Цепь привода распределительных валов
Распределительные валы приводятся в движение от коленчатого вала посредством двухрядной цепи (так называемая дуплекс-цепь). Шестерня распределительного вала имеет вдвое большее число зубцов, чем шестерня коленчатого вала. Поэтому частота вращения распределительного вала вдвое меньше частоты вращения коленчатого вала (рис. 4.20). С нерегулируемой (натянутой) стороны цепь ограничивает специальная пластина (успокоитель цепи), с другой стороны ее прижимает башмак натяжителя.
Рис. 4.20. Схема работы цепи привода с одним распределительным валом: 1 - шестерня распределительного вала; 2 - успокоитель цепи; 3 - шестерня привода ТНВД; 4 - успокоитель цепи; 5 - натяжитель цепи масляного насоса; 6 - шестерня привода масляного насоса; 7 - шестерня коленчатого вала; 8 - башмак натяжителя управляющей цепи; 9 - гидравлический натяжитель
Проверка износа цепи
При возникновении шумов следует проверить состояние цепи (рис. 4.21). При износе цепь удлиняется. Это удлинение приводит к износу шестерни распределительного вала. В худшем случае зубцы шестерни могут сломаться, и цепь проскочит, что приведет к серьезным повреждениям двигателя.
Рис. 4.21. Проверка износа цепи
При своевременной проверке цепи и обнаружении ее износа достаточно заменить цепь и шестерню распределительного вала. При сильном износе необходимо заменить все части привода цепи. Эта работа выполняется на СТОА специалистами.
Натяжитель цепи
Расположен с правой стороны головки цилиндров. Через башмак натяжитель нажимает на цепь. Его усилие складывается из силы встроенной пружины и давления масла, проходящего через натяжитель. Масло в натяжи-теле также сглаживает нагрузки при резком натяжении цепи.
Неисправный натяжитель подлежит замене. Новый натяжитель предварительно смажьте моторным маслом.