маломощного зарядного устройства), нет, как правило, необходимости отсоединять соединительные провода бортовой системы электрооборудования. В любом случае необходимо следовать указаниям изготовителя зарядного устройства.
Перед ускоренным зарядом, что означает заряд большим током, следует оба провода, соединяющие батарею с бортовой системой электрооборудования от батареи отсоединить.
Мы рекомендуем больше не ставить на автомобиль однажды замерзшую и оттаявшую
аккумуляторную батарею, так как моноблок батареи может иметь внутри трещины
вследствие образования льда при замерзании батареи.
Если аккумуляторная батарея была отсоединена от бортовой сети и опять присоединена
к ней
Когда Вы отсоединяете батарею от бортовой сети, имейте в виду, что:
– все данные из запоминающего устройства маршрутного компьютера стираются;
– все данные из запоминающего устройства памяти водительского сиденья стираются;
– часы со стрелочной индикацией останавливаются, часы с цифровой индикацией
сбиваются;
– установленный на заводе-изготовителе приемник блокируется;
– автоматика подъема и опускания стекол с электростеклоподъемниками не работает.
После подключения аккумуляторной батареи к бортовой сети Вам следует заново установить часы как со стрелочной, так с цифровой индикацией.
Далее Вам следует восстановить функционирование автоматики полного подъема и опускания стекол.
Кроме того, Вам следует заново инициализировать память водительского сиденья, иначе не будет запоминания регулировок.
Установленный на заводе-изготовителе радиоприемник можно привести в рабочее
состояние только посредством ввода соответствующего кода – см. "Руководство
по пользованию радиоприемником".
Снятие аккумуляторной батареи
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ | ||||
|
Установка аккумуляторной батареи
Приобретение аккумулятора
Наверное, самое важное, на что должен обратить внимание покупатель, – это характеристики аккумулятора. Их три. Первая – номинальное напряжение, оно у всех батарей одинаковое, и ошибиться невозможно. При покупке желательно проверить аккумулятор нагрузочной вилкой. Вторая – емкость, измеряемая в ампер/часах (A/h), означает, грубо говоря, количество электроэнергии, хранящееся в аккумуляторе. От емкости зависит, как долго можно крутить стартером двигатель, точнее – сколько можно сделать попыток запустить двигатель. Цена аккумулятора практически прямо пропорциональна его емкости. И третья характеристика – пусковой ток (измеряется в амперах, А), т. е. ток, подаваемый на стартер во время пуска. На аккумуляторах его могут указывать по четырем разным системам: ГОСТ (на отечественных), EN (стандарт Единой Европы), SAE (американский стандарт) и DIN. Последний, немецкий стандарт, наиболее близок к нашему ГОСТу и на большинстве европейских батарей ставится "по умолчанию", т.е. когда система стандарта не указана. Чем он больше, тем быстрее и с большей силой стартер провернет двигатель.
Лучше, если вы купите аккумулятор с теми характеристиками, которые указаны в инструкции по эксплуатации вашего автомобиля: так он прослужит вам дольше при минимальных расходах. Можно сэкономить и купить аккумулятор меньшей емкости, но служить он вам будет меньше обычного срока и плохо справляться с зимним запуском. Купив батарею даже ненамного большей емкости, вы не выиграете в сроке службы, т. к. постоянный недозаряд аккумулятора приведет к сульфатации пластин, и проиграете в деньгах. Увлекаться повышенным пусковым током также не следует: сожжете стартер. Лучше смените масло в двигателе, и проблем с запуском не будет.
Последнее время рынок страны переполнен некачественными товарами и подделками. Аккумуляторы не являются исключением. Есть несколько признаков, по которым можно с достаточной точностью отличить оригинал от подделки. Первое и, пожалуй, главное: на аккумуляторе должны быть обязательно указаны страна-изготовитель и выпускающий завод, лучше, если с адресом. Второе – должна быть указана дата изготовления, что очень важно, если аккумулятор залитый. К каждой батарее должен прилагаться технический паспорт, а вот наличие инструкции необязательно. Это связано с тем, что на Западе аккумуляторы почти не продают в розницу, их устанавливают специалисты на сервисных станциях. Третье – качественный аккумулятор немыслим без качествен ного корпуса, хороших пробок и гладких выводных клемм, нередко смазанных технической защитной смазкой от окисления и накрытых сверху цветными пластмассовыми колпачками.