14.2. Техническое обслуживание и регулировка
Ремонт колес
Ремонт колес с использованием сварки, нагрева или рихтовки недопустим. Использование камеры для колес или шин с утечками не заменяет их ремонт. Пористость в алюминиевых дисках колес может быть устранена, см. главу «Ремонт пористых алюминиевых дисков колес».
Болты крепления колес с метрической резьбой
Во всех моделях используются болты крепления колес с головкой на 19 мм с метрической резьбой М12х1,5: М – метрическая, 12 – диаметр резьбы в миллиметрах, 1,5 – шаг резьбы в миллиметрах.
Давление в шинах
Рекомендуемое давление в шинах для каждого типа автомобиля рассчитано для достижения оптимальных параметров движения, управляемости, жизненного цикла протектора и несущей способности автомобиля.
Давление в холодных шинах (шины считаются холодными после того, как автомобиль не был в движении более трех часов, или расстояние, пройденное автомобилем, менее одной мили) измеряется ежемесячно или перед каждой продолжительной поездкой, и должно быть приведено в соответствие с техническими условиями, указанными в памятке для шин на внутренней стороне двери водителя.
Вентиль следует предохранять от попадания пыли или влаги.
Повышенное давление в шинах может привести к следующим отклонениям:
– жесткому движению автомобиля;
– пониженной управляемости;
– ускоренному износу в центре протектора;
– увеличению усилия, прилагаемого к рулевому колесу;
– повреждениям и трещинам на ободе;
– разрывам корда шины;
– неравномерному торможению;
– уводу автомобиля в сторону;
– появлению крутящего момента на рулевом колесе.
Перестановка колес
Для того чтобы шины передних и задних колес изнашивались одновременно, и можно было менять шины в комплекте, т.е. 4 колеса, необходимо постоянно обращать внимание на равномерность их износа и своевременно переставлять передние и задние колеса. Колеса необходимо переставлять не по диагонали автомобиля, а только спереди назад и наоборот, так как они сохраняют свое первоначальное направление вращения (рис. 14.2).
Из-за конструктивных особенностей радиальные шины склонны к ускоренному износу в «плечевой зоне», особенно на передних колесах. Это делает регулярную перестановку особенно необходимой операцией.
После перестановки обязательно удостоверьтесь в том, что гайки крепления колес затянуты требуемыми моментами затяжки, а также отрегулируйте давление в шинах.
Цепи противоскольжения
Поскольку зазор между шиной и кузовом автомобиля для каждого типа автомобиля различен, используйте цепи противоскольжения, которые выступают с боков и над протектором шины не более определенной величины. На автомобилях Daewoo рекомендуется устанавливать цепи противоскольжения класса S фирмы SAE.
Такие цепи используются для уменьшения эффекта проскальзывания, возникающего при вращении колеса на покрытых снегом или льдом участках дороги.
Изготовители колесных цепей выпускают цепи определенного размера для каждого размера шин. Поэтому необходимо убедиться, что приобретаются цепи, оптимальные для шин, на которых они будут использоваться.
Не допускается использование резиновых прокладок для выборки провисания или зазора, появляющихся при применении цепей, не оптимальных для данного типа шин.
Замена колес
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Иногда бывает трудно снять колесо из-за попадания инородного материала или слишком плотной посадки между центральным отверстием колеса и ступицей. При замене колеса никогда не создавайте помехи другим участникам дорожного движения и обеспечьте собственную безопасность. Обязательно включите на автомобиле аварийную световую сигнализацию и выставьте за автомобилем знак аварийной остановки.
Снятие
1. Затяните рычаг стояночного тормоза и включите 1-ю передачу или передачу заднего хода на автомобилях с механической коробкой передач или переместите рычаг селектора в позицию «P» на автомобилях с автоматической коробкой передач. Ослабьте гайки крепления колеса на два оборота.
2. Опустите автомобиль на землю.
