4.1. Проверка компрессионного давления, оценка состояния цилиндров
Проверка компрессионного давления
|
Для выполнения процедуры проверки компрессионного давления потребуется помощь ассистента.
|
Замер компрессионного давления позволяет составить общее представление о текущем состоянии таких внутренних компонентов двигателя, как прокладки головок цилиндров, элементы клапанного механизма, поршни и поршневые кольца. Анализ результатов проверки позволяет определить, нуждается ли двигатель в капитальном восстановительном ремонте, или достаточно просто заменить уплотнительную прокладку головки. Измерение производится при помощи компрессометра.
|
Для дизельных двигателей необходим компрессометр с пределом измерений примерно до 40 атм.
|
Прогрейте двигатель до нормальной рабочей температуры (порядка 80°С), удостоверьтесь в полноте заряда аккумуляторной батареи.
Бензиновые модели
Для измерения компрессионного давления следует воспользоваться оборудованным дистанционным выключателем стартера измерителем (показано на примере модели 202)
Дизельные модели
Проверка компрессионного давления на дизельных моделях, оборудованных двигателем серии 612
Проверка компрессионного давления на дизельных моделях, оборудованных двигателем серии 628
|
- Заглушите двигатель и снимите крышку воздухораспределителя рукава тракта и накладку крышки головки цилиндров/сборку воздухоочистителя (см. Главу Системы питания и выпуска отработавших газов). Поверните ключ «зажигания» в положение 0.
|
|
М612
Для измерения компрессионного давления следует воспользоваться оборудованным дистанционным выключателем стартера измерителем (показано на примере модели 202)
М628
|
- Рассоедините разъем клапана-регулятора давления (см. иллюстрацию
Проверка компрессионного давления на дизельных моделях, оборудованных двигателем серии 628) и выверните свечи накаливания (см. Главу Системы электрооборудования двигателя).
- Приготовьте оборудованный дистанционным выключателем стартера компрессометр (см. иллюстрацию
Проверка компрессионного давления на дизельных моделях, оборудованных двигателем серии 628) и, действуя далее в соответствии с указаниями (на примере моделей 220.028/128, оборудованных двигателями 629.960), подсоедините его к клеммам соответствующего предохранителя в правом переднем монтажном блоке.
|
- Снимите крышку правого переднего монтажного блока предохранителей и реле (К40/7) и извлеките из своего гнезда предохранитель maxi (60А) вентилятора системы охлаждения двигателя, затем рассоедините белый разъем (1)
|
|
- Подсоедините адаптерные провода компрессометра к базовой клемме (30) посадочного гнезда предохранителя (33) и клемме (50) белого разъема (1)
|
|
|
При измерении компрессии не следует проворачивать стартер с выключателя «зажигания»!
|
|
-
При помощи резьбовой насадки с гибким соединительным шлангом подключите компрессометр к свечному отверстию первого цилиндра (см. иллюстрацию
Проверка компрессионного давления на дизельных моделях, оборудованных двигателем серии 628).
-
Далее действуйте в соответствии с указаниями, приведенными для бензиновых двигателей, - необходимость в выжимании педали газа/открывании дроссельной заслонки отсутствует.
|
|
Для выполнения замера двигатель должен проворачиваться не менее чем восемь раз.
|
|
- Альтернативно замер компрессионного давления может быть произведен при помощи диагностического считывателя STAR DIAGNOSIS, - действуйте в соответствии с прилагаемыми к прибору инструкциями.
|
|
Все модели
|
- Сравните результаты измерения требованиями Спецификаций.
- Максимально допустимая разница давлений в отдельных цилиндрах может составлять 1.5 атм (для бензиновых двигателей) и 3.0 атм (для дизельных двигателей).
- Компрессия в исправном двигателе растет очень быстро. Низкое значение, показанное после первого цикла, увеличивающееся с последующими циклами, указывает на износ поршневых колец. Низкое значение после первого цикла, не увеличивающееся после следующих, сигнализирует о том, что либо клапаны негерметичны, либо пробита прокладка головки блока (причиной также может быть трещина в головке). К снижению компрессии может привести наличие нагара на тарелках клапанов.
- Следует иметь в виду, что из-за разной скорости вращения стартера на разных моделях полученные в результате измерений результаты могут отличаться. Результаты, полученные при измерении компрессии, должны быть примерно одинаковые для всех цилиндров.
- Если давление в каком-либо цилиндре находится на уровне минимального допустимого и даже ниже, то для выяснения причины выполните следующие действия. Влейте внутрь цилиндра через отверстие для свечи чайную ложку двигательного масла и повторите измерение компрессии.
- Если добавление масла временно улучшило компрессию, причиной ее снижения, скорее всего, является износ поршня, колец или цилиндра. Если увеличения компрессии не произошло, то можно предположить, что причина - в негерметичности клапанов или пробитой прокладке головки блока.
- Низкая компрессия в двух соседних цилиндрах почти наверняка - следствие пробоя прокладки головки. Наличие охлаждающей жидкости в камерах сгорания или в картере двигателя подтвердит это предположение.
- Если компрессия в одном из цилиндров примерно на 20% ниже, чем в остальных, к тому же обороты холостого хода нестабильны, то причина, возможно, чрезмерном износе кулачка распределительного вала.
