2.1. Возможные неисправности двигателя.
Их причины и способы устранения
|
Причина неисправности
|
Способ устранения
|
|
Двигатель не запускается
| |
| Нет топлива в карбюраторе: | Проделайте следующее: |
| – засорены топливопроводы или топливный фильтр | – продуйте топливопроводы, промойте топливный бак, замените топливный фильтр |
| – засорены фильтры карбюратора и топливного насоса | – промойте фильтры |
| – неисправен топливный насос | – проверьте работу насоса и замените поврежденные детали |
| Не открывается электромагнитный клапан карбюратора при включении зажигания: | Проделайте следующее: |
| – обрыв в проводах, идущих к блоку управления клапаном и к клапану; | – проверьте провода и их соединения, поврежденные провода замените |
| – неисправен блок управления электромагнитным клапаном | – замените блок управления |
| – неисправен электромагнитный клапан | – замените клапан |
| Неисправно пусковое устройство карбюратора | Замените поврежденные детали пускового устройства |
| Неисправна система зажигания | См. подраздел 7.6.1 |
|
Двигатель работает неустойчиво или
глохнет на холостом ходу
| |
| Нарушена регулировка холостого хода двигателя | Отрегулируйте холостой ход |
| Неисправна система управления электромагнитным клапаном карбюратора | См. неисправность «Двигатель не запускается» |
| Неисправен карбюратор: | Проделайте следующее: |
| – засорены жиклеры или каналы карбюратора | – продуйте жиклеры и каналы карбюратора |
| – вода в карбюраторе | – удалите воду из карбюратора, слейте отстой из топливного бака |
| – нарушена герметичность диафрагмы пускового устройства | – замените диафрагму |
| Подсос воздуха через поврежденный шланг, соединяющий впускную трубу с вакуумным усилителем тормозов | Замените поврежденный шланг |
| Подсос воздуха через прокладки в соединениях впускной трубы с карбюратором или с головкой цилиндров | Подтяните гайки крепления или замените прокладки; устраните деформацию фланца карбюратора или замените карбюратор |
| Подсос воздуха через поврежденные трубки отбора разрежения к электропневмоклапану отопителя или к датчику-распределителю зажигания | Замените поврежденные трубки |
| Неисправна система зажигания | См. подраздел 7.6.1 |
|
Двигатель не развивает полной мощности
и не обладает достаточной приемистостью
| |
| Неполное открытие дроссельных заслонок карбюратора | Отрегулируйте привод дроссельных заслонок |
| Загрязнен фильтрующий элемент воздушного фильтра | Замените фильтрующий элемент |
| Неисправна система зажигания | См. подраздел 7.6.1 |
| Неисправен топливный насос | Проверьте работу насоса и замените поврежденные детали |
| Неисправен карбюратор: | Проделайте следующее: |
| – неисправен насос-ускоритель | – проверьте подачу насоса, замените поврежденные детали |
| – засорены главные жиклеры | – продуйте жиклеры сжатым воздухом |
| – не полностью открыта воздушная заслонка | – отрегулируйте или отремонтируйте автоматическое пусковое устройство карбюратора |
| – уровень топлива в поплавковой камере не соответствует норме | – отрегулируйте установку поплавка |
| – нарушена герметичность диафрагмы экономайзера мощностных режимов | – замените диафрагму |
| Засорена вентиляционная трубка топливного бака | Продуйте трубку сжатым воздухом |
| Нарушены зазоры в клапанном механизме | Отрегулируйте зазоры |
| Не совпадают установочные метки фаз газораспределения | Переставьте зубчатый ремень, совместив установочные метки |
| Недостаточная компрессия – ниже 1 МПа (10 кгс/см2): | Проделайте следующее: |
| – поломка или залегание поршневых колец | – очистите кольца и канавки поршней от нагара, поврежденные детали замените |
| – плохое прилегание клапанов к седлам | – замените поврежденные клапаны, отшлифуйте седла |
| – чрезмерный износ цилиндров и поршневых колец | – замените поршни, расточите и отхонингуйте цилиндры |
|
