12.1. Приложение: Моменты затяжки резьбовых соединений
ДВИГАТЕЛЬ
Деталь |
Резьба |
Момент затяжки, |
Болты крепления головки блока цилиндров |
M12х1,25 |
см. раздел "Двигатель" |
Гайка крепления впускной трубы |
М8 |
20,83-25,73 (2,13-2,63) |
Гайка крепления натяжного ролика |
М10х1,25 |
33,32-41,16 (3,4-4,2) |
Гайка крепления корпуса подшипников распределительного вала |
М8 |
18,33-22,64 (1,87-2,3) |
Болт крепления шкива распределительного вала |
М10х1,25 |
45,82-56,6 (4,68-5,78) |
Болт крепления корпуса привода вспомогательных агрегатов |
М6 |
6,66-8,23 (0,68-0,83) |
Гайка крепления выпускного патрубка рубашки охлаждения |
М8 |
9,8-22,5 (1,0-2,3) |
Болт крепления крышек коренных подшипников |
М10х1,25 |
68,31-84,38 (6,97-8,61) |
Болт крепления масляного картера |
М6 |
5,1-8,23 (0,52-0,84) |
Болт крепления шестерни уравновешивающего вала |
М10х1,25 |
45,82-56,6 (4,68-5,78) |
Гайка крепления крышки шатуна |
М9х1 |
43,32-53,51 (4,42-5,46) |
Болт крепления маховика |
М10х1,25 |
70,81-87,47 (7,22-8,92) |
Болт крепления водяного насоса |
М6 |
5,10-8,23 (0,52-0,84) |
Болт крепления шкива коленчатого вала |
М12х1,25 |
87,47-108,05 (8,93-11,03) |
Болт крепления подводящей трубы водяного насоса |
М6 |
4,2-5,1 (0,43-0,52) |
Гайка крепления приемной трубы глушителя |
М8х1,25 |
19,6-24,5 (2,0-2,5) |
Болты крепления кронштейнов передней и задних подвесок силового агрегата |
М10х1,25 |
31,85-51,45 (3,25-5,25) |
Гайки болтов крепления опор подвески силового агрегата |
M10х1,25 |
28,08-45,3 (2,86-4,62) |
Гайки крепления кронштейна левой подвески силового агрегата |
M8 |
14,0-22,54 (1,43-2,3) |
Болт крепления маслоприемника к крышке коренного подшипника |
M6 |
6,37-10,29 (0,65-1,05) |
Болт крепления маслоприемника к насосу |
M6 |
6,37-10,29 (0,65-1,05) |
Болт крепления масляного насоса |
M6 |
8,33-10,29 (0,85-1,05) |
Болт крепления корпуса масляного насоса |
M6 |
6,97-8,61 (0,71-0,88) |
Пробка редукционного клапана масляного насоса |
M16х1,5 |
45,5-73,5 (4,6-7,5) |
Штуцер масляного фильтра |
M20х1,5 |
37,49-87,47 (3,82-8,92) |
Гайки крепления карбюратора |
M8 |
6,6-15,4 (0,7-1,6) |
СЦЕПЛЕНИЕ
Деталь |
Резьба |
Момент затяжки, |
Болт крепления картера сцепления к блоку цилиндров двигателя |
M12х1,25 |
54,2-87,6 (5,5-8,9) |
Болт крепления крышки картера сцепления |
M6 |
4,7-7,7 (0,49-0,79) |
Гайка крепления картера сцепления к картеру коробки передач |
M8 |
15,7-25,5 (1,6-2,6) |
Болт крепления сцепления к маховику |
M8 |
19,1-30,9 (1,95-3,15) |
КОРОБКА ПЕРЕДАЧ
Деталь |
Резьба |
Момент затяжки, |
||
Болт крепления шарнира на штоке выбора передач |
М8х1 |
16,3–20,1 (1,66–2,05) |
||
Болт крепления механизма выбора передач |
М6 |
5,1–8,2 (0,5–0,83) |
||
Гайка крепления хомута тяги привода переключения передач |
М8 |
15,7–25,5 (1,6–2,6) |
||
Гайка заднего конца первичного и вторичного валов |
М20х1,5 |
120,8–149,2 (12,3–15,2) |
||
Выключатель света заднего хода |
М14х1,5 |
28,4–45,3 (2,9–4,6) |
||
Болт крепления вилки включения передач к штоку |
М8х1 |
11,7–18,6 (1,2–1,9) |
||
Гайка крепления реактивной тяги к силовому агрегату |
М10х1,25 |
51–82,4 (5,2–8,4) |
||
Гайка крепления привода спидометра |
М6 |
4,5–7,2 (0,45–0,73) |
||
Гайка крепления обоймы шаровой опоры |
М8х1,25 |
15,9–25,8 (1,6–2,6) |
||
Болт крепления оси рычага выбора передач |
М6 |
7,8–12,3 (0,8–1,26) |
||
Гайка крепления задней крышки картера |
М8х1,25 |
15,7–25,5 (1,6–2,6) |
||
Пробка фиксатора |
М16х1,5 |
28,4–45,3 (2,9–4,6) |
||
Крепление рычага выбора передач на штоке |
М8х1 |
28,4–35,0 (2,9–3,6) |
||
Гайка крепления коробки передач к картеру сцепления |
М8х1,25 |
15,7–25,5 (1,6–2,6) |
||
Пробка сливного отверстия |
М22х1,5 |
28,7–46,3 (2,9–4,7) |
||
Опора вилки выключения сцепления |
М8 |
15,7–25,5 (1,6–2,6) |
||
Болт крепления направляющей втулки подшипника выключения сцепления |
М6 |
3,8–6,2 (0,39–0,63) |
ПЕРЕДНЯЯ ПОДВЕСКА