- После завершения проверки установите на место свечи, подсоедините к ним электропроводку, на бензиновых двигателях восстановите исходное подсоединение катушки(ек) зажигания. Установите на место пластиковую крышку двигателя и предохранитель топливного насоса.
|
|
Проверка цилиндров на утечки
В ходе данной проверки определяются скорость выхода из цилиндров закачанного в них сжатого воздуха и непосредственно места утечек. Данная проверка является альтернативой проверке компрессии. Более того, со многих точек зрения она гораздо эффективнее, поскольку визуально выявить источник утечки проще, чем осмыслять результаты измерения компрессии.
Все модели
|
- Прогрейте двигатель до нормальной рабочей температуры (80°С), затем заглушите его.
|
|
Бензиновые модели
Проверка цилиндров бензиновых двигателей на утечки
|
|
- Аккуратно поверните оборудованную встроенной защелкой крышку (2) расширительного бачка (1) системы охлаждения до первого упора, дождитесь сброса давления, затем отверните крышку окончательно.
- Выверните свечи зажигания (19).
- Проворачивая двигатель за центральный болт коленчатого вала в нормальном направлении, приведите поршень подлежащего проверке цилиндра в положение ВМТ конца такта сжатия, затем подключите к соответствующему свечному отверстию специальный тестер (04), предварительно произведя его калибровку, - действуйте в строгом соответствии с прилагаемыми к прибору инструкциями.
- Снимите крышку заливной горловины двигательного масла (3).
- Подайте в цилиндр сжатый воздух и по показаниям измерителя оцените скорость сброса давления. Результат запишите.
|
Если в ходе проверки коленчатый вал начинает проворачиваться, заблокируйте его при помощи специального приспособления (см. Разделы Проверка и регулировка базового положения распределительных валов и Проверка базового положения балансировочного вала (только двигатели М112 и 628)).
|
- Повторите проверку для оставшихся цилиндров, - действуйте в порядке зажигания (см. Главу Системы электрооборудования двигателя).
- Отсоедините измеритель и вверните на место свечи зажигания.
|
|
Дизельные модели
Проверка цилиндров дизельных двигателей на утечки
|
- Поверните крышку (1) расширительного бачка (2) системы охлаждения против часовой стрелки на пол-оборота, дождитесь сброса давления, затем снимите крышку окончательно.
- Снимите панели отделки двигателя (М612)/сборку воздухоочистителя (М628).
- Выверните свечи накаливания (R9).
- На моделях, оборудованных двигателем серии 628, снимите охладитель воздуха наддува (см. Главу Системы питания и выпуска отработавших газов).
- На моделях, оборудованных двигателем серии 612, снимите вязкостную муфту вентилятора системы охлаждения (см. Главу Системы охлаждения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха).
- Проворачивая двигатель за центральный болт коленчатого вала в нормальном направлении, приведите поршень подлежащего проверке цилиндра в положение ВМТ конца такта сжатия, затем подключите к соответствующему свечному отверстию специальный тестер (04), предварительно произведя его калибровку, - действуйте в строгом соответствии с прилагаемыми к прибору инструкциями.
- Далее действуйте в манере, аналогичной описанной выше для бензиновых двигателей (см. параграфы с 4 по 7 пункта Проверка цилиндров на утечки - бензиновые модели).
|
|
Все модели
|
- Сравните результаты проверки с требованиям Спецификаций. В случае необходимости произведите необходимый восстановительный ремонт.
|
|
Проверка цилиндров при помощи лампы-пробника
Бензиновые модели
Проверка цилиндров бензиновых двигателей при помощи лампы-пробника
|
- Выверните свечи зажигания.
- Проворачивая двигатель в нормальном направлении за центральный болт коленчатого вала, приведите поршень подлежащего проверке цилиндра в положение НМТ.
- Действуя строго в соответствии с инструкциями изготовителей, подключите специальную лампу-пробник (05), заправьте ее гибкий световод в соответствующее свечное отверстие и произведите визуальную оценку состояния стенок цилиндра, которые должны иметь матовый оттенок без следов хонинговочной насечки.
- Действуя в аналогичной манере, произведите осмотр стенок оставшихся цилиндров (в порядке зажигания).
- В случае необходимости снимите двигатель, головки цилиндров и произведите более подробный непосредственный осмотр зеркал цилиндров и необходимый восстановительный ремонт.
|
|
Дизельные модели
|
- Извлеките из замка ключ «зажигания».
- Снимите панели отделки головки цилиндров (М612)/сборку воздухоочистителя (М628).
- Выверните свечи накаливания (R9).
- Снимите форсунки (Y76) (см. Главу Системы питания и выпуска отработавших газов).
- На моделях, оборудованных двигателем серии 628, снимите охладитель воздуха наддува (см. Главу Системы питания и выпуска отработавших газов).
- На моделях, оборудованных двигателем серии 612, снимите вязкостную муфту вентилятора системы охлаждения (см. Главу Системы охлаждения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха).
- роворачивая двигатель за центральный болт коленчатого вала в нормальном направлении, приведите поршень подлежащего проверке цилиндра в положение НМТ.
- Далее действуйте в манере, аналогичной описанной выше для бензиновых двигателей (см. параграфы с 3 по 5).
|
|