2.1. Моменты затяжки.
Резьбовые соединения деталей и узлов автомобиля удерживаются за счет момента затяжки между контактными резьбовыми поверхностями крепежного элемента. Поэтому необходимо выдерживать определенное значение момента затяжки при закручивании винтов, болтов и гаек, которое контролируется с помощью специального динамометрического гаечного ключа с ограничением по моменту затяжки. В процессе выполнения операций технического обслуживания, текущего ремонта и капитального ремонта при установке частей, перечисленных в таблице 2—1, необходимо закручивать крепежный элемент с помощью указанного динамометрического ключа до заданных значений момента затяжки, указанных в спецификации.
* Таблица 2—1.
Система |
Затягиваемый узел |
Момент затяжки |
|
Н*м |
кгс / м |
||
|
Болт шкива ременной передачи водяного насоса |
7—11 |
7,0-1,1 |
|
Болт опорной планки генератора переменного тока (с боковой стороны генератора переменного тока) |
20-25 |
2,0-2,5 |
|
Болт вертикальной шпонки генератора переменного тока |
34-54 |
3,4—5,4 |
|
Болт направляющей трубки масломерного щупа |
19-28 |
1,9-2,8 |
|
Болты коленчатого вала (М12><1,25) |
120-135 |
12,0-13,5 |
|
Болты коленчатого вала (М14><1,5) |
176-186 |
17,6-18,6 |
|
Свечи зажигания |
20-29 |
2,0—2,9 |
|
Гайка генератора переменного тока |
34-54 |
3,4—5,4 |
|
Катушка зажигания |
8-12 |
0,8—1,2 |
|
Болт клапана системы рециркуляции отработанных газов (для автомобилей, оборудованных системой фирмы Mitsubishi) |
17-25 |
1,7—2,5 |
|
Пластина крышки (для автомобилей, оборудованных системой фирмы United Electric Controls) |
15-25 |
1,5—2,5 |
|
Болт датчика положения распределительного вала (для автомобилей, оборудованных системой фирмы Mitsubishi) |
8-10 |
0,8—1,0 |
|
Болт датчика положения распределительного вала (для автомобилей, оборудованных системой фирмы United Electric Controls) |
7,5-8,5 |
0,75-0,85 |
|
Болт кронштейна датчика положения распределительного вала |
12-15 |
1,2—1,5 |
Двигатель |
Болт зубчатой пластины датчика положения распределительного вала |
17-26 |
1,7—2,6 |
|
Монтажный болт кожуха приводного ремня синхронизации |
10-12 |
1,0—1,2 |
|
Монтажный болт натяжного шкива приводного ремня синхронизации |
20-27 |
2,0—2,7 |
|
Монтажный болт датчика угла поворота коленчатого вала (датчика частоты вращения двигателя, для автомобилей, оборудованных системой фирмы Mitsubishi) |
8-10 |
0,8—1,0 |
|
Монтажный болт датчика угла поворота коленчатого вала (датчика частоты вращения двигателя, для автомобилей, оборудованных системой фирмы United Electric Controls) |
6-10 |
0,6~1,0 |
|
Монтажные гайки и болты правого кронштейна подвески двигателя (М10) |
30-42 |
3,0—4,2 |
|
Монтажные болты правого кронштейна подвески двигателя (М8) |
17-25 |
1,7—2,5 |
|
Болт датчика давления и температуры воздуха во впускном газовом коллекторе |
4-6 |
0,4—0,6 |
|
Монтажный болт кронштейна промывочного клапана угольного цилиндра |
8-10 |
0,8—1,0 |
|
Сборочные болты корпуса дроссельной заслонки в сборе |
15-22 |
1,5—2,2 |
|
Монтажные болты топливной шины в сборе |
10-13 |
1,0—1,3 |
|
Болты для установки пластины крышки |
17-25 |
1,7—2,5 |
|
* Монтажный болт датчика детонации |
15-25 |
1,5—2,5 |
Система |
Затягиваемый узел |