3. Покачивая автомобиль из стороны в сторону как можно сильнее, используя собственный вес и/или переключая коробку передач, резко и сильно нажимайте на педаль тормоза, чтобы ослабить посадку дисков колес на ступице.
4. Поднимите автомобиль, выверните гайки крепления и снимите колесо.
Применение пропиточного масла нельзя считать эффективным средством для облегчения снятия плотно посаженных дисков колес. Однако если все же оно используется, необходимо стараться, чтобы его небольшое количество попало только в зону центрального отверстия диска колеса. Не допускайте его попадания на вертикальные поверхности между колесом и тормозным барабаном или диском, так как это может привести к холостому прокручиванию колеса при попытке тронуть автомобиль с места и потере контроля.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Никогда не используйте нагрев для того, чтобы ослабить плотную посадку диска колеса, поскольку это сокращает эксплуатационный цикл колес, болтов и подшипников. Чрезмерные усилия, такие, как удары молотком, могут также привести к поломке деталей и не рекомендуются к применению. Допускаются только легкие постукивания рукой или резиновым молотком.
Установка
Перед установкой колес удалите все следы коррозии на привалочной поверхности колеса и тормозного барабана или диска соскабливанием и очисткой с помощью проволочной щетки. Установка колес без хорошего контакта металлов в месте соприкосновения привалочных поверхностей может быть причиной отворачивания гаек крепления колес, вследствие чего колесо может сняться со ступицы, что приведет к потере управления автомобилем.
Гайки крепления колес необходимо затягивать крест-накрест моментом 90 Н•м, чтобы избежать деформирования диска колеса и повреждения тормозного барабана или диска.
Замена шин
Снятие
При снятии и установке шин необходимо использовать специальное оборудование для замены шин. Не пользуйтесь ручным инструментом или монтажными лопатками: это может привести к разрушению борта шины или повреждению обода диска колеса.
Обод в месте посадки шины следует очистить от остатков смазки, старой резины и налета ржавчины. При этом применяйте проволочную щетку или грубую стальную вату. Перед снятием и установкой шин место посадки следует тщательно обработать рекомендуемой смазкой для шин.
Установка
1. Установите шину; через вентиль подайте сжатый воздух до посадки ее на обод; никогда не превышайте давление 275 кПа.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Во избежание серьезных травм нельзя стоять рядом с накачиваемой шиной. Обод может лопнуть при превышении безопасного максимального давления. Нельзя превышать давление 275 кПа, если посадка шины на обод не происходит. Если при достижении этой величины давления посадка не происходит, спустите воздух из шины, повторно обработайте смазкой место посадки и вновь накачайте шину.
2. Установите вентиль и накачайте шину до оптимального давления. Проверьте и убедитесь, что установочное кольцо шины видно с обеих сторон вокруг фланцев обода (рис. 14.3).
Ремонт шин
Существует большое количество материалов и способов ремонта шин. Восстановление радиальной шины со стальным кордом представляет собой довольно трудную задачу. Если дефект обнаружен по прошествии длительного времени, каркас шины при длительном движении с низким давлением в шине может иметь серьезные внутренние повреждения. Если влага проникла в прокол шины и достигла металлического корда, ржавчина может значительно его ослабить.
Внутренние дефекты наиболее опасны, так как их невозможно обнаружить снаружи шины. Если отремонтированную шину эксплуатировать при полной загрузке автомобиля и с максимальной скоростью, она может внезапно разрушиться. Установка шланга внутрь шины может использоваться как временное решение проблемы, так как выступающие внутрь проволоки корда могут повредить также и шланг.
Измерение биения колес
Биение колес может быть измерено с помощью точного индикатора часового типа. Измерения могут быть проведены как на колесе без его снятия с автомобиля, так и с использованием точной базы для крепления колеса, например, такой, как у устройства для балансировки колес.