Деталь |
Резьба |
Момент затяжки, |
||
Гайка крепления верхней опоры к кузову |
М8 |
19,6–24,2 (2,0–2,47) |
||
Гайка крепления шаровой опоры к рычагу подвески |
М12х1,25 |
77,3–96 (7,9–9,8) |
||
Болт крепления шаровой опоры к поворотному кулаку |
М10х1,25 |
49–61,7 (5,0–6,3) |
||
Гайка крепления рычага к подрамнику |
М10х1,25 |
59,7–73,5 (6,0–7,5) |
||
Гайка крепления растяжки к рычагу |
М12х1,25 |
102,9–127 (10,5–13,0) |
||
Гайка корпуса телескопической стойки |
М48х1 |
117,5–147 (12–15) |
||
Гайка крепления растяжки к подрамнику |
М14х1,5 |
117,5–147 (12–15) |
||
Гайка крепления стабилизатора к рычагу |
М10х1,25 |
42–52 (4,29–5,3) |
||
Гайка крепления стабилизатора к подрамнику |
М8 |
12,9–15,9 (1,32–1,63) |
||
Гайка крепления штока телескопической стойки к верхней опоре |
М12х1,25 |
52,6–64,6 (5,35–6,6) |
||
Гайка крепления стойки к поворотному кулаку |
М12х1,25 |
103–127,2 (10,5–13,0) |
||
Гайка крепления левого лонжерона подрамника |
М8 |
19,6–24,2 (2,0–2,47) |
||
Болт крепления подрамника к кузову |
М12х1,25 |
83–103 (8,5–10,5) |
РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Деталь |
Резьба |
Момент затяжки, |
Гайка хомута крепления картера рулевого механизма |
М8 |
15,0–18,6 (1,5–1,9) |
Гайка крепления кронштейна вала рулевого управления |
М8 |
15,0–18,6 (1,5–1,9) |
Болт крепления вала рулевого управления к шестерне |
М8 |
15,0–18,6 (1,5–1,9) |
Гайка крепления рулевого колеса |
М16х1,5 |
31,4–51 (3,2–5,2) |
Контргайка наружного наконечника тяги рулевого привода |
М12х1,25 |
27,0–33,4 (2,8–3,4) |
Болт крепления соединителя к подрамнику |
М8х1,25 |
19,6–24,2 (2,0–2,47) |
Гайка шарового пальца рулевой тяги |
М12х1,25 |
27,05–33,4 (2,76–3,41) |
ТОРМОЗНАЯ СИСТЕМА
Деталь | Резьба | Момент затяжки, H*м (кгс*м) |
||
Болт крепления колесного цилиндра к щиту тормоза |
М6 |
3,31–7,72 (0,34–0,78) |
||
Гайка крепления ступицы переднего колеса |
М20х1,5 |
186,3–225,6 (19–23) |
||
Болт крепления направляющей колодок к поворотному кулаку |
М10х1,25 |
49–62 (5,0–6,3) |
||
Болт крепления суппорта к направляющему пальцу |
М8 |
31–38 (3,16–3,87) |
||
Болт крепления заднего тормоза к оси |
М10х1,25 |
34,3–42,6 (3,5–4,3) |
||
Гайка крепления главного цилиндра к вакуумному усилителю |
М8 |
9,8–15,7 (1,0–1,6) |
||
Гайка крепления вакуумного усилителя к щиту передка |
М8 |
9,8–15,7 (1,0–1,6) |
||
Гайка крепления регулятора давления к кузову |
М6 |
3,31–7,72 (0,34–0,79) |
||
Болт рычага ручного привода колодок |
М8 |
10,36–24,18 (1,06–2,47) |
ЗАДНЯЯ ПОДВЕСКА
Деталь |
Резьба |
Момент затяжки, |
Гайка крепления нижнего конца амортизатора |
М10х1,25 |
50–61,7 (5,1–6,3) |
Гайка крепления рычага задней подвески |
М10х1,25 |
50–61,7 (5,1–6,3) |
Гайка крепления левого кронштейна рычага подвески |
М10х1,25 |
27,4–34 (2,8–3,5) |
Гайка крепления штока амортизатора |
М10х1,25 |
50–61,7 (5,1–6,3) |
Гайка крепления колеса |
М12х1,25 |
77,5–96,1 (7,9–9,8) |
Болт крепления оси колеса к рычагу подвески |
М10х1,25 |
42,1–52 (4,29–5,3) |
ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ
Деталь |
Резьба |
Момент затяжки, |
Свечи зажигания |
М14х1,25 |
30,7–39 (3,13–4,0) |
Гайка болта крепления генератора к кронштейну |
М12х1,25 |
58,3–72,0 (5,9–7,3) |
Гайка шпильки крепления генератора к регулировочной планке |
М10х1,25 |
28,1–45,3 (2,9–4,6) |
Болт крепления стартера |
М10х1,25 |
22,3–52,0 (2,3–5,3) |
Примечания
1. Приведенные значения моментов можно округлять до десятых долей в пределах допуска.
2. Болты крепления головки блока цилиндров необходимо затягивать в четыре приема:
1 – моментом 20 Н·м (2 кгс·м);
2 – моментом 69,4–85,7 Н·м (7,1–8,7 кгс·м);
3 – довернуть на 90°;
4 – снова довернуть на 90°.
3. Для остальных резьбовых соединений применяйте следующие моменты затяжки, Н·м (кгс·м):
М6 ...... 6–8 (0,6–0,8);
М8 ...... 14–18 (1,4–1,8);
М10 ...... 28–36 (2,8–3,6);
М12 ...... 50–62 (5,0–6,2).