Снятие и установка головки цилиндров
|
Приступайте к выполнению
работы только после полного остывания двигателя!
|
Снятие
|
- Отсоедините и снимите аккумуляторную батарею (см. Главу
Электрооборудование
двигателя).
- Опорожните систему охлаждения (см. Главу
Системы
охлаждения, отопления).
- Выверните свечи зажигания и снимите ремень привода вспомогательных
агрегатов (см. Главу
Текущее обслуживание).
- Снимите ремень привода ГРМ (см.
Снятие и
установка ремня привода ГРМ).
- Выверните крепежные болты и снимите кронштейн крепления двигателя
с правой стороны головки цилиндров.
- Снимите впускной трубопровод и выпускной коллектор (см. Главу
Системы питания и выпуска). Если головка цилиндров
не подлежит обслуживанию, она может быть снята в сборе с трубопроводом
и коллектором:
- Отсоедините электропроводку от потенциометра положения дроссельной
заслонки, регулятора оборотов холостого хода (ISC), инжекторов
впрыска топлива, клапана рециркуляции отработавших газов (EGR),
клапана продувки угольного адсорбера и лямбда-зонда.
- Сбросьте давление в системе питания и отсоедините топливные
линии от топливной магистрали. Отсоедините также все вакуумные
шланги и шланги системы охлаждения от впускного трубопровода/
корпуса дросселя.
- Снимите опорный кронштейн от впускного коллектора, также снимите
верхний кронштейн крепления генератора.
- Отсоедините трос акселератора.
- Отсоедините от выпускного коллектора приемную трубу системы
выпуска отработавших газов в сборе с опорным кронштейном.
- Отсоедините электропроводку от лямбда-зонда.
- Снимите крышку газораспределительного механизма (см.
Снятие
и установка крышки газораспределительного механизма).
- Снимите зубчатое колесо распределительного вала (см.
Снятие
и установка натяжителя газораспределительного ремня и зубчатых
колес привода ГРМ).
- Выверните болты крепления задней крышки привода ГРМ к корпусу
газораспределительного механизма.
- Отсоедините электропроводку от модуля зажигания, датчика температуры
охлаждающей жидкости (ECT), датчиков детонации (KS) и положения
коленчатого вала (CKP). Отдайте болт крепления шины заземления
в передней части головки и снимите с головки защитный кожух электропроводки.
- Отпустите крепежные хомуты и отсоедините шланги системы охлаждения
от кожуха термостата.
- Удостоверьтесь, что все шланги, трубки, провода и прочие коммуникационные
линии отсоединены и не мешают демонтажу головки цилиндров.
|
- Действуя в порядке, обратном показанному, постепенно, по четверти
оборота за подход, ослабьте болты крепления головки цилиндров
настолько, чтобы появилась возможность выворачивания их вручную.
Снимите болты с головки в комплекте со своими шайбами.
|
|
- Подняв вверх, отделите от головки корпус газораспределительного
механизма, — в случае необходимости обстучите корпус с боков молотком
с мягким бойком.
|
|
|
Ни в коем
случае не поддевайте корпус рычагом во избежание повреждения
сопрягаемых поверхностей! Пометьте положение двух направляющих
втулок, снимите их с головки и уберите в надежное место.
|
|
- Отделите головку цилиндров от блока, — постарайтесь не выронить
рычаги привода клапанов и маслоотражательные колпачки. В случае
необходимости легонько обстучите головку с боков молотком с мягким
бойком, — ни в коем случае НЕ ПОДДЕВАЙТЕ ее рычагом (см. предупреждение
выше)! Пометьте положение двух направляющих втулок, снимите их
и уберите в надежное место.
|
|
- Снимите уплотнительную прокладку, — пока не выбрасывайте прокладку
с целью идентификации по ней новой.
|
|
Подготовка к установке
|
- Тщательно зачистите и насухо протрите сопрягаемые поверхности
головки и блока цилиндров. Используйте твердый пластиковый или
деревянный скребок для удаления всех следов материала старой прокладки
и нагара. Также очистите днища поршней. Будьте предельно осторожны,
— поверхности легко повредить. Помните, что грязь не должна попасть
в маслотоки, водяные галереи каналы и резьбовые отверстия — закупорьте
их пробками или заклейте скотчем. Для предотвращения попадания
нагара в зазоры между поршнями и цилиндрами, набейте последние
густой смазки, которую по завершении процедуры очистки легко будет
удалить жесткой кистью. По завершении чистки протрите все поверхности
чистой сухой ветошью.
