12.4. Барабанные тормоза
Общие сведения
Рис. 12.34. Барабанный тормозной механизм заднего колеса: 1 – болт крепления рабочего тормозного цилиндра; 2 – заглушка смотрового отверстия; 3 – ось рычага; 4 – тормозной щит; 5 – узел рабочего тормозного цилиндра; 6 – тормозная колодка; 7 – узел регулировочного устройства тормоза; 8 – верхняя возвратная пружина; 9 – прижимная пружина; 10 – шайба; 11 – тормозной барабан; 12 – установочный винт; 13 – нижняя возвратная пружина; 14 – соединительное звено; 15 – пружина регулировочного устройства; 16 – тормозная колодка; 17 – рычаг регулировочного устройства
|
Тормозной механизм задних колес барабанного типа с ведущей и ведомой тормозными колодками (рис. 12.34). При такой конструкции тормозов верхняя стяжная пружина прижимает обе тормозные колодки к рабочему тормозному цилиндру, а нижняя стяжная пружина прижимает их к неподвижному упору. При нажатии на педаль тормоза поршень тормозного цилиндра колеса прижимает обе тормозные колодки к внутренней поверхности тормозного барабана. Сила трения создает крутящий момент, который при движении автомобиля вперед еще сильнее прижимает ведущую тормозную колодку к тормозному барабану. При движении автомобиля назад аналогичный эффект происходит с ведомой тормозной колодкой. Усилие от тормозных колодок передается на неподвижный упор, а через него – на опорную пластину и фланец задней оси.
При такой конструкции тормоза происходит автоматическая регулировка зазора после отпускания педали тормоза. Кроме того, при такой конструкции тормозные накладки ведущей тормозной колодки обычно изнашиваются быстрее, чем у ведомой колодки. Если тормоза эксплуатировались, то менять колодки местами недопустимо, так как при этом эффект автоматического увеличения тормозного усилия может нарушиться, что приведет к увеличенному ходу педали тормоза.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
При ремонте рабочего тормозного цилиндра необходимо заменять все детали, включенные в ремонтный набор.
Не продувайте детали тормозной системы воздухом от компрессора, содержащим пары масел. Это может привести к повреждению резиновых деталей узлов.
При разборке узлов гидравлического привода тормозной системы может возникнуть необходимость прокачки всей тормозной системы или ее части.
Значения моментов затяжки крепежных деталей приведены для сухих, не смазанных резьбовых поверхностей.
Операции по обслуживанию деталей цилиндра должны проводиться на чистом сухом верстаке без опасности загрязнения деталей минеральными маслами.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
При обслуживании деталей тормозного механизма не поднимайте пыль при обработке шлифовальным кругом, зачистке накладок тормозных колодок или при очистке деталей тормозов сухой щеткой или сжатым воздухом от компрессора. Для этого необходимо воспользоваться влажной тряпкой. Накладки тормозных колодок содержат асбестовые волокна, пыль от которых может попасть в воздух при обслуживании тормозов. Вдыхание пыли, содержащей асбест, может причинить серьезный ущерб здоровью.
Обслуживание на автомобиле
Задний тормозной механизм
Снятие
1. Поднимите автомобиль на подъемнике.
2. Отметьте положения колесных дисков по отношению к ступицам и снимите задние колеса.
3. Отверните гайки крепления теплового экрана и положите тепловой экран сверху на глушитель.
4. Ослабьте натяжение стояночного тормоза.
5. Выверните установочный винт крепления тормозного барабана.
6. Снимите тормозной барабан.
Если при снятии барабана возникнут трудности, выполните следующие действия:
– убедитесь, что стояночный тормоз освобожден;
– ослабьте натяжение стояночного тормоза;
– достаньте заглушку из смотрового отверстия в тормозном щите и, используя отвертку, отожмите рычаг привода стояночного тормоза так, чтобы ограничитель хода рычага стояночного тормоза оперся на тормозную колодку.
7. Снимите верхнюю и нижнюю возвратную пружины.
8. Снимите рычаг и пружину механизма регулировки.
9. Снимите узел механизма регулировки.
10. Снимите тормозные колодки с опорной пластины.
Проверка
Рис. 12.35. Узел регулировочного механизма: 1 – винт механизма регулировки; 2 – гайка; 3 – пружинная скоба; 4 – втулка механизма регулировки
|
Очистите узел регулировочного механизма (рис. 12.35).
Нанесите тормозную смазку на тормозной щит в местах, показанных на рисунке 12.36.
Проверьте, что резьбовое соединение регулировочного устройства вращается свободно.
Замените все детали, качество или прочность которых вызывают подозрение из-за изменения цвета, вызванного перегревом, избыточной нагрузкой или износом.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Перед установкой тормозного барабана убедитесь, что контргайка 2 (см. рис. 12.35) регулировочного устройства затянута. На самом конце регулировочного стержня гайку не следует затягивать слишком сильно.
