АККУМУЛЯТОРНАЯ БАТАРЕЯ
На всех автомобилях Е-класса аккумуляторная батарея расположена под задним сиденьем с правой стороны. Для доступа к батарее надо снять подушку заднего сиденья (седан) или скложить правое заднее сиденье (Т-модель), сама батарея закрыта дополнительной крышкой. В моторном отсеке расположен контрольный контакт для проверки батареи. Он обозначен символом «+»(рис. 9.1).
Рис. 9.1. Расположение батареи под задним сиденьем с правой стороны в Т-модели (универсале) аналогичное расположению в седане: 1 - аккумуляторная батарея; 2 - отрицательная клемма, «масса» (-); 3 - вентиляционная трубка; 4 - крепление батареи; 5 - блок предохранителей
Шесть последовательно включенных аккумуляторов образуют аккумуляторную батарею (12 В) (рис. 9.2). Один аккумулятор состоит из блока положительных и отрицательных пластин, которые вместе создают напряжение 12 В. Пластины состоят из свинцовых решеток, которые заполнены активным электролитом. Положительные пластины изготовлены из двуокиси свинца, отрицательные - из чистого свинца. Между ними установлен сепаратор. Он разделяет пластины, предотвращая замыкание, но электролит может проходить через его мельчайшие поры. Электролит - это токопроводящая жидкость, которая примерно состоит из 37% концентрированной серной кислоты и 63% дистиллированной воды.
Рис. 9.2. Устройство аккумуляторной батареи: 1 - решетка положительного электрода; 2 - положительный электрод; 3 - сепаратор; 4 - решетка отрицательного электрода; 5 - отрицательный электрод; 6 - блок отрицательных электродов; 7 - секция аккумуляторной батареи; 8 - блок положительных электродов
ТЕХНИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Аккумуляторная батарея
Маркировка. Находится на корпусе батареи, указывает ее характеристику. Например, маркировка «12 V 74Ah 350 А» обозначает следующее: 12 В - номинальное напряжение; 74 А-ч - номинальная емкость; 350 А - контрольный ток разрядки.
Номинальное напряжение аккумуляторной батареи составляет 12 В. Фактическое напряжение зависит от степени заря-женности батареи, оно может быть выше или ниже номинального.
Номинальная емкость это ток, который полностью заряженная аккумуляторная батарея может отдать в течение 20 ч, при температуре +27 °С, без падения напряжения на клеммах не ниже 10,5 В.
Контрольный ток разрядки в холодном со стоянии отражает показатель отдаваемой емкости по току аккумуляторной батареи в холодном состоянии. Ток разрядки 12 В, который может выдать батарея при температуре -18 °С без того, чтобы напряжение не упало ниже 9 в в течение 30 с и 6 В в течение 150 с.
Саморазрядка - химический процесс, протекающий в батарее и ведущий к ее разрядке, когда к ней не присоединены потребители. Заряженная новая автомобильная батарея ежедневно теряет примерно 0,5% своего заряда. Высокая температура, повреждения или загрязнения крышек батареи ускоряют процесс саморазрядки.
Батарея — накопитель энергии
Внутри батареи протекают химические процессы, благодаря которым она вырабатывает и аккумулирует энергию. При токоотдаче энергия химической реакции преобразуется в электрическую энергию. Важнейшая функция батареи - обеспечение стартера энергией для пуска двигателя. В зависимости от модели двигателя и стартера в момент пуска потребляемая мощность может составлять 5000 Вт. Это связано также с потерями на преодоление сил трения для проворачивания коленчатого вала разогретого двигателя - стартеру необходима лишь пятая часть этой мощности, потребление растет при низкой температуре, поскольку тогда смазочные материалы затвердевают.