Момент затяжки |
|
Н*м |
кгс / м |
||
|
Датчик кислорода (для автомобилей, оборудованных системой фирмы United Electric Controls) |
40-60 |
4,0-6,0 |
|
Датчик кислорода (для автомобилей, оборудованных системой фирмы Mitsubishi) |
40-50 |
4,0-5,0 |
|
Датчик температуры жидкости в системе охлаждения (для автомобилей, оборудованных системой фирмы United Electric Controls) |
16-20 |
1,6-2,0 |
|
Датчик температуры жидкости в системе охлаждения (для автомобилей, оборудованных системой фирмы Mitsubishi) |
19,6-39,2 |
1,96-3,92 |
|
Соединение впускного патрубка системы охлаждения |
17-26 |
1,7-2,6 |
|
Датчик температуры жидкости в системе охлаждения |
20-40 |
2,0—4,0 |
|
Болт корпуса термостата |
19-28 |
1,9-2,8 |
|
Болт впускного патрубка системы охлаждения |
10-15 |
1,0—1,5 |
|
Болт водяного насоса |
12-15 |
1,2—1,5 |
|
Болт кронштейна впускного газового коллектора (М8) |
15-20 |
1,5-2,0 |
|
Болт кронштейна впускного газового коллектора (М10) |
27-34 |
2,7—3,4 |
|
Болт кожуха впускного газового коллектора |
15-20 |
1,5-2,0 |
|
Болт кронштейна выпускного газового коллектора (М8) |
15-20 |
1,5-2,0 |
|
Болт кронштейна выпускного газового коллектора (М10) |
27-33 |
2,7—3,3 |
|
Болт кожуха выпускного газового коллектора |
27-33 |
2,7—3,3 |
|
Болт серьги подвески двигателя |
15-20 |
1,5-2,0 |
|
Болт крышки клапанной камеры |
3-4 |
0,3-0,4 |
|
Болт вала коромысла в сборе |
28-34 |
2,8—3,4 |
|
Регулировочный винт |
8-10 |
0,8-1,0 |
|
Болт головки блока цилиндров (закрутить до момента затяжки 49 Н*м (5,0 кгс*м), затем ослабить и повторно закрутить до момента затяжки, указанного в спецификации) |
20±2+90° ...94° |
2,0±0,2+90° ..94° |
|
Болт кронштейна подвески коробки переключения передач (10х20— 7Т) |
42-54 |
4,2—5,4 |
Двигатель |
Болт кронштейна подвески коробки переключения передач (8><40—7Т) |
19-27 |
1,9—2,7 |
Маслосливная крышка |
34-44 |
3,4—4,4 |
|
|
Болт масляного поддона (Мб) |
6-8 |
0,6~0,8 |
|
Болт масляного поддона (М8) |
22-25 |
2,2—2,5 |
|
Масляный фильтр |
12-16 |
1,2—1,6 |
|
Болт передней крышки |
12-15 |
1,2—1,5 |
|
Г айка шатуна |
16,7±2,0 +90°..94° |
1,67±0,2 +90°.. 94° |
|
Болт маховика |
127-137 |
12,7-13,7 |
|
Болт задней крышки |
8-12 |
0,8—1,2 |
|
Болт кожуха маховика |
8-12 |
0,8—1,2 |
|
Болт корпуса заднего сальника |
10-12 |
1,0-1,2 |
|
Болт крышки подшипника |
34,3±2,0 +30°...34° |
3,43±0,2 +30°..34° |
|
Переключатель давления моторного масла |
15-22 |
1,5-2,2 |
|
Соединительный болт моторной рамы в сборе и кузова автомобиля |
59-79 |
5,9-7,9 |
|
Соединительный болт моторной рамы в сборе и поперечной балки рулевого механизма |
59-79 |
5,9-7,9 |
|
Соединительный болт гидравлического амортизатора подвески двигателя в сборе и кузова автомобиля |
34-54 |
3,4-5,4 |
|
Соединительная гайка гидравлического амортизатора подвески двигателя в сборе и двигателя |
59-74 |
5,9-7,4 |
|
Соединительный болт заднего гидравлического амортизатора подвески двигателя в сборе и кузова автомобиля |
74-89 |
7,4-8,9 |
|
Соединительная гайка заднего гидравлического амортизатора подвески двигателя в сборе и двигателя |
40-54 |
4,0-5,4 |
|
Соединительный болт левого гидравлического амортизатора подвески двигателя в сборе и моторной рамы |
30-40 |
3,0-4,0 |
|