- Обследуйте сопрягаемые поверхности головки и блока на наличие
глубоких царапин, трещин и прочих повреждений. Небольшие дефекты
можно устранить мелким шабером, в более серьезных случаях головку
следует проточить, либо заменить.
- Удостоверьтесь в чистоте и сухость резьбовых отверстий, — на
всякий случай продуйте их сжатым воздухом (можно воспользоваться
велосипедным насосом). Присутствие в глухих отверстиях следов
смазки может привести к разрушению блока при затягивании болтов
в результате нарастания гидравлического давления.
- Болты крепления головки подлежат замене в обязательном порядке,
вне зависимости от их текущего состояния.
- При помощи стальной линейки и щупа лезвийного типа проверьте
плоскостность сопрягаемой поверхности головки (см.
Общий
и капитальный ремонт двигателя).
- Замените болты крепления головки цилиндров, — болты подлежат
замене в обязательном порядке вне зависимости от их текущего состояния.
|
|
Установка
|
- Приведите поршень первого цилиндра в положение ВМТ конца такта
сжатия.
- Чистой ветошью насухо протрите сопрягаемые поверхности блока
и головки.
|
- Удостоверьтесь в том, что обе направляющие втулки установлены
в свои гнезда.
|
|
- Уложите на сопрягаемую поверхность блока цилиндров новую уплотнительную
прокладку, — прокладка укладывается маркировкой «OBEN/TOP» вверх.
|
|
- Установите головку на блок цилиндров — проследите за правильностью
попадания направляющих втулок в приемные гнезда.
- Насухо протрите чистой ветошью сопрягаемые поверхности головки
и корпуса газораспределительного механизма. Удостоверьтесь в правильности
установки рычагов привода клапанов, маслоотражательных колпачков
и гидравлических компенсаторов.
|
- Нанесите слой подходящего герметика (проконсультируйтесь на
станции техобслуживания) на верхнюю сопрягаемую поверхность головки
цилиндров.
|
|
- Установите направляющие втулки и смажьте чистым двигательным
маслом рычаги привода клапанов.
- Аккуратно установите корпус газораспределительного механизма
(с вложенным в него распределительным валом) на головку цилиндров,
проследите за правильностью попадания направляющих втулок в приемные
гнезда, — проследите за правильностью попадания направляющих втулок
в приемные гнезда.
|
- Наденьте на НОВЫЕ болты крепления корпуса газораспределительного
механизма/ головки цилиндров шайбы, затем вверните болты и затяните
их от руки.
|
|
- Действуя в строго определенной последовательности, в несколько
приемов равномерно, затяните болты с усилием 1-й стадии.
|
|
- В прежнем порядке дотяните болты на углы сначала 2-й, затем
— 3-й и 4-й стадий, — воспользуйтесь угломерной насадкой, либо
нанесите краской или маркером опорные метки.
- Вверните болты крепления задней крышки привода ГРМ и затяните
их с требуемым усилием.
- Удостоверьтесь в правильности установки кронштейна правой опоры
подвески силового агрегата и затяните болты его крепления с требуемым
усилием.
- Установите зубчатое колесо распределительного вала (см.
Снятие
и установка натяжителя газораспределительного ремня и зубчатых
колес привода ГРМ) и газораспределительный ремень (см.
Снятие
и установка ремня привода ГРМ).
- Восстановите исходное подсоединение электропроводки, проследите
за правильностью прокладки жгутов и надежностью крепления их во
всех предусмотренных промежуточных фиксаторах.
- Подсоедините к корпусу термостата шланги охладительного тракта,
— проследите за надежностью затягивания крепежных хомутов.
- Установите на место впускной трубопровод и выпускной коллектор
(см. Главу
Системы питания и выпуска).
- Установите на место защиту картера и правое переднее колесо.
Опустите автомобиль на землю и затяните колесные болты с требуемым
усилием.
- Удостоверьтесь в правильности и надежности подсоединения всех
шлангов, затем произведите заправку системы охлаждения (см. Главу
Системы охлаждения, отопления).
- Подсоедините аккумуляторную батарею.
- Запустите двигатель и проверьте его на наличие признаков развития
утечек рабочих жидкостей.
|
|