Рис. 14.4. Точки установки измерительного наконечника индикатора часового типа при измерении биения колес: а - шина установлена на ободе диска; b - шина снята с обода диска
|
Радиальное и осевое биение должно быть измерено с внутренней и с наружной стороны фланцев обода (рис. 14.4). Надежно закрепите индикатор часового типа и, медленно вращая колесо, проверните его на один оборот. Запишите максимальное значение, показанное индикатором. Если это значение превышает допустимые техническими условиями пределы и вибрация не может быть уменьшена балансировкой, колесо необходимо заменить. Не следует обращать внимание на любые скачки индикатора, вызванные сварными швами, пятнами краски, насечками и т.д.
Стальные колеса: радиальное биение – 0,8 мм; осевое биение – 1,0 мм.
Алюминиевые колеса: радиальное биение – 0,8мм; осевое биение – 0,8 мм.
Запасная шина
Запасная шина входит в комплектацию при продаже автомобиля.
Сборка методом подгонки
На автосборочном предприятии шины и колеса собираются по методу подгонки. Это означает, что наиболее уплотненная в радиальном измерении часть шины, называемая «высоким пятном», сопрягается с колесом в месте, где оно имеет наименьший радиус, называемый «низким пятном».
Сначала «выступ» маркируют желтой краской или клейкой меткой на боковой стороне шины.
«Впадина» колеса должна располагаться в месте расположения вентиля.
Перед снятием шины с колеса следует нанести линию на шине в месте расположения вентиля для последующей установки шины в том же положении. На фирменных шинах и колесах уже имеется такая маркировка (рис. 14.5).
Балансировка шин и колес
Существуют два вида балансировки: статическая и динамическая.
Рис. 14.6. Статическая балансировка колеса: а – пятно наибольшего веса; b – ось колеса; с – места установки балансировочных грузов
|
Статическая балансировка – это равномерное распределение веса по радиусу колеса (рис. 14.6). Не отбалансированные статически колеса вызывают подпрыгивание автомобиля, называемое «топтанием колеса». Это в итоге приводит к неравномерному износу.
Рис. 14.7. Динамическая балансировка колес: а – пятно наибольшего веса; b – ось колеса; с – места установки балансировочных грузов
|
Динамическая балансировка – это равномерное распределение веса по отношению к осевой линии так, чтобы при движении колесо не могло двигаться из стороны в сторону (рис. 14.7). При движении на динамически не отбалансированных колесах может возникнуть вибрация.
Общие рекомендации при проведении балансировки
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Отложения инородных материалов на внутренних поверхностях колеса должны быть вычищены. Камни, застрявшие в протекторе, должны быть удалены во избежание травмирования оператора при балансировке, а также для улучшения балансировки. Шина должна быть тщательно осмотрена с целью выявления любых повреждений, а затем отбалансирована в соответствии с рекомендациями изготовителей.
При замене стандартной гайки более тяжелой стопорной гайкой ее следует установить ближе к вентилю, а 14-граммовый балансировочный груз необходимо установить с противоположной стороны на внутреннюю часть обода.
При замене шин всегда устанавливайте стопорную гайку рядом с вентилем так, чтобы она всегда оказывалась с противоположной от 14-граммового груза стороны. Компенсируя тяжелую стопорную гайку, груз улучшает балансировку колеса без его снятия.
Балансировка колеса со снятием его с автомобиля
Балансировку колеса желательно проводить на электронном балансировочном устройстве. Устройство удобно в работе и позволяет выполнить как статическую, так и динамическую балансировку. Хотя с его помощью невозможно откорректировать дисбаланс тормозного барабана или диска, как это делается при балансировке без снятия колеса, этот недостаток компенсируется точностью балансировки (в пределах 3,5 г). При балансировке колесо должно опираться центральным конусным отверстием на балансире (но не болтовыми отверстиями).
Балансировка колес без снятия его с автомобиля
При необходимости балансировка без снятия колеса позволяет устранить вибрации, возникающие вследствие дисбаланса тормозного барабана, диска или декоративного колесного колпака.
Передняя подвеска не должна свободно провисать. При вращении ведущей оси на слишком больших углах может возникнуть чрезмерная вибрация, которая может стать причиной поломок в уплотнениях и соединениях. Необходимо всегда следовать рекомендациям изготовителей оборудования.