Стук коренных подшипников коленчатого
вала
| |
| Обычно стук глухого тона, металлический. Обнаруживается при резком открытии дроссельных заслонок на холостом ходу. Частота его увеличивается с повышением частоты вращения коленчатого вала. Чрезмерный осевой зазор коленчатого вала вызывает стук более резкий с неравномерными промежутками, особенно заметными при плавном увеличении и уменьшении частоты вращения коленчатого вала | |
| Слишком раннее зажигание | Отрегулируйте установку момента зажигания |
| Недостаточное давление масла | См. неисправность «Недостаточное давление масла на холостом ходу» |
| Ослаблены болты крепления маховика | Затяните болты рекомендуемым моментом |
| Увеличенный зазор между шейками и вкладышами коренных подшипников | Прошлифуйте шейки и замените вкладыши |
| Увеличенный зазор между упорными полукольцами и коленчатым валом | Замените упорные полукольца новыми или с увеличенной толщиной, проверьте зазор |
|
Стук шатунных подшипников
| |
| Обычно стук шатунных подшипников резче стука коренных. Он прослушивается на холостом ходу двигателя при резком открытии дроссельных заслонок. Место стука легко определить, отключая по очереди свечи зажигания | |
| Недостаточное давление масла | См. неисправность «Недостаточное давление масла на холостом ходу» |
| Чрезмерный зазор между шатунными шейками коленчатого вала и вкладышами | Замените вкладыши и прошлифуйте шейки |
|
Стук поршней
| |
| Стук обычно незвонкий, приглушенный; вызывается «биением» поршня в цилиндре. Лучше всего он прослушивается при малой частоте вращения коленчатого вала и под нагрузкой | |
| Увеличенный зазор между поршнями и цилиндрами | Замените поршни, расточите и отхонингуйте цилиндры |
| Чрезмерный зазор между поршневыми кольцами и канавками на поршне | Замените кольца или поршни с кольцами |
|
Стук впускных и выпускных клапанов
| |
| Увеличенные зазоры в клапанном механизме вызывают характерный стук, обычно с равномерными интервалами; частота его меньше частоты любого другого стука в двигателе, так как клапаны приводятся в действие от распределительного вала, частота вращения которого в два раза меньше частоты вращения коленчатого вала | |
| Увеличенные зазоры в клапанном механизме | Отрегулируйте зазоры |
| Поломка клапанной пружины | Замените пружину |
| Чрезмерный зазор между клапаном и направляющей втулкой | Замените изношенные детали |
| Износ кулачков распределительного вала | Замените распределительный вал и регулировочные шайбы |
|
Недостаточное давление масла на холостом
ходу на прогретом двигателе
| |
| Попадание под редукционный клапан давления масла посторонних частиц | Очистите клапан от посторонних частиц и заусенцев, промойте масляный насос |
| Заедание редукционного клапана давления масла | Замените клапан |
| Изношены шестерни масляного насоса | Отремонтируйте масляный насос |
| Чрезмерный зазор между вкладышами и коренными шейками коленчатого вала | Прошлифуйте шейки и замените вкладыши |
| Чрезмерный зазор между шейками и корпусами подшипников распределительного вала | Замените распределительный вал или головку цилиндров с корпусами подшипников |
| Применение моторного масла несоответствующей марки и качества | Замените масло другим, рекомендуемым в приложении
«Горючесмазочные материалы
и эксплуатационные жидкости» |
|
Чрезмерное давление масла на прогретом
двигателе
| |
| Заедание редукционного клапана давления масла | Замените клапан |
| Пружина редукционного клапана давления масла имеет большую жесткость | Замените пружину |
|
Повышенный расход масла
| |
| Подтекание масла через уплотнения двигателя | Подтяните крепления или замените прокладки и сальники |
| Засорена система вентиляции картера | Промойте детали системы вентиляции картера |
| Износ поршневых колец или цилиндров двигателя | Расточите цилиндры и замените поршни и кольца |
| Поломка поршневых колец | Замените кольца |