Соединительная гайка левого гидравлического амортизатора подвески двигателя в сборе и моторной рамы |
45-59 |
4,5-5,9 |
Система |
Затягиваемый узел |
Момент затяжки |
|
Н*м |
К ГС / м |
||
|
Соединительная гайка правого гидравлического амортизатора подвески двигателя в сборе и моторной рамы |
45-59 |
4,5—5,9 |
|
Соединительный болт правого гидравлического амортизатора подвески двигателя в сборе и моторной рамы |
30—40 |
3,0—4,0 |
|
Пробка маслоналивного отверстия коробки переключения передач |
30-35 |
3,0—3,5 |
|
Пробка маслосливного отверстия коробки переключения передач |
30-35 |
3,0—3,5 |
|
Монтажная гайка топливного бака |
2,5 |
0,25 |
|
Монтажная гайка электрического топливного насоса, сбрасывающего клапана, датчика уровня топлива |
2,5 |
0,25 |
|
Соединение топливной трубки высокого давления и питающей топливной трубки |
32-42 |
3,2-4,2 |
|
Соединение топливной трубки высокого давления и топливной шины |
4-6 |
0,4-0,6 |
|
Датчик давления топлива |
12 |
1,2 |
|
Винт кожуха клапанной камеры |
11 |
U |
|
Гайка впускного газового коллектора |
10 |
1,0 |
|
Винт кронштейна впускного газового коллектора |
23 |
2,3 |
|
Винт передней серьги подвески двигателя |
10 |
1,0 |
|
Винт натяжителя |
11 |
U |
|
Винт кожуха цепи привода синхронизации (Мб) |
11 |
U |
|
Винт кожуха цепи привода синхронизации (М8) |
23 |
2,3 |
Двигатель |
Винт и гайка выпускного газового коллектора |
23 |
2,3 |
|
Винт маслосборника для моторного масла |
11 |
U |
|
Гайка масляного поддона |
11 |
U |
|
Маслосливная пробка масляного поддона |
25 |
2,5 |
|
Винт шкива ременной передачи коленчатого вала |
115 |
11,5 |
|
Крышка подшипника распределительного вала |
11 |
1,1 |
|
Дроссельная форсунка картера блока цилиндров |
5 |
0,5 |
|
Болт головки блока цилиндров |
60 |
6,0 |
|
Гайка крышки шатуна |
35±2 |
3,5±0,2 |
|
Винт и гайка крепления коробки переключения передач к картеру блока цилиндров |
50 |
5,0 |
|
Винт картера коленчатого вала (с внутренней стороны) |
53-59 |
5,3—5,9 |
|
Винт картера коленчатого вала (с наружной стороны) |
20-25 |
2,0—2,5 |
|
Винт направляющей |
9 |
0,9 |
|
Винт диска маховика |
65,5-72,5 |
6,55-7,25 |
|
Свеча зажигания |
18-22 |
1,8—2,2 |
|
Датчик кислорода |
40-60 |
4,0—6,0 |
|
Датчик температуры жидкости в системе охлаждения |
Не более 20 |
Не более 2,0 |
|
Крепежный винт датчика частоты вращения двигателя |
6-10 |
0,6~1,0 |
|
Крепежный винт датчика детонации |
15-25 |
1,5-2,5 |
Система |
Затягиваемый узел |
Момент затяжки |
|
Н*м |
кгс*м |
||
Система впуска |
Соединительный болт, гайка воздушного фильтра в сборе, большой камеры резонатора и кузова автомобиля |
7,8-9,8 |
0,78-0,98 |
Соединительный хомут выпускной трубы в сборе и малой камеры резонатора |
7-14 |
0,7-1,4 |
|
Система охлаждения |
Монтажный болт водяного насоса |
21-25 |
2,1-2,5 |
Монтажный болт термостата |
17-25 |
1,7—2,5 |
|
Монтажный болт радиатора |
10-14 |
1,0-1,4 |
Система |
Затягиваемый узел |
Момент затяжки |
|
Н*м |
кгс*м |
||
Система выпуска |
Соединительный болт выпускной трубы и выпускного газового коллектора |
45-55 |
4,5-5,5 |
Соединительный болт трехэлементного катализатора и передней секции выхлопной трубы в сборе |
39-59 |
3,9-5,9 |
|
Соединительный болт вспомогательного глушителя и основного глушителя |