Установка
1. Смажьте тормозной щит в тех местах, где он соприкасается с тормозными колодками.
Рис. 12.37. Элементы заднего тормозного механизма: 1 – верхняя возвратная пружина; 2 – рычаг привода стояночного тормоза; 3 – тормозная колодка; 4 – рычаг регулировочного механизма; 5 – тормозная колодка; 6 – винт механизма регулировки; 7 – гайка механизма регулировки; 8 – пружина регулировочного механизма; 9 – пружинная скоба
|
2. Подсоедините рычаг привода стояночного тормоза 2 (рис. 12.37) к тросу стояночного тормоза.
3. Установите тормозную колодку с накладкой к опорной пластине с помощью прижимной пружины, шайбы и пальца. Убедитесь, что трос стояночного тормоза проложен правильно.
4. Установите регулировочный механизм, тормозные колодки с накладками и нижнюю возвратную пружину на опорную пластину. Затяните гайки крепления пластины.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Не растягивайте нижнюю возвратную пружину рычага привода слишком сильно
Нижняя возвратная пружина должна располагаться ниже угла опоры.
5. Установите прижимную пружину, шайбу и палец.
6. Установите механизм регулировки. Поворачивая, утопите опорный рычаг механизма в муфте.
Установите регулировочный механизм на место, которое он занимал до разборки (см. рис. 12.37). Установите пружинную скобу разрезом к опорной пластине.
7. Установите рычаг регулировочного механизма на палец и подсоедините к нему пружину.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Рис. 12.38. Рабочий тормозной цилиндр: 1 – защитный колпачок поршня; 2 – поршень; 4 – штуцер прокачки; 5 – корпус рабочего тормозного цилиндра; 6 – уплотнитель поршня; 7 – пружина 3 – защитный колпачок штуцера
|
Не растягивайте пружину 7 (см. рис. 12.38) рычага привода слишком сильно
8. Установите соединительное звено 14 (см. рис. 12.34) на палец и в отверстие колодки
9. Установите верхнюю возвратную пружину 8 к соединительному звену 14 и к колодке.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Не растягивайте верхнюю возвратную пружину слишком сильно
10. Установите тормозной барабан 11 и закрепите его установочным винтом 12.
11. Установите задние колеса и закрепите их болтами.
Отрегулируйте тормоза задних колес.
Отрегулируйте стояночный тормоз.
Регулировка тормозов
Снятие
Нажимайте и отпускайте педаль тормоза как минимум 15 раз до тех пор, пока на обоих барабанах не будут слышны щелчки пружины регулировочного механизма, задевающей за регулировочную гайку.
1. Приподнимите и закрепите автомобиль на удобной высоте.
2. Отметьте положение колесных дисков по отношению к ступицам и снимите задние колеса.
3. Выверните установочный винт крепления тормозного барабана.
4. Снимите тормозной барабан.
Регулировка
Поворачивайте узел регулировочного механизма до полного выбора зазора.
Убедитесь, что ограничитель хода рычага стояночного тормоза расположен напротив ребра тормозной колодки. Если это не так, отпустите немного компенсатор троса стояночного тормоза.
Установка
1. Установите тормозные барабаны и колеса.
2. Опустите автомобиль
3. Нажмите и отпустите педаль тормоза несколько раз до тех пор, пока не перестанут быть слышны щелчки рычага регулировочного механизма.
На педаль тормоза необходимо нажать более 10 раз.
После того как щелчки перестанут быть слышны, зазор между тормозными колодками и тормозным барабаном будет отрегулирован.
4. Отрегулируйте стояночный тормоз.
Регулировка стояночного тормоза
1. Отрегулируйте задние тормоза.
2. Опустите рычаг стояночного тормоза.
3. Поднимите автомобиль и закрепите на необходимой высоте.
4. Проверьте, что трос стояночного тормоза свободно перемещается.
5. Отверните болты крепления теплозащитного экрана и сдвиньте его в сторону.
6. Поворачивайте самоконтрящуюся гайку на наконечнике натяжного устройства стояночного тормоза до тех пор, пока задние колеса станет трудно поворачивать.
7. Отворачивайте самоконтрящуюся гайку до того момента, когда задние колеса смогут поворачиваться свободно.
8. После регулировки проверьте положение кулачка рычага стояночного тормоза. Он должен лежать или быть приподнят не более чем на 0,2 мм.
9. Установите на место теплозащитный экран и закрепите его болтами. Регулировку стояночного тормоза можно проверить также по положению ограничителя хода рычага привода стояночного тормоза. Для этого выполните следующие действия:
– снимите заглушку со смотрового отверстия тормозного щита;
– ограничитель хода стояночного тормоза должен располагаться на расстоянии 3 мм от ребра тормозной колодки;
– вставьте заглушку в смотровое отверстие тормозного щита;
– опустите автомобиль.
Тормозной щит
Снятие
1. Поднимите автомобиль и закрепите на удобной высоте.
2. Снимите детали тормозного механизма.