| Закоксовывание прорезей в маслосъемных кольцах или пазов в канавках поршней из-за применения не рекомендованного масла | Очистите прорези и пазы от нагара, замените моторное масло рекомендуемым в приложении 9.2 |
| Износ или повреждение маслоотражательных колпачков клапанов | Замените маслоотражательные колпачки |
| Повышенный износ стержней клапанов или направляющих втулок | Замените клапаны, отремонтируйте головку цилиндров |
|
Повышенный расход топлива
| |
| Не полностью открыта воздушная заслонка карбюратора | Отрегулируйте автоматическое пусковое устройство карбюратора |
| Повышенное сопротивление движению автомобиля | Проверьте и отрегулируйте давление в шинах, тормозную систему, углы установки колес |
| Неправильная установка момента зажигания | Отрегулируйте установку момента зажигания |
| Неисправен вакуумный регулятор датчика-распределителя зажигания | Замените вакуумный регулятор или датчик-распределитель зажигания |
| Высокий уровень топлива в карбюраторе: | Проделайте следующее: |
| – нарушена герметичность игольчатого клапана или его прокладки | – проверьте, нет ли посторонних частиц между иглой и седлом клапана, при необходимости замените клапан или прокладку |
| – заедание или повышенное трение, препятствующее нормальному передвижению поплавков | – проверьте и при необходимости замените поплавки |
| Засорены воздушные жиклеры карбюратора | Очистите жиклеры |
| Нарушена герметичность диафрагмы экономайзера мощностных режимов карбюратора | Замените диафрагму |
| Электромагнитный клапан карбюратора не перекрывает подачу топлива на принудительном холостом ходу: | Проделайте следующее: |
| – не замыкается с «массой» подвижный контакт концевого выключателя | – зачистите контактные поверхности выключателя |
| – обрыв в проводе, соединяющем блок управления с концевым выключателем карбюратора | – проверьте провод и его соединения; замените поврежденный провод |
| – неисправен блок управления | – замените блок управления |
|
Перегрев двигателя
| |
| Недостаточное количество жидкости в системе охлаждения | Долейте охлаждающую жидкость в систему охлаждения |
| Неправильная установка момента зажигания | Отрегулируйте установку момента зажигания |
| Сильно загрязнена наружная поверхность радиатора | Очистите наружную поверхность радиатора струей воды |
| Неисправен термостат | Замените термостат |
| Не работает электродвигатель вентилятора | Проверьте электродвигатель, его датчик и реле; неисправные узлы замените |
| Неисправен насос охлаждающей жидкости | Проверьте работу насоса, замените его или отремонтируйте |
|
Быстрое падение уровня жидкости в
расширительном бачке
| |
| Поврежден радиатор | Отремонтируйте радиатор или замените |
| Повреждение шлангов или прокладок в соединениях трубопроводов, ослабление хомутов | Замените поврежденные шланги или прокладки, подтяните хомуты шлангов |
| Подтекание жидкости из радиатора отопителя | Замените радиатор отопителя |
| Подтекание жидкости через сальник насоса охлаждающей жидкости | Замените сальник |
| Повреждена прокладка головки цилиндров | Замените прокладку |
| Подтекание жидкости через микротрещины в блоке или в головке цилиндров | Проверьте герметичность блока и головки цилиндров, при обнаружении трещин замените поврежденные детали |
| Подтекание жидкости через микротрещины в корпусе насоса охлаждающей жидкости, в отводящем патрубке рубашки охлаждения, в термостате, расширительном бачке или впускной трубе | Проверьте герметичность, при обнаружении трещин поврежденные детали замените; незначительную течь допускается устранить добавкой в охлаждающую жидкость герметизатора типа НИИСС–1 |
| Деформация фланца подводящей трубы насоса охлаждающей жидкости | Замените подводящую трубу |
| Низкое давление открытия клапана пробки расширительного бачка | Проверьте пробку и при необходимости замените |