При балансировке без снятия не снимайте грузы, установленные ранее при динамической балансировке со снятием колеса. Если потребуется более 28 г дополнительного веса, его следует распределить между внутренним и внешним фланцем обода.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Ведомые шины и колеса в сборе должны приводиться во вращение двигателем автомобиля. Необходимо следовать ограничениям скорости.
При вращении ведущих колес не превышайте скорость на спидометре 55 км/час. Это необходимое ограничение, поскольку спидометр показывает только половину фактической скорости, когда одно колесо вращается, а другое остановлено. Превышение безопасного предела скорости вращения может привести к травмам и поломкам.
Колесные грузы
При статической балансировке, когда вес грузов превышает 85 г, грузы должны быть распределены как можно более равномерно между внутренним и внешним бортами обода колеса.
Рис. 14.8. Установка колесных грузов: 1 – ось симметрии колеса; 2 – посадочная поверхность обода; 3 – груз с зажимом, устанавливаемый при помощи пластикового молотка; 4 – груз с клеевой подложкой
|
При балансировке колес с алюминиевыми дисками применяются специальные, покрытые нейлоном грузы с зажимной скобой. Их посадка на утолщенный край борта осуществляется при помощи молотка с пластиковым наконечником (рис. 14.8).
Применяются также грузы с клеевой подложкой. При установке таких грузов необходимо выполнить следующие операции.
Установка колесных грузов с клеевой подложкой
1. Зачистите наждачной бумагой до появления чистого алюминия то место на колесе, где будет устанавливаться груз.
2. Протрите место крепления груза 50% водным раствором изопропилового спирта. Для этого используйте чистую ткань или бумажную салфетку.
3. Высушите поверхность горячим воздухом. Поверхность колеса должна быть теплой при прикосновении.
4. Клеевую подложку нагрейте до комнатной температуры.
5. Снимите защитную пленку с клеевой подложки. Не прикасайтесь к клеевой поверхности.
6. Приложите груз к месту крепления и надавите на него рукой.
7. Для того чтобы обеспечить хорошее приклеивание груза, необходимо приложить усилие 70–110 Н•м, при этом использовать валик.
Регулировка нестандартных шин
Существует два способа регулировки шин, в которых образуется вибрация, несмотря на то, что они правильно отбалансированы. В одном методе используется автоматическая машина, которая нагружает шину и срезает небольшие кусочки резины с выступающих мест на двух внешних рядах протекторов.
Регулировка этим методом обычно является постоянной, и если она сделана правильно, то не оказывает значительного воздействия на срок эксплуатации протектора шины. Центровка шин с помощью машины типа грейдера не рекомендуется, так как она значительно сокращает срок эксплуатации протектора и часто не решает проблемы.
Другой метод заключается в снятии шины и повороте ее на 180° на ободе. Важно, чтобы это производилось на шине с колесом в сборе, которые, как обнаружено, вызывают вибрацию, так как есть большая вероятность вибрации в хорошо смонтированных узлах.
Устранение пористости алюминиевых дисков колес
Снятие
1. Снимите шину и колесо в сборе.
2. Определите места расположения областей утечек, создав давление в шине около 345 кПа и погрузив шину и колесо в сборе в ванну с водой.
3. Отметьте области утечек и снимите шину с колеса.
4. Потрите внутреннюю поверхность в области утечки наждачной бумагой с зерном 80 мкм и очистите ее с помощью моющего средства общего назначения.
Установка
1. Нанесите в области утечки слой специального уплотнителя толщиной 3 мм и дайте ему высохнуть в течение 12 ч.
2. Установите шину на колесо, накачайте ее до давления 345 кПа и проверьте на отсутствие утечек.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Во избежание серьезных травм нельзя стоять рядом с накачиваемой шиной. Обод может лопнуть при превышении безопасного максимального давления. Нельзя превышать давление 275 кПа, если посадка шины на обод не происходит. Если при достижении этой величины давления посадка не происходит, спустите воздух из шины, повторно обработайте смазкой место посадки и вновь накачайте шину.
