3.11.1. Особенности устройства
Основные размеры головки цилиндров, клапанов и направляющих втулок
Головка цилиндров – общая для четырех цилиндров, отлита из алюминиевого сплава.
Она унифицированная, т.е. одинаковая для двигателей 2101, 21011 и 2103.
В головку цилиндров запрессованы чугунные седла и направляюшие втулки клапанов.
Рабочие фаски седел обрабатываются после запрессовки в сборе с головкой цилиндров,
чтобы обеспечить точную соосность фасок с отверстиями направляющих втулок клапанов.
Отверстия во втулках обрабатываются также после запрессовки втулок в головку
цилиндров. Это делается для обеспечения точности диаметра отверстия и его расположения
по отношению к рабочим фаскам седла и клапана. В отверстиях направляющих втулок
имеются спиральные канавки для смазки. У втулок впускных клапанов канавки нарезаны
до половины длины отверстия, а у втулок выпускных клапанов – на всей длине отверстия.
Сверху на направляющие втулки надеваются маслоотражательные колпачки из тепломаслостойкой
резины со стальным арматурным кольцом. Колпачки охватывают стержни клапанов
и служат для уменьшения проникновения масла в камеру сгорания через зазоры между
направляющей втулкой и стержнем клапана.
Каждый клапан имеет две цилиндрические пружины: наружную и внутреннюю, опирающиеся на две опорные шайбы. Вверху пружины упираются в тарелку, которая удерживается на стержне клапана двумя сухарями, имеющими в сложенном виде форму усеченного конуса.