3. Снимите узел ступицы.
4. Снимите держатель троса стояночного тормоза.
5. Отсоедините тормозной трубопровод от рабочего тормозного цилиндра. Для предотвращения вытекания и загрязнения тормозной жидкости закройте отверстие в трубопроводе.
6. Снимите рабочий тормозной цилиндр с тормозного щита и тормозной щит.
Установка
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Перед установкой тормозных колодок нанесите на контактные поверхности колодок тонкий слой пластичной смазки «ПЛАСТИЛУБ».
Отверните регулировочную гайку 7 (см. рис. 12.37) до упора. Соберите узел регулировочного механизма и вставьте между колодками, проверив правильность установки. На конце регулировочного стержня гайку нельзя затягивать слишком сильно (см. рис. 12.35).
1. Установите картонную прокладку на новый тормозной щит.
2. Установите тормозной щит 4 (см. рис. 12.34) на рычаг задней подвески и закрепите болтами, затянув их моментом 28 Н•м.
3. Установите рабочий тормозной цилиндр на тормозной щит и закрепите болтами, затянув их моментом 9 Н•м.
4. Подсоедините тормозной трубопровод к рабочему тормозному цилиндру и затяните соединительную гайку моментом 11 Н•м.
5. Установите трос стояночного тормоза и держатель троса.
6. Установите узел ступицы заднего колеса.
7. Установите все ранее снятые детали.
8. Прокачайте тормоза.
Рабочий тормозной цилиндр
Снятие
1. Поднимите автомобиль и закрепите на удобной высоте.
2. Отметьте положение колесных дисков по отношению к ступицам и снимите задние колеса.
3. Выверните установочный винт крепления тормозного барабана.
4. Снимите тормозной барабан.
5. Снимите верхнюю возвратную пружину.
Отметьте положение регулировки тормозов 7 (см. рис. 12.34) рычага механизма 17 и пружины механизма 15.
Немного нажмите на тормозные колодки, чтобы их раздвинуть.
Очистите грязь и посторонние материалы вокруг подсоединения тормозного трубопровода к рабочему тормозному цилиндру и болтов.
6. Отсоедините тормозной трубопровод от рабочего тормозного цилиндра.
Для предотвращения вытекания и загрязнения тормозной жидкости открытые отверстия в трубопроводе необходимо закрыть подходящими пробками.
7. Выверните болты и снимите рабочий тормозной цилиндр 5 (рис. 12.38).
Установка
1. Установите рабочий тормозной цилиндр на тормозной щит и закрепите болтами, затянув их моментом 9 Н•м.
2. Подсоедините тормозной трубопровод к рабочему тормозному цилиндру и затяните соединительную гайку моментом 11 Н•м.
3. Установите тормозные колодки на тормозной цилиндр.
4. Установите верхнюю возвратную пружину.
Положение механизма регулировки 7 (см. рис. 12.34) и рычага механизма 17 с пружиной должно быть таким же, как и до снятия.
5. Установите тормозной барабан 11 и закрепите его установочным винтом 12.
6. Установите задние колеса и закрепите их болтами.
7. Прокачайте тормозную систему.
Отрегулируйте тормоза задних колес.
Отрегулируйте стояночный тормоз.
Ремонт узлов заднего тормоза
Ремонт рабочего тормозного цилиндра
Разборка
1. Снимите рабочий тормозной цилиндр 5 (см. рис. 12.38) с тормозного щита.
2. Снимите защитные колпачки 1.
3. Снимите поршни 2 и уплотнитель 6.
4. Снимите пружину 7.
5. Снимите защитный колпачок 3 и выверните штуцер прокачки 4.
Проверка
Проверьте состояние внутренней поверхности цилиндра и поверхность поршня на наличие:
– царапин;
– задиров;
– коррозии;
– износа.
Для снятия следов коррозии используйте полировочный материал.
Если полировкой не удается снять следы коррозии, замените рабочий тормозной цилиндр.
Промойте все детали чистой тормозной жидкостью или денатуратом.
Высушите детали воздухом от компрессора, не содержащим масел.
Перед сборкой смажьте новые уплотнители, поршни и внутреннюю поверхность корпуса цилиндра чистой тормозной жидкостью.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Перед сборкой рабочего тормозного цилиндра нанесите тонкий слой пасты для барабанных тормозов на новые резиновые детали (кроме противопылевых колпачков) и внутреннюю поверхность рабочего тормозного цилиндра.
Сборка
1. Вверните штуцер 4 и установите колпачок 3.
2. Установите пружину 7.
3. Установите поршни 2 и уплотнители 6.
4. Установите защитные колпачки 1. Проверьте поршни 2 на предмет свободного перемещения.
5. Установите рабочий тормозной цилиндр на тормозной щит.
Моменты затяжки
Тормозной щит барабанного тормоза.........28 Н•м
Болт крепления тормозного цилиндра к тормозному щиту........9 Н•м
Тормозной трубопровод........11 Н•м