3. Отрегулируйте давление в шине в соответствии с техническими требованиями.
4. Отбалансируйте шину и колесо в сборе.
5. Установите шину и колесо на автомобиль.
6. Затяните гайки крепления колеса моментом 90 Н•м.
Доводка поверхности алюминиевых колес
На поверхность литых алюминиевых колес нанесено защитное прозрачное или цветное покрытие. При его удалении или нарушении возникают условия для разрушения. Разрушение покрытия может произойти в результате применения силиконокарбидных волокон на щетках, применяемых в некоторых автоматических моечных устройствах для очистки кузова и шин. Как только разрушается покрытие, начинается разрушительное воздействие каустических чистящих веществ или соли, применяемой для посыпки дорог. Далее приведена последовательность операций по очистке старого покрытия и нанесения нового на диск колеса.
Последовательность операций
1. Отметьте расположение болтовых отверстий на колесе и автомобиле.
2. Снимите шину и колесо с автомобиля.
3. Отметьте месторасположение грузов на внешнем фланце обода и снимите их.
4. Вымойте колесо изнутри и снаружи водным раствором любого моющего вещества. Удалите смазку и масло любым жидким очистителем.
5. Удалите ранее нанесенное покрытие.
6. Следуйте одной из инструкций: «Разрушение покрытия поверхности алюминиевого диска колеса» или «Разрушение прозрачного покрытия на неокрашенных дисках колес».
7. Поставьте вместо прежних грузов грузы с нейлоновым покрытием.
8. Установите шину и колесо в сборе на автомобиль и закрепите гайками, затянув их моментом 90 Н•м.
Подготовка поверхности к окраске
Зачистите места, подлежащие окраске, наждачной бумагой (влажной или сухой) с зерном 400 мкм для лучшего сцепления прозрачного покрытия с поверхностью.
Разрушение покрытия поверхности алюминиевого диска колеса
1. Установите колесо на станок для расточки тормозных барабанов.
2. Обработайте колесо упорной колодкой или тормозной накладкой, прижимая абразив к поверхности колеса и, медленно перемещая его от центра к внешнему краю и обратно, также устраните повреждения поверхности. Применяйте наждачную бумагу с размерами зерна в следующей последовательности.
A. Обработать бумагой с зерном 80 мкм.
B. Обработать бумагой с зерном 150 мкм.
C. Обработать бумагой с зерном 240 мкм.
3. Следуйте инструкции в главе «Нанесение покрытия».
Разрушение прозрачного покрытия на неокрашенных дисках колес
1. Химическим раствором удалите старое покрытие. Используйте небольшую кисть размером 6,3 мм, окуная ее в растворитель и нанося его по периметру и спицам диска колеса.
2. Удалите очиститель, следуя рекомендациям изготовителя.
3. Обработайте колесо наждачной бумагой с зерном 240 мкм, медленно вращая его на станке для расточки тормозных барабанов или установив на автомобиль и вращая рукой. Это восстановит прежний вид колеса и улучшит прилипание защитного слоя.
4. Следуйте инструкции в главе «Нанесение покрытия».
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Во избежание серьезных травм нельзя использовать двигатель для вращения колеса при зачистке его наждачной бумагой.
Нанесение покрытия
1. Очистите поверхность от загрязнений.
2. Смочите колесо в веществе покрытия от 1 до 3 мин, затем промойте в воде и высушите сжатым воздухом.
3. Высушите диск в течение 24 ч (или принудительная сушка в течение 30 мин при 140° С, затем охлаждение в течение 30 мин).
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Необходимо соблюдать меры предосторожности, указанные в инструкциях изготовителей двухкомпонентных систем покрытия. Пренебрежение предосторожностями может привести к возникновению воспалительного процесса в легких и аллергической респираторной реакции.