Общие сведения
Даже с полной синхронизацией передач и их легким переключением обращение с механической коробкой переключения передач все равно остается трудной задачей для многих водителей. Поэтому на автомобилях Mercedes также используется агрегат, снимающий с водителя задачу по переключению скоростей - автоматическая коробка передач (АКП). С ее помощью выбор необходимой передачи в зависимости от условий движения происходит автоматически, как правило, из четырех передач переднего хода. На четвертом поколении АКП, которые выпускает фирма Mercedes-Benz с начала 1995 г., нормой являются пять основных передач. Модели CDI Е-класса серийно оборудованы пятиступенчатой АКП новейшей разработки с электронным управлением.
Для пяти передач переднего хода в АКП нового поколения используются всего три планетарных механизма 3 (рис. 6.9) и шесть элементов многодискового сцепления 2 для передачи крутящего момента без разрыва потока мощности. До сих пор для такого же количества передач требовалось четыре планетарных механизма и семь элементов сцепления.
Рис. 6.9. Компактная пятиступенчатая АКП в разрезе: 1 - гидротрансформатор; 2 - многодисковое сцепление; 3 - планетарный механизм; 4 -запирающая шестерня режима парковки; 5 - фланец карданного вала; 6 - промежуточный рычаг, управляемый рычагом выбора передач на центральной консоли
Вместо использовавшихся для этих целей многодисковых фрикционов (сцеплений) и ленточных тормозов инженеры фирмы Mercedes применили в АКП нового поколения многодисковые фрикционы и многодисковые тормоза. Преимущество состоит в том, что в течение всего срока службы агрегата качество их работы остается оптимальным. Уменьшение количества планетарных механизмов позволило сделать АКП более компактной: ни пятиступенчатые АКП данного класса других производителей, ни четырехступенчатые не могут даже приблизиться к АКП Mercedes по этому параметру. Ее длина составляет всего 600 мм, что на 150 мм короче других сравнимых АКП. Примерно такой же размер имеет и четырехступенчатая АКП Mercedes, но в ней на одну передачу меньше и отсутствует гидротрансформатор с блокировочной муфтой. Отличается новая АКП и по массе. Ее вес, равный 80 кг, почти на треть меньше аналогов. Добиться такого результата позволило использование при производстве корпуса АКП фирмы Mercedes листового металла взамен тяжелых литых и кованых конструкций.
Благодаря современной конструкции новая АКП состоит всего из 630 деталей (рис 6.10). Это на 45% меньше сравнимых пятиступенчатых моделей.
Рис. 6.10. Пятиступенчатая АКП в разобранном состоянии наглядно демонстрирует заметное сокращение числа деталей в сравнении с предыдущими образцами