Система антиблокировки тормозов (ABS) - общая информация и коды неисправностей
Когда транспортное средство оборудовано тормозной системой обычного типа, резкое выжимание педали ножного тормоза приводит к блокировке колес. При этом нарушается сцепление протектора с дорожным покрытием, и автомобиль может пойти юзом, теряя управляемость. Система антиблокировки тормозов (ABS) предотвращает преждевременную блокировку колес, непрерывно управляя скоростью их вращения во время торможения за счет модуляций давления гидравлической жидкости в каждом из тормозных механизмов.ABS состоит из двух основных подсистем: электрической и гидравлической. В электрическую часть системы входят четыре датчика скорости вращения колес, процессор управления и комплект соединительной электропроводки. Гидравлическая часть включает в себя модулятор давления, суппорты дисковых тормозных механизмов и соединяющие компоненты гидравлические линии.
Принцип функционирования системы достаточно прост. Каждое из колес оборудовано индивидуальным датчиком оборотов. Датчик состоит из ротора (кольца с равномерно расположенными по его периметру зубцами) и чувствительного элемента в виде подмагниченной катушки. Чувствительный элемент датчика фиксирует моменты прохождения мимо него зубьев ротора и преобразует получаемую информацию в электрические сигналы, непрерывно передаваемые на процессор управления ABS. По результатам обработки поступающих сигналов процессор получает информацию об относительной скорости вращения каждого из колес. Пока все четыре колеса вращаются с одинаковой частотой, ABS пребывает в пассивном состоянии. Как только любое из колес начинает блокироваться, процессор фиксирует изменение входящего сигнала и вырабатывает команду на срабатывание модулятора, мгновенно сбрасывающего давление гидравлической жидкости в тормозном механизме соответствующего колеса. Как только нормальное вращение колеса восстанавливается, процессор приостанавливает функционирование модулятора.
В действительности схема функционирования ABS намного сложнее, чем это может показаться, поэтому составители настоящего Руководства не рекомендуют владельцам автомобилей производить попытки самостоятельного выполнения ремонта системы. В случае возникновения неполадок разумнее всего будет обратиться к специалистам автосервиса.
Считывание кодов неисправностей ABS
При запуске двигателя контрольная лампа ABS на приборном щитке автомобиля должна кратковременно включиться и почти сразу вновь погаснуть. Если по причине какого-либо нарушения лампа остается включенной после осуществления запуска двигателя, процессор ABS записывает в память блока самодиагностики соответствующий цифровой код. Считывание кодов производится при помощи специального сканера, подключаемого к 16-контактному диагностическому разъему, расположенному под передней накладкой порога водительской двери автомобиля. В отсутствии под рукой сканера автомобиль следует отогнать для считывания памяти и выполнения необходимого восстановительного ремонта на станцию техобслуживания.Ниже приведена идентификационная карта кодов неисправностей ABS.
|
|
Выполнение любого восстановительного ремонта следует поручать специалистам автосервиса. |
|
Обозначение кода |
Возможный источник нарушения |
|
11 |
Датчик правого переднего колеса (обрыв или короткое замыкание в цепи) |
|
12 |
Датчик правого переднего колеса (электрические помехи, либо нарушение стабильности сигнала) |
|
13 |
Датчик левого переднего колеса (обрыв или короткое замыкание в цепи) |
| 14 | Датчик левого переднего колеса (электрические помехи, либо нарушение стабильности сигнала) |
| 15 | Датчик правого заднего колеса (обрыв или короткое замыкание в цепи) |
| 16 | Датчик правого заднего колеса (электрические помехи, либо нарушение стабильности сигнала) |
| 17 | Датчик левого заднего колеса (обрыв или короткое замыкание в цепи) |
| 18 | Датчик левого заднего колеса (электрические помехи, либо нарушение стабильности сигнала) |
| 21 | Ротор датчика правого переднего колеса |
| 22 | Ротор датчика левого переднего колеса |
| 23 | Ротор датчика правого заднего колеса |
| 24 | Ротор датчика левого заднего колеса |
| 31 | Входной электромагнит датчика правого переднего колеса |
| 32 | Выходной электромагнит датчика правого переднего колеса |
| 33 | Входной электромагнит датчика левого переднего колеса |
| 34 | Выходной электромагнит датчика левого переднего колеса |
| 35 | Входной электромагнит датчика правого заднего колеса |
| 36 | Выходной электромагнит датчика правого заднего колеса |
| 37 | Входной электромагнит датчика левого заднего колеса |
| 38 | Выходной электромагнит датчика левого заднего колеса |
| 41 | Блокировка правого переднего колеса |
| 42 | Блокировка левого переднего колеса |
| 43 | Блокировка правого заднего колеса |
| 44 | Блокировка левого заднего колеса |
| 51 | Блокировка мотора |
| 52 | Мотор остается выключенным |
| 53 | Мотор остается включенным |
| 54 | Реле предотвращения отказов |
| 61 | Чрезмерно низкое напряжение зажигания |
| 62 | Чрезмерно высокое напряжение зажигания |
| 71 | Шины различного диаметра |
| 81 | Диагностика блоков центрального процессора и ROM/RAM |
Очистка памяти процессора ABS
После устранения выявленных неполадок в системе память процессора должна быть очищена. Для очистки памяти снова понадобится сканер, при отсутствии которого под рукой автомобиль придется отогнать на станцию техобслуживания. Более подробная информация по сканерному считывателю приведена в Главе Управление двигателем.