39-59 |
3,9-5,9 |
|
Соединительная гайка трехэлементного катализатора и вспомогательного глушителя |
39-59 |
3,9-5,9 |
|
Коробка переключены я передач |
Гайка монтажной опоры коробки переключения передач |
57 |
5,8 |
Соединительный болт картера коробки переключения передач и двигателя |
48 |
4,9 |
|
Пробка маслоналивного отверстия и пробка маслосливного отверстия коробки переключения передач |
32 |
3,2 |
|
Соединительный болт опорного кронштейна коробки переключения передач |
22-25 |
2,2-2,5 |
|
Выпуклый фланцевый болт крышки задней части картера коробки переключения передач |
10 |
1,0 |
|
Монтажный болт тяги переключения передач в сборе |
12 |
1,2 |
|
Муфта сцепления |
Болт с отверстием шланга высокого давления муфты сцепления |
25-35 |
2,5-3,5 |
Болт регулировки длины толкателя главного цилиндра |
9-14 |
0,9-1,4 |
|
Монтажная гайка удерживающей рамы |
9-14 |
0,9-1,4 |
|
Монтажный болт кронштейна педали сцепления в сборе |
9-14 |
0,9-1,4 |
|
Карданный вал |
Самоконтрящаяся соединительная гайка карданного вала и ступицы колеса |
216-274 |
22-28 |
Подвеска |
Болт монтажного кронштейна переднего гасителя поперечных колебаний в сборе |
17-25 |
1,7-2,5 |
Фланцевый болт передней монтажной точки маятникового рычага переднего вала |
176-196 |
17,6-19,6 |
|
Соединительная гайка маятникового рычага переднего вала и поворотного кулака |
98-118 |
9,8-11,8 |
|
Фланцевый болт задней монтажной точки маятникового рьиага переднего вала |
157-176 |
15,7-17,6 |
|
Фланцевый болт задней монтажной точки передней балки в сборе |
39-59 |
3,9-5,9 |
|
Фланцевый болт верхней монтажной точки передней балки в сборе |
157-176 |
15,7-17,6 |
|
Фланцевый болт передней монтажной точки продольной балки |
59-79 |
5,9-7,9 |
|
Фланцевый болт задней монтажной точки продольной балки |
59-79 |
5,9-7,9 |
|
Верхняя монтажная гайка переднего амортизатора |
39-49 |
3,9-4,9 |
|
Соединительная гайка переднего амортизатора и поворотного кулака |
157-176 |
15,7-17,6 |
|
Верхняя монтажная гайка заднего амортизатора |
39-49 |
3,9-4,9 |
|
Нижняя монтажная гайка заднего амортизатора |
80-110 |
8,0-11,0 |
|
Передний монтажный фланцевый болт заднего опорного рычага |
110-130 |
11,0-13,0 |
|
Соединительная гайка заднего нижнего управляющего рьиага и заднего опорного рьиага |
80-110 |
8,0-11,0 |
|
Соединительная гайка заднего нижнего управляющего рьиага и кузова автомобиля |
110-130 |
11,0-13,0 |
|
Соединительная гайка заднего верхнего управляющего рьиага и кузова автомобиля |
110-130 |
11,0-13,0 |
|
Соединительная гайка заднего верхнего управляющего рьиага и заднего опорного рьиага |
110-130 |
11,0-13,0 |
|
Соединительная гайка управляющей тяги в сборе и кузова автомобиля |
110-130 |
11,0-13,0 |
|
Соединительный болт управляющей тяги в сборе и заднего опорного рьиага |
80-100 |
8,0-10,0 |
|
Самоконтрящаяся гайка ступицы заднего колеса |
150-200 |
15,0-20,0 |
Система |
Затягиваемый узел |
Момент затяжки |
|
Н*м |
кгс*м |
||
Подвеска |
Гайка монтажного кронштейна заднего гасителя поперечных колебаний |
20-29 |
2,0-2,9 |
Наборный болт монтажного кронштейна заднего гасителя поперечных колебаний |
9-14 |
0,9-1,4 |
|
Система рулевого управления |
