Система рециркуляции отработавших газов (EGR) - общая информация,
проверка состояния и замена компонентов
Схема функционирования типичного датчика противодавления системы
EGR
|
1 — Клапан-переключатель ВРТ
2 — Клапан EGR
3 — Электромагнитный EGRС
|
4 — Датчик температуры EGR
5 — Трубка EGR
|
С целью снижения эмиссии в атмосферу окислов азота конструкция двигателя предусматривает
отвод части отработавших газов во впускной трубопровод через клапан EGR. Такое
подмешивание отработавших газов к воздушно-топливной смеси приводит к снижению
температуры ее сгорания.
Модели по 1998 г. вып.
|
1. На моделях до 1998 г. вып. в состав системы EGR входят клапан
EGR, электромагнитный клапан управления (EGRС), связанный с разрежением
в порте и трубопроводе, датчик температуры EGR и клапан датчика
противодавления (ВРТ). РСМ управляет функционированием системы через
электромагнитный клапан EGRС. Во впускном воздушном тракте предусмотрен
специальный вентиль, расположенный непосредственно за дроссельной
заслонкой. Разрежение впускного порта отслеживается через вентиль,
расположенный корпусе дросселя. При акселерации дроссельная заслонка
открывается, что приводит к повышению глубины разрежения во впускном
трубопроводе.
2. Клапан-переключатель ВРТ отслеживает глубину выпускного противодавления
при изменении оборотов двигателя. Информация, поступающая от датчика
температуры EGR, используется РСМ при управлении потоком рециркуляции
отработавших газов путем включения/выключения системы.
|
|
Проверка системы
|
1. Проверьте все шланги на наличие трещин, скручиваний и прочих
механических повреждений. Оцените герметичность штуцерных соединений.
|
2. Для проверки исправности
функционирования системы EGR прогрейте двигатель до нормальной
рабочей температуры. Переведите трансмиссию в нейтральное
положение, взведите стояночный тормоз и подоприте противооткатными
башмаками задние колеса автомобиля. Оставьте двигатель работающим
на холостых оборотах. Открыв дроссельную заслонку, поднимите
частоту вращения двигателя до 2000 ÷ 4000 об/мин, затем
вновь закройте заслонку, - шток клапана EGR должен двигаться
при изменении оборотов. Повторите проверку несколько раз.
Если шток не перемещается. Проверьте исправность подачи вакуумного
сигнала на клапан EGR. Отсоедините от клапана шланг и, прижав
к его срезу палец, повторите процедуру. Если разрежение в
шланге отсутствует, удостоверьтесь в герметичности соответствующих
штуцерных соединений, затем переходите к проверке электромагнитного
клапана EGRС.
|
|
|
Проверка компонентов
Клапан EGR
|
1. При выключенном двигателе отсоедините вакуумный шланг и при
помощи ручного вакуумного насоса создайте на клапане EGR разрежение
глубиной около 25.4 мм. рт. ст. если клапан открывается, измерьте
его рабочий ход, который должен составлять около 3 мм. Неисправный
клапан замените.
2. Вновь создайте разрежение и пережмите шланг. Клапан должен оставаться
открытым в течение не менее 30 секунд, в противном случае имеет
место нарушение герметичности диафрагмы и сборку следует заменить.
3. Запустите двигатель и создайте на клапане разрежение. При открытом
клапане должно иметь место нарушение стабильности оборотов холостого
хода, в противном случае следует удостовериться в отсутствии нарушений
проходимости каналов во впускном трубопроводе. Если никаких изменений
оборотов двигателя при открывании-закрывании клапана не происходит,
возможно последний вообще заклинен в каком-либо из положений. Снимите
клапан EGR и проверьте тарелку и ее седло на наличие посторонних
отложений.
4. При сильном нагарообразовании клапан следует протереть растворителем,
следя, чтобы он не попадал в контакт с диафрагмой.
5. При помощи ручного вакуумного насоса зафиксируйте клапан в открытом
положении и осторожно соскоблите размягченный растворителем слой
отложений с рабочих поверхностей тарелки и ее седла. Оцените степень
износа рабочих компонентов, в случае необходимости замените клапанную
сборку.
|
|
Электромагнитный клапан управления EGR (EGRС)
|
|
1. Проверьте исправность подачи на клапан разрежения при
работающем двигателе. Если разрежение отсутствует, проверьте
состояние соответствующих вакуумных шлангов и их штуцерных
соединений. Если шланги в порядке, проверьте проходимость
штуцера на корпусе дросселя. Если разрежение подается исправно,
отсоедините от клапана EGRС электропроводку и проверьте исправность
подачи на контактные клеммы разъема напряжения батареи при
включенном зажигании (двигатель не запускайте).
|
2. Для проверки исправности функционирования электромагнитного
клапана EGRС отсоедините от него электропроводку и, заземлив одну
клемму, при помощи провода-перемычки подсоедините вторую к положительному
полюсу батареи.
