7. Рулевое управление
Рулевое управление
1 – боковая тяга; 2 – сошка; 3 – средняя тяга; 4 – маятниковый рычаг; 5 – регулировочная муфта; 6 – нижний шаровой шарнир передней подвески; 7 – правый поворотный кулак; 8 – верхний шаровой шарнир передней подвески; 9 – правый рычаг поворотного кулака; 10 – подшипник верхнего вала рулевого управления; 11 – кронштейн крепления вала рулевого управления; 12 – труба кронштейна крепления вала рулевого управления; 13 – верхний вал рулевого управления; 14 – кронштейн маятникового рычага; |
15 – ось маятникового рычага; 16 – картер рулевого механизма; 17 – уплотнитель вала; 18 – вал червяка; 19 – карданный шарнир; 20 – промежуточный вал рулевого управления; 21 – облицовочный кожух; 22 – рычаг переключателя стеклоочистителей и омывателей ветрового стекла и блок-фары; 23 – рычаг переключателя света фар; 24 – рычаг переключателя указателей поворота; 25 – рулевое колесо; 26 – фиксирующая пластина передка кронштейна; 27 – стяжной болт крепления карданого шарнира; 28 – лонжерон кузова |
Разрез картера рулевого механизма
1 – пластина регулировочного винта вала сошки;
2 – регулировочный винт вала сошки; 3 – гайка регулировочного винта; 4 – пробка маслоналивного отверстия; 5 – крышка картера механизма; 6 – червяк; 7 – картер рулевого механизма; 8 – сошка; 9 – гайка крепления сошки к валу; 10 – шайба пружинная гайки крепления сошки; 11 – сальник вала сошки; |
12 – бронзовая втулка вала сошки; 13 – вал сошки; 14 – ролик вала сошки; 15 – вал червяка; 16 – верхний шарикоподшипник; 17 – нижний шарикоподшипник; 18 – регулировочные прокладки; 19 – нижняя крышка подшипника червяка; 20 – ось ролика; 21 – игольчатый подшипник; 22 – сальник вала червяка; В, С – метки А – совпадение меток |
На автомобиле установлено рулевое управление с червячным редуктором и травмобезопасной
рулевой колонкой. Вал рулевого управления составной, состоит из верхнего 13
(cм. рис. Рулевое управление) и промежуточного 20
валов. Вал 18 червяка и верхний вал 13 соединяются между собой промежуточным
валом 20 с карданными шарнирами на концах. Шарниры на игольчатых подшипниках,
неразъемные.
Верхний вал установлен в трубе кронштейна 11 на двух игольчатых подшипниках
с резиновыми втулками. Подшипники в трубе завальцованы. Кронштейн 11 крепится
к кронштейну панели кузова в четырех точках: снизу болтами с фиксирующими пластинами
26, сверху – на приварных болтах гайками с шайбами.
При лобовом столкновении края фиксирующих пластин деформируются и проскакивают
сквозь отверстия кронштейна 11. За счет складывания вала рулевого управления,
рулевое колесо уходит из зоны грудной клетки водителя, что снижает вероятность
и тяжесть его травмирования.
Вал червяка, у этого типа рулевого управления, имеет большую длину. В нижней
части вала червяка, а так же на торце картера 7 (см. рис. Разрез
картера рулевого механизма) рулевого механизма выполнены метки в виде рисок
В и С, при совпадении которых ролик вала сошки устанавливается по середине червяка.
При этом ступица рулевого колеса должна располагаться горизонтально.
Картер рулевого механизма крепится к левому лонжерону 28 (cм. рис. Рулевое
управление) кузова с внутренней стороны отсека двигателя тремя болтами.
В картере 7 (см. рис. Разрез картера рулевого механизма)
расположен червяк 6, который находится в зацеплении с двухгребневым роликом
14 вала 13 сошки. Передаточное число червячной пары – 16,4. Червяк вращается
в верхнем 16 и нижнем 17 подшипниках, шарики которых расположены на беговых
дорожках торцев червяка. Осевой зазор в подшипниках червяка регулируется подбором
прокладок 18 между картером и крышкой 19. Вал сошки вращается в двух втулках
12, запрессованных в картер рулевого механизма. На верхнем конце вала, на игольчатом
подшипнике вращается ролик 14, а на нижний конец вала, имеющий конические шлицы,
надевается сошка 8 и крепится гайкой 9. В шлицевом отверстии сошки выполнены
две сдвоенные впадины, а на валу – два сдвоенных выступа. Поэтому сошку можно
установить на вал только в одном положении.
Зацепление ролика с червяком регулируется винтом 2. Осевой зазор между головкой
винта и пазом вала устраняется подбором регулировочных пластин 1.
Рулевой привод включает в себя три тяги – среднюю 3 (cм. рис. Рулевое
управление) и две крайние 1, а также сошку 2, маятниковый рычаг 4 с кронштейном
14 и поворотные рычаги 9 поворотных кулаков 7. Средняя тяга цельная, имеет по
концам шаровые шарниры для соединения с маятниковым рычагом и рулевой сошкой.
Каждая боковая тяга состоит из двух наконечников с резьбой, соединенных между
собой регулировочной муфтой 5. Муфты фиксируются на тягах с помощью стяжных
хомутов. Вращением муфты 5 изменяется длина боковой тяги при регулировке схождения
передних колес. Наконечники крайних тяг с помощью шарниров присоединяются к
рычагам 9 поворотных кулаков, к маятниковому рычагу 4 и к рулевой сошке 2.
Шаровой шарнир тяг состоит из стального пальца 1 (см. рис. Разрез
шарового шарнира тяги), сферическая головка которого охватывается коническим
разрезным пластмассовым вкладышем 4, который поджимается пружиной 5 к корпусу
3, за счет чего создается натяг в соединении пальца с вкладышем и наконечником
тяги.
Кронштейн 14 (cм. рис. Рулевое управление) маятникового
рычага крепится двумя болтами к правому лонжерону кузова напротив картера рулевого
механизма. В кронштейне 2 (см. рис. Разрез кронштейна
маятникового рычага) установлены две пластмассовые втулки 8, в которых вращается
ось 9. Торцевое уплотнение втулок обеспечивается уплотнителями 7 и шайбами 6
и 10.