Самоконтрящаяся соединительная гайка поперечной рулевой тяги и поворотного кулака |
20-30 |
2,0-3,0 |
Монтажный болт механизма рулевого управления |
80-90 |
8,0~9,0 |
|
Г айка регулировки сведения колес |
35-45 |
3,5-4,5 |
|
Фланцевая соединительная гайка жесткой гидравлической трубки возвратного контура |
12-18 |
1,2-1,8 |
|
Соединительный болт с отверстием трубки высокого давления |
49-64 |
4,9-6,4 |
|
Монтажный болт гидравлического насоса рулевого управления |
35-45 |
3,5-4,5 |
|
Опорный стержень гидравлического насоса рулевого управления |
45-55 |
4,5-5,5 |
|
Регулировочный стержень гидравлического насоса рулевого управления |
17-28 |
1,7-2,8 |
|
Монтажный болт колеса рулевого управления |
25-35 |
2,5—3,5 |
|
Монтажный болт рулевой колонки |
9-14 |
0,9—1,4 |
|
Монтажный болт вилки карданного шарнира |
15-20 |
1,5-2,0 |
|
Монтажный болт пыльника в сборе |
4-6 |
0,4~0,6 |
|
Монтажный болт нижнего вала рулевого управления и шестерни рулевого механизма |
15-20 |
1,5-2,0 |
|
Механизм трансмиссии акселератора |
Соединительный болт тросика акселератора и кузова автомобиля |
4-6 |
0,4—0,6 |
Соединительный болт кронштейна педали газа и кузова автомобиля |
9-14 |
0,9-1,4 |
|
Тормозная система |
Г айка с расширяющимся отверстием тормозной трубки |
13-17 |
1,3—1,7 |
Соединительный болт с отверстием гибкого тормозного шланга и тормозной колодки |
26-34 |
2,6-3,4 |
|
Монтажная гайка пропорционального клапана |
19-31 |
1,9—3,1 |
|
Монтажная гайка кронштейна гидравлического блока в сборе |
19-31 |
1,9-3,1 |
|
Монтажный болт бачка с тормозной жидкостью |
10-14 |
1,0-1,4 |
|
Винт для стравливания воздуха из переднего тормозного механизма |
6,8-9,8 |
0,68-0,98 |
|
Винт для стравливания воздуха из заднего тормозного механизма |
5,9—9,9 |
0,59-0,99 |
|
Соединительный болт опорной плиты заднего тормозного механизма и задней оси |
49-59 |
4,9-5,9 |
|
Соединительная гайка главного цилиндра усилителя и кронштейна педали тормоза |
11-17 |
1,1-1,7 |
|
Монтажный болт кронштейна педали тормоза |
10-14 |
1,0-1,4 |
|
Монтажный болт датчика частоты вращения колеса |
10-14 |
1,0—1,4 |
|
Монтажный болт рычага управления стояночным тормозом |
10-14 |
1,0—1,4 |
|
Монтажный болт троса стояночного тормоза |
10-14 |
1,0—1,4 |
|
Болт запасного колеса в сборе |
9,8-15 |
0,98-1,5 |
|
Г айка крепления колеса |
88-108 |
8,8-10,8 |
|
Затяжная гайка серьги вилки толкателя усилителя |
19-25 |
1,9—2,5 |
|
Соединительный болт тормозного суппорта и кронштейна |
90-110 |
9,0-11,0 |
|
Момент затяжки фиксирующей шпонки тормозного суппорта |
64-84 |
6,4—8,4 |
|
Крепежный болт заднего вспомогательного насоса |
7,8-11,8 |
0,78-1,18 |
|
Монтажный болт кронштейна гидравлического блока в сборе |
19-26 |
1,9—2,6 |
|
Четырехканальный разветвитель |
19-26 |
1,9—2,6 |
|
Шестиканальный разветвитель |
8-12 |
0,8—1,2 |
Примечание: символом «*» отмечены детали электронной системы управления фирмы United Electric Controls.
Моменты затяжки для болтов и гаек деталей и узлов, не указанных в таблице 2—1, перечислены в таблице 2—2.
Таблица 2—2.
Диаметр болта (мм) |
Момент затяжки (Н*м) |
кгс*м |
|
Диаметр болта (мм) |
Момент затяжки (Н*м) |
кгс*м |
5 |
2~4 |
0,2-0,4 |
|
8 |
10-16 |
1,0—1,6 |
6 |
4~7 |
0,4-0,7 |
|
10 |
22-35 |
2,2-3,5 |