3. При подаче питания воздух должен свободно продуваться через два
штуцера, расположенных рядом друг с другом. При отключении питания
клапан должен перекрываться.
|
|
Клапан-переключатель противодавления EGR (ВРТ)
|
|
Отыщите клапан-переключатель ВРТ и закупорьте один из его
штуцеров пальцем. При помощи ручного вакуумного насоса создайте
в клапане-переключателе разрежение. ВРТ должен допускать незначительную
утечку. Замечание: Потери разрежения должны прекратиться при
подаче на расположенный под клапаном штуцер давления в 1.0
кПа (клапан следует снять с автомобиля). Дефектный клапан-переключатель
подлежит замене.
|
|
|
Датчик температуры EGR
|
|
Снимите датчик температуры
EGR. Опустите рабочий наконечник датчика в контейнер с водой.
Начинайте подогревать воду, отслеживая изменение сопротивления
датчика. По мере увеличения температуры сопротивление должно
падать и при 100
С достигнуть значения 80 ÷ 100 кОм.
|
|
|
Замена компонентов
Клапан EGR
|
1. Отсоедините рукав воздухозаборника от корпуса
дросселя и сборки воздухоочистителя (см. Главу
Системы
питания и выпуска).
|
2. Отсоедините вакуумную линию от клапан EGR. Отдайте гайку
штуцерного соединения.
|
3. Отпустите крепежные фиксаторы.
4. Снимите клапан EGR с впускного трубопровода. Старая прокладка
повторному использованию не подлежит и при установке должна быть
заменена в обязательном порядке.
5. Проволочной насадкой очистите сопрягаемую с клапаном поверхность
впускного трубопровода. Если клапан не будет заменяться, зачистите
также его сопрягаемую поверхность. Отверткой соскоблите угольные
отложения.
|
Во избежание повреждения
диафрагмы, ни в коем случае не промывайте клапан в растворителях!
Не рекомендуется также прибегать к пескоструйной обработке
сопрягаемой поверхности.
|
6. При чрезмерном нагарообразовании каналы EGR могут быть прочищены
проволочной щеткой. Во избежание нарушения проходимости клапана
проследите, чтобы весь абразив был тщательно удален.
7. При сильном загрязнении клапана снимите трубку EGR с выпускного
коллектора и прочистите ее изнутри. Замечание: Снимите клапан-переключатель
ВРТ и тщательно удалите абразив из всех каналов.
8. Установка производится в обратном порядке.
|
|
Электромагнитный клапан EGRС
|
1. Отсоедините от электромагнитного клапана управления EGR (EGRС)
электропроводку.
2. Тщательно промаркируйте и отсоедините все вакуумные трубки.
3. Отдайте крепежную гайку и снимите электромагнитный клапан.
4. Установка производится в обратном порядке.
|
|
Датчик температуры EGR
|
1. Отсоедините электропроводку от датчика и выверните последний
из трубки.
2. Перед установкой смажьте резьбу датчика антиприхватывающим герметиком.
3. Установка производится в обратном порядке.
|
|
Модели 1999 г. вып.
|
На моделях 199 г. вып. система EGR состоит из клапана EGR, устроенного
по принципу шагового мотора, датчика температуры EGR и модуля управления
(РСМ). РСМ осуществляет управление потоком рециркуляции отработавших
газов, открывая и закрывая клапан EGR малыми шагами. Система позволяет
осуществлять тонкую дозировку потока EGR, добиваясь максимальной
отдачи от двигателя.
|
|
Проверка компонентов
Клапан EGR
|
1. Проверьте исправность подачи электропитания
на клапан EGR. Отсоедините электропроводку и включите зажигание.
заземлите отрицательный щуп вольтметра на массу, положительный подсоедините
к поочередно к клеммам двух красных проводов разъема. В обоих случаях
измеритель должен зарегистрировать напряжение батареи, иначе следует
проверить состояние электропроводки на участках цепи между батареей
и реле ECCS (не забудьте про предохранители), и реле и клапаном
EGR (см. схему электрических соединений в конце Главы
Бортовое
электрооборудование).
|
2. При помощи омметра измерьте сопротивление между соответствующими
клеммами разъема клапана EGR. При комнатной температуре (20
С)
результат измерения должен составить 22 Ом, в противном случае
замените клапан. Если клапан в порядке, автомобиль следует
отогнать на станцию техобслуживания для проедения диагностики
РСМ и выполнения необходимого восстановительного ремонта.
|
|
|
Датчик температуры EGR
|
Снимите датчик температуры EGR. Опустите рабочий
наконечник датчика в контейнер с водой. Начинайте подогревать воду,
отслеживая изменение сопротивления датчика. По мере увеличения температуры
сопротивление должно падать и при 100
С достигнуть значения 10 ÷
30 кОм.
|
|
Замена компонентов
Клапан EGR
|
1. Отсоедините рукав воздухозаборника от корпуса
дросселя и сборки воздухоочистителя (см. Главу
Системы
питания и выпуска).
2. Отведите в сторону шланги и электропроводку с целью обеспечения
доступа к клапану EGR.
3. Отсоедините трубку EGR.
4. Отпустите крепежные фиксаторы.
5. Снимите клапан EGR с впускного трубопровода. Старая прокладка
повторному использованию не подлежит и при установке должна быть
заменена в обязательном порядке.
6. При помощи скребка тщательно зачистите сопрягаемые поверхности
клапана и трубопровода.
7. Установка производится в обратном порядке.
|
|
Датчик температуры EGR
|
1. Отсоедините электропроводку от датчика и выверните последний
из трубопровода.
2. Перед установкой смажьте резьбу датчика антиприхватывающим герметиком.
3. Установка производится в обратном порядке.
|
|